18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом в интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову заявила председатель Алтайского краевой избирательной комиссии Ирина АКИМОВА.

Встреча с г-жей Акимовой  состоялась после завершения декабрьской кампании, когда в Алтайском крае избирали депутатов Госдумы и краевого Законодательного собрания. А впереди – выборы Президента РФ и масштабные муниципальные выборы, которые в известном смысле сформируют новый политический ландшафт региона. Говорят, что в Кремле будут внимательно следить за их результатами – ведь на Алтае пройдут первые крупные местные выборы после декабрьского цикла. Несмотря на занятость в преддверии надвигающейся избирательной кампании,  Ирина АКИМОВА любезно согласилась ответить на вопросы Doc22.

- Ирина Леонидовна, как бы вы в целом оценили характер минувшей избирательной кампании? В чем ее особенности? Есть ли у нее региональная специфика?

- Безусловно, региональная специфика при проведении федеральных избирательных кампаний есть, она всегда присутствовала.  Взять, к примеру, тот факт, что, начиная с 2000 года, выборы в наши краевые представительные органы совпадают с выборами президента. Наверное,  некоторые особенности исчезнут, когда разные сроки полномочий «разведут» эти отличающиеся по уровню и масштабам электоральные кампании. Тем не менее, в 2011 году выборы в Госдуму совпали, как и в 26 других регионах России,  с избранием депутатов регионального Законодательного Собрания. Разумеется, этот факт обусловил особенности организации и проведения выборов: ведение избирательной агитации отдельными кандидатами и партиями, формирование избирательных фондов. Иными словами,  особенности проведения предвыборной кампании были обусловлены тем, что ее региональная компонента влияла на  федеральную. Как, впрочем, и наоборот. Поэтому для Алтайского края это был серьезный, крупномасштабный избирательный цикл, в котором на характер выборной кампании влияло очень много факторов.

Разумеется, к специфике Алтайского края как электоральной площадки можно отнести и особенности административно-территориального устройства, организации управления региона, большое количество избирателей, участковых и территориальных избирательных комиссий, дробность участков. Алтайский край относится в этом отношении к категории крупных субъектов не только в Сибирском федеральном округе, но и в России в целом.

- Изменилась ли технология организации выборов? Появились ли какие-то новации?

- Конечно, кампания декабря 2011 года, как федеральная, так и региональная, проходила, с одной стороны,  в рамках традиционных форматов организации избирательных процедур. В этом отношении некая преемственность с предыдущими  выборами сохранялась.

Но появилось и много нового, в первую очередь, на выборах депутатов краевого Законодательного собрания. С одной стороны, система осталась прежней – смешанной, мажоритарно-пропорциональной, сохранилось неизменным количество одномандатных округов, не изменился численный состав депутатского корпуса – 68 депутатов. Осталась прежней и схема округов, что позволило избирателям ощущать некую преемственность в работе депутатов.

С другой стороны, те правовые новации, которые произошли к началу избирательной кампании, обусловили ее отличия от предыдущих кампаний. К примеру, новшества с формированием и регистрацией списков кандидатов, отменой избирательного залога. Тот механизм, который регламентировал сбор подписей для непарламентских партий, заставила  их очень серьезно отнестись к этой процедуре. Тем не менее, проверка показала, что сбор подписей осуществляется далеко не всегда доброкачественно. Так, все необходимое количество подписных листов регионального отделения партии «Яблоко»  проверялись через  ГАС «Выборы», а затем и Федеральной миграционной службой. И были  выявлены многочисленные и серьезные  нарушения, что и дало основания признать  подписи недействительными. В частности, представленные в подписных листах сведения оказались не соответствующими действительности или недостоверными. Причем признано это в официальных заключениях экспертов-почерковедов, специалистов миграционной службы. Проверка была в полном объеме осуществлена и в судебном порядке в Алтайском краевом суде, поскольку отказ в регистрации был партией «Яблоко» обжалован.  Суд признал действия краевой избирательной комиссии законными и правомерными.

- Это что, беспрецедентная ситуация?

