18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом заявил вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиции Алтайского края Михаил Щетинин, выступая на конференции предпринимателе, приуроченной к празднованию Дня российского предпринимательства, который будет отмечаться в стране 26 мая, а также к 10-летию Алтайского союза предпринимателей. 
 

По итогам конференции была принята резолюцию, в которой дается оценка проводимой политике государственной поддержки предпринимательства и предлагаются меры по ее совершенствованию. По мнению председателя Правления Алтайского союза предпринимателей Павла Нестерова, в настоящее время происходит серьезное изменение структуры экономики и, соответственно, предпринимательское сообщество должно учитывать эти тенденции, изменяя и модернизируя свой бизнес с участием ресурсов государственной поддержки. По его словам, оборот малых предприятий без учета индивидуальных предпринимателей и микробизнеса в Алтайском крае в 2009 году составил 292 млрд. рублей, или почти 48% от всего оборота предприятий края. Всего на территории края действует 21,8 тыс. субъектов малого предпринимательства, на которых трудоустроено 400 тыс. человек, или 35% от занятого населения региона. Публикуем текст выступления на конференции Михаила Щетинина


  
«Роль малого и среднего бизнеса в реализации стратегии социально-экономического развития Алтайского края»
 
Барнаул
21 мая 2010 года
 
Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Благодарю Вас за приглашение принять участие в важном как для власти, так и для бизнеса разговоре. А также поздравить членов Алтайского союза предпринимателей с 10-летием деятельности объединения, которое со дня создания сохраняет ведущее место среди общественных институтов края в представлении и отстаивании интересов субъектов малого бизнеса.  Что, кстати сказать, подтверждает проблематика вопросов, обсуждаемых  сегодня на конференции.

 

Характеризуя состояние малого и среднего предпринимательства, мы сходимся в оценках стабильности данного сектора и его способности противостоять кризисным явлением. Несмотря на серьезные трудности, с которыми мы столкнулись в прошедшем году, нам удалось избежать худшего развития сценария.

 

На начало текущего года по данным управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю на территории края зарегистрировано 31 508 предприятий малого и среднего бизнеса, что составляет 56,4 % от общего числа организаций  всех форм собственности и 72 440 индивидуальных предпринимателей. На малых и микропредприятиях занято 154 тысячи человек. По последним данным всего в сфере предпринимательства в настоящее время задействовано 35 % от экономически активного населения края. Обязательные налоговые отчисления от субъектов предпринимательства края в бюджеты разных уровней по итогам 2009 года составили почти 15 млрд. рублей или 43,8 % от общего объема поступлений. В территориальный бюджет края от данной категории плательщиков по итогам прошлого года поступило 8554 млн. рублей (34,5 % от поступлений в территориальный бюджет) на 1334 млн. рублей больше, чем в 2008 году.

 

Определенное оживление в экономике края, наметившиеся в этом году, позволяет делать хоть и осторожные, но все же оптимистичные прогнозы относительно роста основных показателей на предприятиях малого и среднего бизнеса. Так, по мнению 616 руководителей предприятий реального сектора экономики края, участвовавших в мониторинге экономической ситуации в марте текущего года, в регионе наблюдается улучшение дел в сфере производства товаров и услуг. Повысился уровень обеспеченности заказами. Продолжается стабилизация ситуации как с наличием денежных средств на предприятиях, так и с обеспеченностью предприятий оборотными средствами. Замедлился рост  цен (тарифов) на производимую продукцию (услуги) предприятий, так и рост издержек производства (обращения). Значительно улучшилась ситуация с просроченной дебиторской задолженностью. Возрос спрос на продукцию и услуги предприятий практически всех видов экономической деятельности. Возросла в целом доля предприятий, ожидающих увеличения объема производства в ближайшие 3 месяца, по таким видам экономической деятельности как производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, а также транспорт. Ожидают увеличения спроса на свою продукцию предприятия, осуществляющие производство машин и оборудования, производство пищевых продуктов, химическое производство, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, а также на транспорте.

 

Однако говорить о том, что мы вошли в стадию успешного преодоления последствий кризиса, и развитие экономики приобрело устойчивую тенденцию, преждевременно, поскольку пока еще сохраняется ряд нерешенных проблем, которые негативно влияют на экономическую динамику.  По-прежнему остается неустойчивой динамика внутреннего спроса, потребления и инвестиций. Поэтому на территории края  ни одно мероприятие из пакета антикризисных мер, подтвердивших свою эффективность в 2009 году, не будет свернуто.

 

Необходимо сказать, что преемственность в подходах к развитию малого и среднего бизнеса в Алтайском крае, базирующаяся на понимании особой роли предпринимательства в подъеме и развитии экономики, в отличие, скажем, от  исторически мощных «сырьевых» регионов, сохраняется и совершенствуется на протяжении ряда лет. И пионеры предпринимательского движения, которые здесь присутствуют, прошли этот путь вместе с властью. От создания первооснов господдержки к ее системному развитию.

 

На территории края сегодня создан и действует стандартный набор структур поддержки малого предпринимательства. Региональную систему государственной и негосударственной поддержки малого бизнеса можно считать сложившейся, хотя и требующей значительного развития во всех её частях. И мы будем работать над этим, повышая как качество предоставляемых услуг предпринимателям, так и их доступность по всему краю.

 

Считаю важным, что трансляторами бюджетных ресурсов и государственной поддержки становятся инфраструктурные объекты поддержки предпринимательства. Выполняя свои основные функции по оказанию информационной, имущественной и финансово-кредитной поддержке хозяйствующим субъектам, они также активно  взаимодействуют с различными коммерческими, банковскими организациями, органами власти, что в целом положительно отражается на деловом климате в крае, а также процессах привлечения дополнительных материальных ресурсов в сферу предпринимательства.

