18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Доклад Управления Алтайского края по труду и занятости населения на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов». Бийск, 22 сентября 2009 года.

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 

Тенденции рынка труда Алтайского края.

 

В современных условиях эффективность использования трудовых ресурсов, управление процессами их формирования и распределения определяется эффективностью системы государственного управления региональным рынком труда.

 

Нормально функционирующий рынок труда обеспечивает постоянное воспроизводство рабочей силы, распределяет ее между отраслями и секторами экономики, регулирует объемы спроса и предложения, гибко реагирует на изменения в экономике.

 

В 2008 году Администрации Алтайского края удалось добиться стабилизации ситуации на рынке труда и улучшения по ряду показателей.

 

Так, за январь-октябрь 2008 года численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась  на 43%. За год в 2,5 раза снизились долги по заработной плате.

 

В Сибирском Федеральном округе за последние три года край занимал лидирующие позиции по темпам роста среднемесячной заработной платы. Ее размер увеличился в 2 раза: с 4960 рублей в 2005 году до 9732 рублей в 2008.

 

Финансовый кризис практически полностью нивелировал докризисные достижения. Мы оказались на уровне 2007 – начала 2008 годов.

 

С октября прошлого года количество вакансий, заявленных в службу занятости, снизилось в 2,5-3 раза. Одновременно предложение рабочей силы увеличилось в 1,5 раза. В текущем году уровень безработицы к ЭАН максимально возрастал до 4,6%.

 

Таким образом, изменения, происшедшие в экономике региона, показали, что те меры политики занятости, которые предпринимались в период стабильного экономического развития и позволяли достигать значимых результатов, не в полной мере соответствуют реалиям кризисного периода. Новые экономические условия потребовали выработки новых подходов к управлению региональным рынком труда.

 

Специфика рынка труда Алтайского края.

 

Специфику рынка труда Алтайского края определяет структура экономики региона и размещение производительных сил на его территории. Наиболее значимыми на сегодняшний день являются следующие особенности.

 

Несбалансированность спроса и предложения, которая преимущественно носит структурный характер, которая проявляется в:

 

Территориальных диспропорциях рынка труда: ищущие работу концентрируются преимущественно в районах Алтайского края, в то время как основная потребность в работниках локализована в городах.

 

В сельской местности службой занятости регистрируется порядка 55,0 % ищущих работу граждан (от числа всех обратившихся) и только 44,0 % вакансий. В городах – противоположная ситуация. В результате, в городах имеет место  дефицит высококвалифицированной рабочей силы, в районах – избыток потенциальных работников.

 

Диспропорциях в профессионально-квалификационном составе рабочей силы, снижении качества трудовых ресурсов. Модернизация производства, расширение применения и развитие новых наукоемких технологий приводит к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

 

Среди обращающихся в службы занятости граждан не имеют профессионального образования около 60 %. При этом только 23 % вакансий не содержат требований к профессиональному образованию соискателей.

 

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда приводит к появлению групп дефицитных и избыточных для экономики региона профессий. Например, в настоящий момент в Алтайском крае не хватает сельских врачей, среднего медицинского персонала, горнорабочих. Избыточными являются бухгалтера, охранники.

 

Низкая социальная ответственность отдельных работодателей (особенно в малом бизнесе) в области улучшения условий и оплаты труда. 

 

Каждая третья вакансия, заявляемая в службу занятости, с заработной платой ниже прожиточного минимума, и порядка 70% – ниже  ее среднего уровня по краю. Три четверти рабочих мест не прошли аттестацию по условиям труда. Существует практика «серых» и «черных» схем оплаты труда. Некоторые работодатели допускают долги по заработной плате.

 

Общая безработица значительно превышает уровень регистрируемой безработицы.

 

На 1 сентября текущего года по оценке службы государственной статистики общая численность безработных составляла 152,5 тыс. чел. (9,6 % от численности трудоспособного населения). В то время как на учете в государственной службе занятости на эту же дату состояло 51,8 тыс. безработных (3,2 % к уровню трудоспособного населения).

 

Данная ситуация создает риски повышения уровня социальной напряженности на рынке труда в регионе.