- Да нет, отказы в регистрации происходили и раньше. То же «Яблоко» в 2008 году в выборах не участвовало по той причине, что, поначалу заявившись о своем участии в выборах, они потом попросту не представили вообще никаких подписных листов. По всей видимости, просто не сумели собрать подписи. В 2004 году было отказано в регистрации краевого списка тогда существовавшей партии «Союз». Уровень признанных недействительными подписей превышал все допустимые пределы.

Еще одной особенностью прошедшей в декабре избирательной кампании являлось то, что впервые партийные списки состояли из двух частей. Помимо общекраевой части, были еще и территориальные группы кандидатов, которые соответствовали одномандатным избирательным округам. Это был новый формат избирательных процедур  для избирателей Алтайского края. Вместе с тем, на мой взгляд,  он позволил укрепить связь  партийного выдвижения с конкретными территориями. Ведь по территориальным группам как раз выдвигались те партийные кандидаты, которых хорошо знали в тех или иных территориях. Поэтому избиратели, увидев не только партийный список, но и знакомые имена в нем, более охотно участвовали в голосовании.

-  Каковы, с вашей точки зрения, основные тенденции выборного процесса на территории края? С чем они связаны, чем обусловлены?

- Думаю, несколько последних избирательных циклов, как федерального уровня, так и муниципальных, прошедших в Алтайском крае, демонстрируют несколько тенденций. Во-первых, выборы того или иного уровня в Алтайском крае проводятся фактически постоянно. Это связано и с количеством муниципальных образований в регионе, по их числу край – один из лидеров в России. К тому же на муниципальном уровне происходят постоянные административные подвижки, обусловленные проведением реформой местного самоуправления. Последние два года знаменуются очень серьезными преобразованиями в этой сфере. А это требует проведения выборных процедур.

Очень многие сельские поселения участвуют на протяжении последних лет в тех или иных форматах выборах практические ежегодно. Особенно это касается сельских районов края. А это значит, что жители края не забывают об избирательных процедурах в отличие от жителей других субъектов федерации, ведь в крае систематически проходят те или иные демократические процессы.

- Весело живем!..

- Да, действительно (смеется – А.К.)… Вторая тенденция заключается в том, что в известной степени в крае отмечается влияние и общефедерального тренда постепенного снижения явки избирателей на выборы. На местных выборах этот показатель в нашем регионе порой едва превышает 30 процентов. Проведение федеральных кампаний, совмещенных выборов, безусловно, повышает явку. Но и в таком формате явка снижается. Так, в декабре 2011 года явка на выборы составила 52,5 процента против 60-61 процентов на выборах Президента РФ в 2008 году. Резкого падения явки нет, скорее, отмечается некое угасание интереса к голосованию, плавное снижение электоральной активности.

Третья тенденция заключается в том, что постепенно избирательный процесс смещается на партийно-политическую площадку. Если раньше доля самовыдвиженцев на муниципальных выборах, выборах в краевое Законодательное собрание  составляла не менее половины от общего числа кандидатов, а в период слабой активности политических партий и вовсе доходила до 80 процентов, то теперь региональные отделения партий просто доминируют в избирательном процессе: и в формировании списков кандидатов, и в направлении наблюдателей, и в  участии в работе комиссий…  Мы подводили итоги формирования участковых избирательных комиссий в целом на территории Алтайского края и пришли к выводу, что самое активное участие в этой процедуре приняли парламентские партии. Своими представителями они практически повсеместно «закрыли» все избирательные участки.  Не так активно участвовала партия «Яблоко» - на основе предложений этой партии в составы участковых комиссий было назначено 20 человек.

- Зато потом на митингах звучат заявления о фальсификациях и нарушениях…

- Когда сегодня оппозиция подвергает сомнениям итоги выборов, то вот данные статистики. В крае  1856 избирательных комиссий. В их состав КПРФ делегировала 1671 своих представителей, «Справедливая Россия» - 1744 человека. Получается, что за редким исключением в составе участковых комиссий нет представителей этих партий.

