Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Выступление вице-губернатора В.А.Ряполова на V съезде Алтайской торгово-промышленной палаты. Барнаул, 12 февраля 2009 года.
Уважаемые участники съезда! Уважаемые приглашенные! Деятельность Алтайской торгово-промышленной палаты за пять лет, прошедших с момента четвертого съезда, наглядно показала возросшую роль данной организации в содействии развитию предпринимательства на Алтае и улучшении социально-экономического положения края. Это подтверждается как увеличением более чем в полтора раза членской базы палаты, так и объективными экономическими показателями, которые стабильно росли вплоть до четвертого квартала прошлого года. То есть ровно до того момента, как Алтайский край, наряду со всей Россией, ощутил на себе негативное влияние мирового финансового кризиса. К началу 2009 года стало совершенно ясно, что нашей экономике предстоят серьезные испытания, которые требуют от нас консолидации всех конструктивных сил: от органов государственной власти до представителей деловых кругов. Поэтому вопросу сотрудничества с крупнейшим объединением предпринимателей, коим является Алтайская торгово-промышленная палата, Администрация края уделяет сегодня повышенное внимание. Со своей стороны мы предпринимаем ряд серьезных мер по минимизации экономических, а как возможного следствия – социальных последствий кризиса. Межведомственной рабочей группой по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края под председательством Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина осуществляется ежедневное отслеживание положения, складывающегося на предприятиях и организациях края. В каждой отрасли и территории выделены группы предприятий, имеющих системообразующее значение с точки зрения характера и объемов производственной деятельности, числа работающих, размера налогооблагаемой базы и других параметров. В списки Правительства Российской Федерации вошли 38 системообразующих предприятий и организаций края. Также сформирован региональный список из 87 хозяйствующих субъектов, в том числе 26 крупнейших предприятий АПК. С каждым субъектом, включенным в списки, на федеральном и региональном уровне ведется повседневная оперативная работа по сопровождению их экономической деятельности и оказанию необходимой помощи. В крае скорректированы действующие механизмы инвестиционной и иной государственной поддержки реального сектора экономики – приоритеты отданы проектам, находящимся в высокой степени реализации, дающим максимальный мультипликативный эффект, в первую очередь в социальном плане. Активизировано взаимодействие с федеральными министерствами, службами и агентствами, крупнейшими кредитными организациями с целью увеличения для алтайских предприятий объемов государственного заказа, привлечения в регион дополнительных государственных инвестиций, облегчения допуска наших предприятий к кредитным ресурсам. Например, заключено соглашение между Администрацией Алтайского края и Внешэкономбанком. При поддержке Администрации края заключены крупные контракты на поставку продукции ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтай-Кокс», ОАО «Алтайское тракторостроительное объединение». Как минимум на ближайшие год-два гособоронзаказом обеспечены ОАО «Ротор», ФКП «Бийский олеумный завод», ФНПЦ «Алтай», подавляющее число других предприятий ВПК. Значительные бюджетные ресурсы привлекаются для содействия занятости населения Алтайского края. На эти цели из федерального бюджета предусмотрены субвенции в размере свыше 1 млрд. 400 млн. рублей. Администрацией края разработаны дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. Но все эти меры дадут максимальный эффект только при условии активного сотрудничества с бизнес-сообществом. И в этих условиях роль Алтайской торгово-промышленной палаты должна возрасти еще более. Во-первых, являясь ведущим краевым предпринимательским объединением, Алтайская торгово-промышленная палата должна распространять и внедрять на практике наиболее перспективные модели корпоративного управления. Такие, которые нацеливали бы предпринимателей на использование собственных ресурсов и ресурсов государственной поддержки с наибольшей технологической и социальной отдачей. Что имеется в виду? Достаточный опыт палаты в совершенствовании правовой среды для эффективной хозяйственной деятельности, деловые контакты необходимо максимально использовать в решении ряда конкретных проблем, от которых напрямую зависит то, насколько успешно алтайское предпринимательство, экономика края будут развиваться сегодня и завтра. Это вопросы демонополизации рынка, участия малого предпринимательства в государственных заказах, вхождения частного бизнеса в социальные направления деятельности. Сегодня, когда многие наши предприятия столкнулись с падением спроса на свою продукцию, инициативы палаты по развитию экспортноориентированного бизнеса, продвижению продукции местных товаропроизводителей на межрегиональные рынки, приобретают особое значение. Тем более, что нами накоплен достаточный положительный опыт в этой области, который приносит ощутимый положительный эффект. В 2008 году внешнеторговые операции осуществлялись более чем с 70 странами дальнего и ближнего зарубежья. Внешнеторговый оборот Алтайского края за 2008 год увеличился по сравнению с 2007 годом на 53% и составил чуть менее 2 млрд. долларов США. Возросли стоимостные объемы как экспортных, так и импортных поставок. При этом стоимостные объемы экспорта превышают стоимостные объемы импорта в 2,1 раза. Положительное сальдо торгового баланса Алтайского края превысило 700 тыс. долларов. В 2008 году управлением Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей совместно с другими органами исполнительной власти края, Алтайской торгово-промышленной палатой была проведена работа по организации и участию в различных международных мероприятиях. Среди них: агропромышленная выставка «Зеленая неделя» и международная туристическая выставка «ITB», проводившиеся в Берлине; визиты на Алтай делегаций из Франции, Германии, Болгарии, Казахстана; визиты наших представителей в Туркменистан, Таджикистан и другие государства ближнего и дальнего зарубежья. В сфере развития межрегиональных связей в 2008 году заключены соглашения о сотрудничестве с