 

Эти и другие особенности рынка труда требуют от органов власти всех уровней решения для реализации целей социально-экономического развития региона, которые закреплены в принятой Администрацией края стратегии социально-экономического развития до 2025 года.

 

Стратегия социально-экономического развития края, как основа для изменений в сфере занятости.

 

Согласно стратегии развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе национальная экономика перейдет к фазам стабилизации и роста с выходом на траекторию инновационного развития.  

 

Алтайский край также ориентирован на внедрение инвестиционных проектов инновационного типа особо важных для дальнейшего развития региона.

 

В числе приоритетов – проекты федерального масштаба: особо значимая аграрная зона «Комплексного развития Алтайского Приобья», особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь», «Алтайский биофармацевтический кластер» и другие.

 

Созданы необходимые условия для привлечения инвестиций. По уровню инвестиционного потенциала регион в последние три года улучшил позиции и занимает 26 место в России.

 

В этом году также приняты краевые программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» и «Развитие пчеловодства в Алтайском крае», увеличена загрузка производственных мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

 

В 2009 году в ходе реализации инвестиционных проектов (а всего их более 400) запланировано создание не менее 17 тысяч рабочих мест. Это обязательство работодателей отражено в краевом трехстороннем Соглашении. Более 6 тысяч постоянных рабочих мест уже создано.

 

Комплексно поддерживается развитие малого бизнеса. В этом секторе задействованы более 400 тыс. человек или 31 % экономически активного населения края. Основные требования для господдержки организаций и предпринимателей – это создание высокотехнологичных производств, модернизация техники и технологий, создание новых рабочих мест.

 

Перевод экономики на инновационные рельсы развития, реализация инвестиционных проектов потребуют соответствующего количественного и качественного кадрового обеспечения перспективных рынков труда, и, значит, стратегических изменений политики в сфере занятости.

 

Антикризисные меры в сфере занятости.

 

В условиях мирового финансового кризиса федеральным Центром приняты меры по поддержке различных сегментов реального сектора экономики, а также по созданию условий для перехода страны к инновационному развитию.

 

Для обеспечения динамичного развития экономики в современных условиях решающим фактором производства становятся трудовые ресурсы как совокупность знаний, умений и навыков людей.

 

В связи с этим,  приоритетным направлением деятельности становится реализация мер активной политики, нацеленной на сохранение трудового потенциала работников, повышение конкурентоспособности граждан и повышение эффективности функционирования рынка труда.

 

Значимым шагом в этом направлении стало внесение изменений в закон "О занятости населения в Российской Федерации". Организации, принимающие решения о ликвидации, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров с работниками, теперь обязаны известить об этом службу занятости. Эта мера позволила государственной службе занятости оперативно включаться в работу по снижению социальных последствий высвобождения персонала и послужила повышению социальной защищенности граждан, оказавшихся под риском увольнения.

 

Для поддержки безработных граждан было принято решение об увеличении максимального пособия по безработице с 3400руб. до 4900руб.

 

Поддержка работников, находящихся под угрозой увольнения, осуществляется в рамках мероприятий региональных программ дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края. Финансирование мероприятий краевой программы осуществляется из федерального и краевого бюджетов.

 

Таким образом, решаются две задачи: социальная (предупреждается повышение напряженности в обществе), и экономическая (сохраняются существующие трудовые ресурсы, одновременно повышается их качество).

 

Наш регион в числе первых включился в реализацию Программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда в Алтайском крае в 2009 году».

 

Общая численность участников Программы в соответствии с планом составит 59113 человек. По направлениям Программы:

  • в общественных и временных работах примут участие 52000 человек;
  • пройдут опережающее обучение 4858 человек;
  • получат адресную поддержку и трудоустроятся за пределами места проживания 955 человек;
  • займутся предпринимательской деятельностью 1300 человек.

 

В ходе реализации Программы в крае, более активно развивается направление «Общественные и временные работы», в нем занято более 80% участников Программы.

 

Это позволило сохранить более 14 тыс. рабочих мест и поддержать занятость 25,9 тыс. работников. В конечном счете, удалось стабилизировать ситуацию на рынке труда региона, остановить рост безработицы и обеспечить ее снижение начиная с апреля 2009 года (с 4,6 % до 4,0 % к экономически активному населению).