Теперь  о судебных обжалованиях. Возьмем выборы депутатов Государственной думы. В судах Алтайского края рассмотрена всего два заявление, оба от жителей краевой столицы.  И они никак не связаны с установлением результатов голосования в регионе. Одно из них поступило от гражданина Нахмановича (фамилия изменена – А.К.), требовавшего исключить его из списков избирателей. Крайизбирком, участковая комиссия ему отказали в  такой просьбе.

- Это что, персональный пиар? Ну, не хочешь голосовать – не ходи!..

- Совершенно верно! Участие в выборах – это конституционное право гражданина. Второе обращение еще рассматривается в одном из судов Барнаула. Связано оно с тем, что гражданин России предъявил на выборах советский паспорт образца 1974 года, а отказ в выдаче избирательного бюллетеня обжаловал затем в суде. Кстати, голосовать можно даже по старому паспорту, если только в нем стоит штамп о гражданстве или регистрация по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, когда вступал в силу закон о гражданстве.

- Экзотика какая-то! Но, выходит, эти обращения никак не связаны непосредственно с итогами выборов, законностью проведения избирательных процедур…

- Разумеется. Вот и получается, когда спрашивают, были ли у вас суды по выборам, мы отвечаем: «Да, были! Но вот такого, весьма специфического содержания». А вот от политических партий, групп граждан никаких - ни-ка-ких! – заявлений и обращений по ходу голосования, в день голосования, по установлению итогов голосования, работе избирательных комиссий не поступало ни в какие инстанции. Более того, представители всех без исключения парламентских политических партий, которые назначены партиями в состав краевой избирательной комиссии с правом решающего голоса, лично присутствовали при проведении дня голосования, приеме документов от ниже стоящих избиркомов, составлении и подписании протоколов об итогах голосования на территории Алтайского края и не выразили никаких сомнений или замечаний по поводу правомочности выборов.  Замечу, что в работе краевой избирательной комиссии принимают участие и  т.н. «малые партии» - «Патриоты России», «Яблоко». На заседаниях крайизбиркома обсуждался ход избирательной кампании, и каких-либо фактов и доказательств, дающих основания говорить о невозможности установить результаты выборов или свидетельствующие о серьезных нарушениях приведено не было.

Что же касается материалов и сообщений, размещаемых в Интернете, то мы их изучали и анализировали. Но их особенность в том, что они, как правило, не содержат конкретных фактов и обстоятельств, а заявления эти беспредметны. Либо проверять по сути дела нечего, либо в ходе проверки выясняется, что сообщения эти не соответствуют действительности.

- В ходе минувшей кампании звучали обвинения в фальсификациях с открепительными удостоверениями…

- Было достаточно много разнородной информации, опубликованной в СМИ, распространявшейся различными политическими партиями и общественными организациями. ЦИК выделил Алтайскому краю в 2011 году 25 тыс. открепительных удостоверений, исходя из того, что на выборах Президента РФ в 2008 году их количество составляло 22 тысячи.  Когда определялось количество открепительных удостоверений в кампании 2011 года, ЦИК исходил из анализа их предыдущего использования. При этом в 2007-2008 годах, несмотря на ажиотаж в прессе, не весь объем открепительных удостоверений был востребован избирателями на территории Алтайского края.

В ходе избирательной кампании 2011 года в адрес крайизбиркома поступило восемь жалоб на то, чтобы граждане не смогли получить открепительные удостоверения.  Мы изыскивали возможность, что перебросить открепительные с других участков и обеспечить таким образом избирательные права граждан.

А вот жалоб на какое-то незаконное использование открепительных во время голосования не было. Замечу, незаконным оно может быть только в том случае, когда открепительное используется не избирателем, которому оно выдано, а какими-то другими лицами, по документам, не удостоверяющим личность. Ни одного такого обращения зафиксировано не было!

Получается, что кто-то, заявляя о нарушениях с открепительными, обвиняет в этом преступлении 20819 жителей края, получивших открепительные удостоверения на территории региона.  Обвиняются скопом и сотрудники избирательных комиссий. Причем, повторю, никаких фактов никто не предъявил. Где же презумпция невиновности?..

- Как вы относитесь к деятельности общественности по контролю  за соблюдением законности в ходе проведения выборов?