Чувашской Республикой, Мурманской областью, Красноярским краем и г. Санкт-Петербургом, а также протоколы по реализации ранее заключенных соглашений с Челябинской областью и Республикой Татарстан. Среди предприятий края во внешнеторговой деятельности наиболее активно проявили себя ОАО «Алтай-кокс», ООО «АЗПИ», ОАО «Бийский котельный завод», ЗАО «Грана», ООО «ПИК», филиал ОАО «Энергомашкорпорация», ОАО «Мельник», ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод», ООО «Акватрон-Ач», ОАО «ПО Алттрак», ООО «Сибирская производственно-торговая компания», ООО «Крез», ЗАО «Барнаульский молочный комбинат» и другие. Еще одним немаловажным аспектом нашей совместной работы с торгово-промышленной палатой является деятельность по поддержке малого предпринимательства на Алтае. Малому предпринимательству отводится серьезная роль в социально-экономическом развитии края. Неслучайно ему придан статус приоритетного регионального проекта. В последние три года эта сфера деятельности демонстрирует положительную динамику развития. Наш регион по количеству малых предприятий и числу работающих на них входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа. Сегодня в сфере предпринимательства Алтайского края задействованы 440 тысяч человек, что составляет почти третью часть экономически активного населения. По сравнению с 2006 годом этот показатель возрос на 13,3 %. Численность субъектов малого бизнеса за этот период также возросла на 10,1 %. Основным инструментом финансовой поддержки наиболее значимых инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса является возмещение части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. На субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса в 2008 году использовано около 40 миллионов рублей. Государственная поддержка оказана более 400 субъектам малого и среднего бизнеса. Общая сумма привлеченных кредитных ресурсов составила свыше 700 млн. рублей. Мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, показывает, что численность наемных работников увеличилась на 3,5 процента, а средняя заработная плата одного наемного работника выросла в среднем на 17 процентов. В ближайшее время будет принято решение о повышении размера кредита, по которому может быть получено возмещение части банковской процентной ставки для предпринимателей, занятых в торговле и общественном питании до 7 млн. рублей и до 10 млн. рублей для предпринимателей из сферы производства и оказания услуг. В крае одним из первых в Российской Федерации создан гарантийный фонд по обеспечению субъектам малого и среднего бизнеса поручительств перед кредитными организациями. С привлечением средств федерального бюджета капитализация Алтайского гарантийного фонда в настоящее время составляет 100 млн. рублей. В целях развития деятельности фонда и расширения клиентской базы приняты решения, позволяющие пользоваться поддержкой фонда широкому кругу субъектов предпринимательства. В частности, в течение 2009 года выдача поручительств будет осуществляться на безвозмездной основе. Размер поручительства увеличен до 10 миллионов рублей. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы введены в число получателей поручительств фонда. Для них размер поручительства может составлять 50 процентов залогового обеспечения по кредиту. В 2009 году на оказание поддержки субъектам малого и среднего бизнеса планируется направить около 200 млн. рублей краевых средств и привлечь до 500 млн. рублей из федерального бюджета. Это позволит направить в сферу малого и среднего предпринимательства более 3,5 млрд. рублей кредитных ресурсов и снизить негативные последствия мирового финансового кризиса. В планах Администрации края – создание и организация работы фонда микрозаймов. Эта структура предоставит возможность предпринимателям края пользоваться краткосрочными займами в размере до 1 млн. рублей на более льготных условиях, чем в банках. Также в 2009 году планируется организовать систему поддержки малого предпринимательства через предоставление начинающим предпринимателям грантов на создание собственного дела. Система грантовой поддержки создаст условия для стартового развития бизнеса. В ближайшей перспективе приоритетным направлением в развитии инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства станет формирование условий для деятельности наукоемкого бизнеса, а также создание филиальной сети бизнес-инкубаторов по краю. Первыми в формировании филиальной сети станут проекты создания бизнес-инкубатора агропромышленного типа в Немецком национальном районе и агротуристического типа в Алтайском районе. И надо не просто затвердить уже достигнутые результаты. Следует шире использовать механизмы саморегулирования. Заняться совершенствованием организации и управления инновационным бизнесом, продвигать в этой сфере рабочие модели полного научно-производственного цикла. В современных условиях конкурентоспособность алтайских товаропроизводителей прямо зависит от оперативного внедрения новых разработок и занятия наиболее перспективных отраслей, наукоёмких производственных ниш. Следовательно, потребуется помощь как науке, так и бизнесу в апробации эффективных моделей управления научными ресурсами. Более весомым мог быть вклад ТПП в формирование эффективной рыночной среды, прежде всего за счёт демонополизации регионального и муниципальных рынков. Эта проблема хорошо известна. Факты недобросовестной конкуренции и использования доминирующего положения отмечены в целом ряде отраслей. Подобные проблемы с той или иной спецификой характерны практически для всех стран с рыночной экономикой. Однако, учитывая имеющийся мировой опыт, надо способствовать внедрению наиболее эффективных механизмов антимонопольного контроля. С реализацией в крае проекта создания особой аграрной территории ресурсы общественных объединений предпринимателей и государственной поддержки важно акцентировать на развитии сельскохозяйственного бизнеса. «Комплексное развитие Алтайского Приобья» – самый масштабный проект, планируемый к осуществлению, который способен создать реальные стимулы к оживлению сельхозпроизводства. И серьезной задачей остается повышение качества ведения аграрного бизнеса, а также уровня оказания торговых и торгово-посреднических услуг в этой сфере. Спасибо за внимание! |