 

Заметим, что в 2010 году реализация региональных программ по всем направлениям будет продолжена.

 

В крае утвержден антикризисный план. Его выполнение контролируется в формате заседаний антикризисной рабочей группы под руководством Губернатора и подгрупп по основным сферам деятельности, возглавляемых соответствующими заместителями.

 

Основные подходы к государственному регулированию рынка труда с учетом стратегических изменений в экономике края.

 

С учетом складывающейся ситуации,  необходимо обеспечить переход к активной государственной политике на рынке труда края – усилению государственного регулирования, внедрению механизмов государственного протекционизма, обеспечение проведения экономической политики в интересах занятости населения.

 

Основной стратегический ориентир – формирование института социально-ответственных работодателей, целевой характеристикой которых становится способность отказаться от сиюминутных частных интересов в пользу общего развития и преодоления кризисных явлений. Риски, которые несет для Работодателя кризис, не должны негативно отразиться на уровне социальной защищенности работников. Мотивация работодателя на реализацию социально-ответственного поведения должна быть обеспечена государственной поддержкой и протекционизмом.

 

Основным механизмом формирования социальной ответственности является  усиление регулирующей и координирующей роли государства на рынке труда, которое организует и координирует деятельность всех его участников.

 

Реализация механизма государственного регулирования предполагает внедрение прямых и косвенных методов, направленных на обеспечение баланса (компромисса) интересов органов власти всех уровней, работников и работодателей.

 

Прямое регулирование осуществляется посредством совершенствования регионального законодательства и применения уже закрепленных в законодательстве рычагов управления.

 

На сегодняшний день законодательно решается актуальная в крае проблема обеспечения сбалансированности между структурой выпуска учреждений профессионального образования и потребностями экономики в кадрах.

 

 

Постановлением Администрации Алтайского края утвержден порядок определения объема и структуры приёма обучающихся за счет краевого бюджета в краевые государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

 

В управлении Алтайского края по труду и занятости населения прошли согласование предложений к контрольным цифрам приема граждан в 2010 году федеральные учреждения начального и среднего профессионального образования.

 

Основными критериями согласования являлись – фактическое  трудоустройство выпускников учебного заведения в предыдущем периоде и наличие спроса на рабочих и специалистов на региональном рынке труда.

 

В результате корректировка по структуре набора внесена в предложения 8 учебных заведений среднего профессионального образования из 16.

 

Так, в 2 раза сокращен набор по специальности экономика и бухгалтерский учет, правоохранительные органы, банковское дело, парикмахерское искусство; значительно сокращен набор по специальности товароведение, документационное обеспечение.

 

В то же время увеличен набор на специалистов,  востребованных на рынке труда. Это такие специальности, как: обогащение полезных ископаемых, компьютерные системы и комплексы, гостиничный сервис, электрификация и автоматизация сельского хозяйства.

 

Еще одной сферой активного применения прямых механизмов регулирования является процесс привлечения иностранной рабочей силы на региональный рынок труда.

 

Политика Администрации края в этом вопросе строится на двух ключевых принципах: все усилия должны быть направлены на защиту рынка труда Алтайского края и первоочередное обеспечение права на труд его жителям.

 

Координатором работы по определению потребности края в привлечении иностранных работников является Управление Алтайского края по труду и занятости населения.

 

Предложения по объемам квот готовятся с учетом перспектив демографического развития, спроса на рабочую силу, имеющегося трудового потенциала, а также прогноза численности безработных граждан.

 

Начиная с 2008 года, в крае снижается объем квотирования иностранной рабочей силы. Так, по сравнению с квотой 2008 года в размере 4117 разрешений на работу, в 2009 году она снизилась на 20% (согласовано 3293 разрешения), в 2010 году – на 47 % (1568 разрешений).

 

Привлечение  иностранных работников в 2010 году запланировано только на те рабочие места, которые невозможно заполнить за счет местных трудовых ресурсов. Признано целесообразным привлечение иностранных работников, имеющих высокий и средний уровень квалификации, и в отрасли, испытывающие острую потребность в трудовых ресурсах (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства и др.)