- В целом если говорить об институте наблюдения, то сравнение с законодательством других стран дает основания утверждать, что в нашей стране достаточно возможностей для эффективного общественного наблюдения. Критикам и оппонентам хотела бы посоветовать сравнить избирательные законы наши и других стран и убедиться в том, что гарантий избирательных прав вполне достаточно у нас в России. Так, закон предусматривает присутствие международных наблюдателей. На выборах в Госдуму в Алтайском крае по линии миссии стран СНГ работали наблюдатели из Казахстана.  От них не поступало никаких замечаний и жалоб, негативных оценок.

- Но были и другие наблюдатели…

- Что касается нашего внутреннего, национального наблюдения, то закон предусматривает широкие возможности наблюдения на избирательных участках для многих участников избирательного процесса – политических партий, общественных объединений, отдельных кандидатов. Статистика такова, что на одном избирательном участке число наблюдателей нередко превышает количество членов избирательной комиссии! Если наблюдатель подготовлен и мотивирован к работе, то все условия позволяют осуществлять эффективный контроль за выборами на всех этапах и участках выборов. На всех 1856 участках присутствовали только от партий 6154 наблюдателя.  То есть в среднем более 3 наблюдателей на участок! Особенно активно участвовали в наблюдении представители «Справедливой России» - 2036 наблюдателей, то есть на каждом участке присутствовали их наблюдатели. КПРФ направили для контроля за выборами 1853 человека. 1228 наблюдателей делегировала партия «Единая Россия».  «Яблоко» направило 34 наблюдателя.

- Нередко даже сами партии вынуждены признавать слабую подготовленность наблюдателей, их низкую мотивированность….

- Думаю,  никаких абсолютно совершенных механизмов и инструментов в любой социальной системе не может существовать в принципе. Всегда будут недовольные, а уж на выборах – тем более! Хотела бы обратить внимание на то, что, когда сегодня говорят об открытости избирательной системы, никто не хочет задуматься о том, что уже сегодня все необходимые механизмы есть, они предусмотрены. Надо только уметь ими пользоваться, применять на практике.

Если говорить о физическом наблюдении непосредственно на участке для голосования, то в крае уже давно наблюдатели активно и довольно массово работают на выборах, используют современную технику. В обязательном порядке на участке вывешиваются и т.н. «увеличенные формы протоколов», где все итоги выборов размещаются на самом видном месте. Ну надо на дверь их вывешивать, чтобы все желающие ознакомились, будем и это делать, не вопрос! Другое дело, что на следующий день после выборов таких желающих попросту нет.

Что же касается видеонаблюдения с использованием веб-камер, то уже на выборах в декабре 10 избирательных участков в Алтайском крае были оснащены веб-камерами: восемь – в Барнаула, один участок – в Павловском районе и один – в Новоалтайске. И любой пользователь сети Интернет мог в режиме он-лайн следить за ходом голосования на этих участках. Этот проект в пилотном режиме осуществлялся не только в нашем регионе, но и в ряде других субъектов федерации. Использование веб-камер – одно из направлений развития выборов в России, запланированное в рамках модернизации избирательной системы страны. Правда, предполагалось ввести систему всеобщего видеонаблюдения постепенно. Инициатива премьер-министра Путина ускорила осуществление этих планов.

Мы в Алтайском крае уже приступили к реализации общефедерального проекта по оснащению всех избирательных участков средствами видеонаблюдения и трансляции в сети Интернет. Техническую сторону проекта осуществляет региональный филиал ОАО «Ростелеком», который уже приступил к изучению технической возможности установки веб-камер. Двумя камерами (а это требование Центризбиркома!!) будут оснащаться все участки, за исключением участков в больницах, имеющих стационарные отделения. Одна камера будет направлена на кабинки для голосования и членов избиркома, выдающих бюллетени для голосования. Другая – на урну для тайного голосования и рабочий стол для подсчетов бюллетеней. Планируется оснастить камерами видеонаблюдения 1852 участка для голосования. В некоторых труднодоступных отдаленных территориях использовать эту технологию не представляется технически возможным: отсутствует устойчивая телефонная связь и т.д. Сегодня мы вместе с Ростелекомом изучаем такие территории и должны до 20 января сделать соответствующие выводы, подготовить схемы размещения. Предполагается, что до 15 февраля технологические действия по установке веб-камер будет полностью завершены и пройдет их тестовая апробация.  Федеральные средства на эти цели будут выделяться Министерству связи и массовых коммуникаций, которое и будет непосредственно осуществлять технические мероприятия. 