 

Продолжая тему финансовой поддержки, на мой взгляд, нужно отказываться от стереотипов измерения ее эффективности и полноты через показатели количества субъектов воспользовавшихся ею. Прежде всего, во главу угла, должен быть положен принцип адресности ее направления и экономической целесообразности. Рыночные законы должны работать – стимулировать конкурентоспособность бизнеса и повышать потребительский спрос. Отсюда и векторы дальнейшего развития, нацеленные на модернизацию производств, освоение смежных видов деятельности, использование инновационных разработок.

 

Инициирование Администрацией края создания особых экономических зон туристско-рекреационного и игорного типа, продвижение проектов по организации на территории Бийска биофармацевтического кластера и бизнес-инкубатора инновационного типа, реализация крупномасштабных проектов по освоению сырьевых ресурсов, программы энергоэффективности – это сигнал и посыл, обращенные, прежде всего, к деловому сообществу края. 

 

Инвестиции, подготовка кадров, упрощение различных разрешительных для ведения бизнеса процедур – понятно, что без этих слагаемых качественно развивать свое дело трудно, а иногда, просто невозможно. Именно над этим мы вместе с вами должны работать. Считаю, что определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

 

В крае действует Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы предпринимательства. Это наша инициатива и ее реализация полностью финансируется из краевого бюджета. Первый набор слушателей в этом году уже заканчивает обучение, мы надеемся с большой пользой для себя и для развития своего дела. Поскольку, данный образовательный резерв малого бизнеса должен быть использован с максимальной отдачей в виде эффективных управленческих решений в сфере предпринимательства.

 

Расширение доступа субъектов предпринимательской деятельности к финансово-кредитным ресурсам – это тема оставалась заглавной в нашей работе весь прошлый год и будет продолжена через работу гарантийного фонда и Алтайского фонда НАмикрозаймов, а также участие края в государственной программе финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, заключение соглашений о сотрудничестве с ведущими банками, работающими в регионе. При этом мы продолжим рассматривать возможность и варианты создания фонда прямых инвестиций. С запуском бизнес-инкубатора инновационного типа в городе Бийске и началом деятельности привузовских бизнес-инкубаторов этот проект будет иметь все основания состояться.

 

И, наконец, об «ограничителях» бизнеса – административных барьерах. Индикатором того, что они снижаются, подтверждает показатель инвестиционного потенциала края. В минувшем году по оценке его уровня наш регион занял 27 позицию в России, а по показателю инвестиционного риска поднялся с 62 пункта на 37 и перешел из зоны высокого в зону умеренного риска. Международное рейтинговое агентство «Фитч Рейтингс» повысило долгосрочные рейтинги Алтайского края, изменив прогноз с «позитивного» на «стабильный».

 

Безусловно, смягчение административного прессинга во многом стало возможным, благодаря планомерной работе Правительства страны в принятии ряда нормативных правовых актов, расширяющих свободу для предпринимательской деятельности. На территории страны была проведена реформа законодательства, регулирующего проведение контрольно-надзорных мероприятий.

 

Принят важный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Этот закон с 1 мая 2009 года установил обязательную процедуру согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры Российской Федерации. Ограничены сроки проведения плановых проверок. Сокращены и права контрольных органов на проведение плановых проверок предпринимателей.

 

С августа прошлого года стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления (уведомительный порядок для ряда видов деятельности).

 

 Исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. Принят федеральный закон, освобождающий компании, применяющих единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширена сфера декларирования соответствия.

 

И это далеко не полный список. Не хочу сказать, что мы оставались наблюдателями давно ожидаемых изменений в правовой сфере, запущенных с участием политической воли руководства страны. На региональном уровне через работу межведомственной комиссии по устранению административных барьеров также были приняты важные решения, упорядочивающие деятельность контрольно-надзорных органов. Значимым, считаю, принятое в ходе нескольких совещаний решение о сокращении сроков оформления прав на земельные участки в городе Барнауле. Мы ожидаем, что корректировка сроков оформления произойдет и в территориях края в соответствии с рекомендациями краевой межведомственной комиссии, направленным во все муниципальные образования края. 

 

В текущем году в области государственной поддержки предпринимательства мы входим в новый формат взаимодействия с органами местного самоуправления. Речь идет о долевом софинансировании муниципальных программ поддержки предпринимательства из средств краевого и федерального бюджетов. На сегодня в бюджетах порядка 40 муниципальных образований заложены средства, за счет которых будет осуществляться дополнительно финансирование.

 

Перенесение части компетенций по развитию малого и среднего бизнеса на местный уровень помимо выполнения прямых функций поддержки хозяйствующих субъектов, также будет мотивировать муниципальные органы к созданию собственных механизмов предоставления преференций и к организации схем сопровождения социально значимых бизнес-проектов.

 

Сегодня мы рассматриваем возможности для активизации малого бизнеса по всем основным стратегическим направлениям социально-экономического развития края и открыты для сотрудничества во благо Алтайского края и его жителей. Позволю себе процитировать Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, «без активной позиции предпринимательства все намерения государства создать инновационную экономику ничем не закончатся».

 

 Уверен, у нас в крае есть для этого серьезный ресурсный задел и позитивный характер взаимодействия органов власти и бизнеса, которые помогут решать поставленные задачи.

 

 В завершении своего выступления хочу поздравить вас с наступающим профессиональным праздником Днем российского предпринимательства. Желаю благополучия, новых свершений и оптимизма в  их достижении!