 

Регулирование в области социально-трудовых отношений закреплено в крае с начала 2009 года Постановлением о проведении  социальной экспертизы разрабатываемых краевых целевых программ, инвестиционных проектов и соглашений о социально-экономическом партнерстве между Администрацией края и хозяйствующими субъектами. Это стало началом практического формирования в регионе института социально-ответственных работодателей.

 

В ходе проведения соцэкспертизы, с одной стороны, осуществляется оценка проектов с целью выявления возможных позитивных и (или) негативных последствий на рынке труда в случае их принятия. С другой стороны, определяется уровень социальной ответственности работодателя, претендующего на оказание государственной поддержки.

 

За 6 месяцев действия Постановления, Управлением проведено 42 социальные экспертизы.

 

Основными критериями при подготовке экспертного заключения являлись: уровень средней заработной платы работников на создаваемых, сохраняемых рабочих местах, наличие мероприятий по повышению качества рабочей силы и рабочих мест в соответствии с требованиями рынка труда и трудового законодательства (аттестация рабочих мест по условиям труда, повышение квалификации персонала).

 

В крае работает еще один инструмент формирования у работодателя социальной ответственности. Им является действующее Постановление о награждении руководителя предприятия, учреждения и организации медалью «За заслуги в труде». Согласно документу,  награждение руководителя организации может состояться лишь по факту наличия соответствующего заключения, выданного Управлением Алтайского края по труду и занятости населения.

 

Заключение о целесообразности (нецелесообразности) награждения выдается по итогам проведения социальной экспертизы деятельности руководителя на основе анализа социально-трудовых отношений на предприятии.

 

В результате  проведенных социальных экспертиз, каждому пятому руководителю  было выдано заключение о нецелесообразности награждения медалью «За заслуги в труде». Заявки были отклонены краевой комиссией.

 

Наработанный в регионе опыт по формированию и повышению социальной ответственности работодателей логически реализовался в принятии важного документа. 30 июля 2009 года Губернатор А.Б. Карлин подписал Постановление «О повышении социальной ответственности  работодателей Алтайского края».

 

В нем законодательно определены четкие критерии отнесения работодателей Алтайского края к категориям «социально-ответственных» и «социально- ориентированных». Соответствующие  данным  критериям работодатели, будут включены в специально созданный Реестр. Внесение в Реестр позволит им в приоритетном порядке получать различные виды государственной поддержки.

 

Косвенное регулирование осуществляется через создание различных форм социального и государственно-частного партнерства.

 

Основным институтом стратегического партнерства является постоянно действующий, нормативно обеспеченный и организационно оформленный переговорный процесс между бизнесом и государством, а также инфраструктурными объектами – участниками партнерства.

 

Результат создания стратегического партнерства состоит в преодолении их организационной разобщенности, обеспечении активного участия всех заинтересованных сторон в разрешении проблем регионального рынка труда.

 

В этой связи, примером уже реализуемого механизма может служить новая услуга КГУ ЦЗН Алтайского края «Абонементное обслуживание по содействию в трудоустройстве высококвалифицированным работникам».

 

Банк данных соискателей службы занятости пополняется специалистами, имеющими профессиональное образование, успешный опыт работы по специальности, либо обладающими редкими, востребованными профессиями. Большинство из таких кандидатов не являются безработными, но желают сменить работу по разным причинам. При этом они представляют повышенный интерес для работодателя.

 

Порядком предоставления услуги предусмотрено прямое взаимодействие ЦЗН с работодателями, которых оперативно информируют о наличии в банке данных ЦЗН сведений о потенциально интересных для предприятий высококвалифицированных специалистах. Понятно, что такая услуга в приоритетном порядке будет доступна лишь тем работодателям, которые значатся в Реестре как социально-ответственные.

 

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Дополнительными мерами государственного регулирования регионального рынка труда в ближайшей перспективе должны стать совершенствование законодательного регулирования (в том числе и выработка предложений по совершенствованию федерального законодательства), увеличение вовлеченности участников рынка труда в процесс реализации механизма социального партнерства.

 

Наконец, важной мерой является повышение эффективности функционирования инфраструктуры рынка труда путем совершенствования механизмов взаимодействия его субъектов, а также повышения качества предоставляемых инфраструктурными организациями услуг.