Ну и, наконец, на грядущих выборах мы будем использовать полностью прозрачные урны для бюллетеней. Пока не все участки будут ими оснащены. Но мы уже разместили заказ на территории края на изготовление 766 таких урн. Они будут установлены на всех участках в Барнауле и Бийске. Урны будут изготовлены, как отмечается в официальных документах, из прозрачного пластика со светопропускаемой способностью не менее 90 процентов.

- Двойного дна, выходит, не будет?

- Да его у нас никогда не было! Когда опытные организаторы выборов слушают все эти, мягко говоря, домыслы, то просто руками разводят в недоумении.  Камеры, прозрачные урны… Скоро останется, только личные досмотры членов избирательных комиссий производить!.. Думается, такая «охота на ведьм», моральный террор в отношении наших работников улучшению ситуации не способствует.

- Что не хватает нашим общественным организациями и политическим организациям, чтобы эффективно и цивилизованно реализовывать свои избирательные возможности?

- К сожалению, количество наблюдателей далеко не всегда переходит в качество их работы. Политическим партиям надо больше работать со своими наблюдателями, готовить их. Эта часть работы партий по подготовке и участию в выборах откровенно «хромает». Нередко наблюдатели не могут сделать элементарные вещи – подтвердить свои полномочия. Более того, даже партии подчас не состоянии этого сделать! Наблюдатели зачастую не просто не разбираются в избирательных процедурах, а вообще не понимают, что происходит на избирательных участках. Нередко жалобы от наблюдателей вызваны анекдотичными поводами. Так, к примеру, наблюдатель одного из избирательных объединений обратилась с жалобой по поводу того, что странно, по его мнению, одетый избиратель слишком долго находился в кабине для голосования. Вот уровень подготовки и компетентности наблюдателей, характер претензий некоторых политических партий!

Краевая избирательная комиссия от этой проблемы, надо сказать, не устраняется.  В течение многих лет реализует программу по повышению правовой культуры избирателей, в том числе и тех, кто желал бы непосредственно участвовать в осуществлении тех или иных избирательных процедур. С прошлого года в Алтайском крае работает Молодежная избирательная комиссия, которую мы сегодня рассматриваем в качестве некоего кадрового резерва. На декабрьских выборах почти половина членов Молодежной избирательной комиссии края (а это студенты-активисты различных алтайских вузов) попробовала свои силы в качестве членов реальных участковых избирательных комиссий. Этот эксперимент прошел в Барнауле.

Когда же говорят о фактах удаления наблюдателей с избирательных участков, то на почти двух тысячах избирательных участков таких случае было зафиксировано всего десять. Это были наблюдатели от разных политических партий, причем половина – от «Справедливой России». А связано это было со злостным нарушением общественного порядка и избирательных прав граждан. В частности, ведение скрытой видеосъемки. Снимать по закону можно, но делать это нужно в соответствии с требованиями закона.

- Может, вообще наблюдатели не нужны, если появятся видеокамеры?..

- Если работа института наблюдателей организована должным образом, она может способствовать общественному наблюдению. Пока мы сталкиваемся с пустыми, голословными обвинениями, основывающимися на непонятно чьих наблюдениях, непонятно откуда полученной, а возможно, сфальсифицированной и ничем не подтверждаемой информации.  В то же время для того, чтобы уровень прозрачности выборов был максимальным, мы стараемся обеспечить любой формат наблюдения на выборах.  И будем это делать впредь.

- Вы считаете, что нынешняя избирательная система вполне достаточна для обеспечения и гарантий прав избирателей?

