Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Из выступления вице-губернатора Алтайского края Михаила Щетинина на совещании, посвященном социально-экономическому развитию города-курорта Белокурихи. - Соглашения между территориями края и администрацией региона о взаимодействии в области социально-экономического развития заключаются уже тритий год. Финансово-экономический кризис привел к тому, что средний уровень выполнения этих договоренностей составит по итогам 2009 года 80-85 процентов. А по городским округам и- на более низком уровне. Если оценивать итоги выполнения соглашения по социально-экономическому развитию Белокурихи, то надо отметить: оно складывается ниже среднего уровня по городам края и составит около 75 процентов. Каковы наиболее критичные направления развития и в чем причины этого?
По итогам 11 месяцев 2009 года среднемесячная зарплата выросла всего лишь на 0,6 процента, тогда как по краю прирост составил 11,5 процентов. На развитие этой тенденции оказало влияние заметное сокращение числа отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях, которое по нашей экспертной оценке составляет от 7 до 15 процентов. В этих условиях необходимо более активно развивать малый бизнес. Между тем показатели его в Белокурихе заметно ниже среднего по городам края. Процент занятых в малом бизнесе города жителей города составляет 31 процент (среднегородской показатель по краю – 32 процента). А доходы от предпринимательской деятельности формируют 13 процентов общего объема доходов (по городам края – 18 процентов). Хотя в Белокурихе сосредоточен огромный потенциал для развития малого и среднего бизнеса. Вторым конкретным направлением соглашения, по которому наблюдается невыполнение индикаторов, является состояние бюджета. По предварительным данным, в бюджет города за январь-ноябрь 2009 года поступило 125,2 млн. руб. налоговых и неналоговых доходов, что составляет 79 процентов от запланированного объема. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года объем доходов снизился на 7 процентов. Для сравнения: по городам края снижение составило 4 процента. Невыполнение показателей соглашения отмечается в сфере инвестиций и развития инфраструктуры. По итогам 9 месяцев 2009 года объем инвестиций в городе сократился на 4 процента. При этом администрацией края за последние годы в рамках заключенного соглашения с «Росгазификацией» осуществляется строительство газовых сетей высокого и низкого давления, проведены работы по реконструкции дороги Бийск-Белокуриха и ряду других инфраструктурных объектов. Все это положительно сказывается на инвестиционном имидже города, края в целом. Однако, по моему глубокому убеждению, уникальные для Сибири возможности города-курорта используются не в полной мере. Большинство экспертов в сфере туризма подчеркивают, что по мере восстановления российской экономики будет наблюдаться заметное увеличение внутреннего туристического потока. С одной стороны, это следствие устойчивого тренда на здоровый образ жизни. С другой – это пробуждение интереса к истории, достопримечательностям, природе России. Белокуриха имеет устойчивый имидж санаторно-курортной столицы Сибири. Климат и методики лечения создают благоприятные условия для рекреации и восстановления здоровья. В последние годы предпринят ряд шагов для развития спортивного, конгрессного туризма. Все более популярным становится «отдых выходного дня». В то же время зачастую эти меры реализуются некомплексно, в отсутствии четкой и внятной концепции, которая должна по максимуму учитывать не только возможности города, но и прилегающих районов, обладающих значительным рекреационным потенциалом. Полагаю, что генеральной целью концепции развития должно стать позиционирование Белокурихи как всероссийского круглогодичного центра курортологии и рекреации. Приведу простой пример. Численность занятых только в экономике регионов Сибирского федерального округа и Тюменской области – основных потребителей наших услуг – составляет около 9,3 млн. человек. Из этой численности около 10 процентов работают в основных производствах или трудятся в неблагоприятных условиях. Это требует не просто организации отдыха, а ежегодного полноценного санаторно-курортного лечения. При этом даже из этой численности, если брать последние годы, не более 10 процентов потенциальной целевой группы выбрали Алтайский край в качестве места отдыха и лечения. Резерв для работы в этой части у края и Белокурихи, на мой взгляд, просто безграничен. В особенности при комплексном сценарии. Т.е. в совокупности с двумя особыми зонами Алтайского края – туристско-рекреационной и игорной. Для решения этой задачи требуется скорректировать подходы к развитию в Белокурихе инфраструктуры. Так, несмотря на высокие показатели обеспеченности платными услугами, койко-местами, врачами, средними медицинскими работниками, которые достигнуты благодаря развитому санаторно-курортному комплексу, городу катастрофически не хватает многих социальных объектов, которые, с одной стороны, могли бы удовлетворить спрос со стороны жителей Белокурихи, улучшить качество их жизни, с другой – были бы дополнительным источником привлекательности для потенциальных туристов. В целом, учитывая почти ежедневное пребывание в городе почти 4 тыс. отдыхающих, подсчитать потенциал и эффективность отдельных бизнесов вполне реально. Еще одним направлением развития города может стать позиционирование его в качестве центра развития зимних видов спорта сибирского и российского масштабов. Не секрет, что проведение Олимпиады-2014 в Сочи повысило интерес руководства страны и крупных инвесторов к развитию зимних видов спорта. Однако материально-техническая база для проведения соревнований по многим зимним видам спорта в России по существу утрачена. Это бобслей, биатлон, конькобежный, лыжный спорт и др. Учитывая климатические особенности и горный рельеф местности, Белокуриха вполне может претендовать на статус многофункционального центра по зимним видам спорта, дающий право на участие в федеральных и ведомственных целевых программах. Однако администрация города практически не участвует в строительстве объектов адресной инвестиционной программы, не поданы заявки на 2009 и 2010 годы. В целом участие города в краевых целевых и ведомственных программах несколько ниже, чем в других городах Алтайского края. Так, краевой инвестиционной комиссией за прошедшие 6 лет подавались из Белокурихи только два бизнес-проекта. Мы вправе рассчитывать на большую активность руководства Белокурихи во взаимодействии с федеральными и краевыми структурами, с бизнес-сообществом при подготовке инвестиционных площадок и строительстве объектов. Отдельно хочу остановиться на выстраивании эффективного взаимодействия администрации города с бизнес-сообществом по вопросам благоустройства курортной зоны, продвижения бренда Белокурихи на российском и международном рынках, развития курорта в целом. Знаю, что есть определенные противоречия в этой сфере. Однако, полагаю, что администрации города необходимо в рамках заключенных соглашений более эффективно использовать механизм частно-государственного партнерства. Думаю, такие соглашения должны быть заключены администрацией города либо с каждым санаторием, либо в рамках той ассоциации, которая в городе существует. |