- Я бы сказала, она вполне адекватна даже в своем нынешнем виде, если ее сравнивать с государствами, которые принято считать развитыми в демократическом отношении.  Ну, а пределов совершенству нет.  Мы готовы рассматривать и обсуждать любые предложения по улучшению нашей избирательной системы, оптимизации демократических процедур на территории Алтайского края. Мы готовы к любому диалогу и сотрудничеству, готовы обсуждать любые коллизии, но с цифрами, аргументами, обоснованными доводами.  Подчеркну, по всем моментам, являвшимся предметом хоть малейшего сомнения в нашем регионе, мы провели соответствующие проверки. Вот видите (показывает – А.К.) – целая стопа документов! Думаю, члены участковых комиссий Алтайского края очень достойно отработали в день голосования 4 декабря.

- А вы готовы к диалогу с вашими нынешними критиками, обвиняющими вас в нарушениях и фальсификациях? На какой площадке?..

- Конечно! Более того, по собственной инициативе мы регулярно встречаемся с представителями политических партий. Вот буквально на днях такая встреча состоялась в крайизбиркоме. Обсуждали итоги декабрьских выборов и подготовку к предстоящим в марте. В этом году это была наша первая встреча. Между тем, на нее пришли представители всего трех партий – «Яблоко», «Правое дело» и КПРФ. Остальным, наверное, мороз помешал. Или у них нет к нам вопросов?..

- Ну, у «Единой России» к вам, наверное, их и вправду нет…

- Мы взаимодействуем с представителями всех избирательных объединений. Сейчас, накануне масштабных муниципальных выборов, это особенно актуально. Иными словами, площадка для диалога есть, она работает. Причем помимо возможности общения в рамках краевой избирательной комиссии, в которой представлены представители всех парламентских партий. И все вопросы, проблемы обсуждаются в открытом режиме, оперативно решаются коллегиально, всеми членами крайизбиркома.  Представлены в нем и т.н. «малые партии». С предложением участвовать в работе краевой избирательной комиссии мы к ним обратились еще в конце 2009 года. Сразу откликнулись «Патриоты России», их представитель Павел Тихонов уже два года активно участвует в нашей работе. Его позиция всегда учитывается при принятии тех или иных решений, хотя правом решающего голоса он и не обладает. А вот «Яблоко», назначив своего представителя, не всегда активно участвовало в работе Крайизбиркома. Ну, а третья партия – «Правое дело» - пока в этом направлении себя вообще никак не позиционировало.

Убеждена, организация избирательного процесса – результат совместных усилий избирательных комиссий и участников избирательных процедур.

-  В марте наступившего года в Алтайском крае пройдут, наряду с выборами Президента РФ, и масштабные муниципальные выборы, по некоторым оценкам, крупнейшие в России. Что они будут собой представлять? Задействования и мобилизации каких ресурсов потребуют?

- Действительно, по выборам органов местного самоуправления предстоящие в марте выборы в Алтайском крае будет самые масштабные в России. Специфика дня голосования 4 марта будет в том, что, помимо выборов Президента РФ, будут избираться и органы местного самоуправления. Есть и еще одна организационная особенность.  В четырех муниципальных образованиях – трех городах (Бийск, Новоалтайск и Заринск) и одном сельском районе (Поспелихинском) выборы пройдут по смешанной системе. Это первая такая практика в Алтайском крае, до этого смешанная система выборов не применялась на муниципальном уровне в регионе. А Поспелихинский район станет пока единственным сельским районом, где выборы пройдут по пропорционально-мажоритарной системе, там избиратели будут голосовать как за одномандатников, так и за партийные списки. Голосовать будут двумя бюллетенями.

- То есть Поспелиха станет своеобразным центром политической активности?..

- Выходит, так. Хотя для сельской территории такая схема формирования представительной власти, согласитесь, не совсем привычна. Как бы то ни было, такое нововведение потребовало серьезной  встряски для действующих там избирательных комиссий, которым придется работать не только с одномандатниками, но и с такими организованными, опытными, профессиональными участниками выборов как политические партии. С другой стороны, и политическим партиям придется мобилизовать свои ресурсы, в первую очередь, кадровые. Многие из них активно выступали за введение пропорциональной системы на муниципальных выборах. Посмотрим теперь, как теперь они будут это полученное право реализовывать на практике. Ведь это потребует от них известных усилий и организации, большой кадровой работы, работы по оформлению документов, ведь требования будут ничуть не меньше, чем при выдвижении краевых списков кандидатов. Формально, спустя рукава к решению этих проблем не подойдешь. Думаю, смешанная система выборов существенно активизирует работу местных отделений партий, повысит активность избирателей. Кстати, 23 января истек срок для представления документов о выдвижении кандидатов и регистрации партийных списков.

- А есть ли перспективы у смешанной системы муниципальных выборов?

- В октябре 2012 года к уже упомянутым муниципальным образованиям добавится Барнаул, где пройдут выборы в Барнаульскую городскую думу.

- Какие изменения в федеральном и краевом избирательном законодательстве ожидают избирательную систему края в ближайшей перспективе? Что повлечет, по вашим оценкам, «возвращение» к выборности губернаторов? Как эта мера может отразиться на организации работы краевой избирательной комиссии, участниках избирательного процесса?

- Безусловно, основной вектор развития избирательной системы в ближайшем будущем  обозначен в послании Президента России 22 декабря. В большинстве своем предложения Дмитрия Медведева как раз и касаются изменений избирательного законодательства. Первое из них, уже оформленное в виде законопроекта, касается прямых выборов губернаторов. Мы уже знаем эту систему, она не является для нас новинкой, о выборах главы региона еще не успели позабыть избиратели. Ведь, напомню, последние выборы главы регионы (тогда так именовались нынешние губернаторы) прошли в Алтайском крае в 2004 году. 

 СПРАВКА

В Алтайском крае 4 марта одновременно с кампанией по выборам Президента Российской Федерации будут избираться депутаты 52 представительных органов городов и районов края: в 6 городских округах (города Алейск, Белокуриха, Бийск, Заринск, Новоалтайск, Яровое), 46 муниципальных районах и 546 сельских поселениях Алтайского края. Причем от результатов формирования собраний депутатов в городах и районах края будет зависеть назначение по контракту глав администраций (сити-менеджеров). Уже в апреле такие назначения предстоят в 28 из 52 муниципальных образований. 

В четырех муниципальных образованиях выборы депутатов представительных органов впервые пройдут по смешанной избирательной системе: в городах Бийске (численность депутатов в представительном органе составляет 30 человек), Новоалтайске (численность депутатов – 22 человека), Заринске (численность депутатов – 20 человек) и Поспелихинском районе (численность депутатов – 25 человек). В этих муниципальных образованиях кандидаты могут выдвигаться непосредственно, то есть путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением по мажоритарным избирательным округам, а также в составе муниципального списка кандидатов по единому избирательному округу в пределах муниципального образования. Это связано с изменениями федерального законодательства, внесенными в 2011 году, согласно которым не менее половины депутатских мандатов в представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из муниципальных списков кандидатов. 

В 3 сельских поселениях – Полковниковском (Косихинский район), Волчно-Бурлинском (Крутихинский район) и Центральном (Родинский район) – пройдут дополнительные выборы депутатов представительных органов. Всего замещению подлежит 6 147 депутатских мандатов. Кроме того, в 180 сельских поселениях состоятся выборы глав муниципальных образований, а в 3 сельских поселениях пройдут местные референдумы. 

По некоторым сведениям, в марте это будут самые масштабные в стране муниципальные выборы. И по Алтайскому краю будут в известном смысле судить о ситуации в стране, о настроениях людей, об отношении населения к власти. Прием документов для регистрации в качестве кандидата на муниципальных выборах завершился 23 января. 

- Как возврат к выборности губернаторов отразится на работе Крайизбиркома?

- В целом проведение такой кампании не является для нас новым с организационно-технологической точки зрения. Думаю, как только закон вступит в силу, новый формат полномочий региональных избирательных комиссий, в том числе и краевой, будет осуществляться в полном объеме.

А вот кардинальное уменьшение минимальной численности политических партий, необходимой для их регистрации, до 500 человек – действительно, новшество. Это положение предполагается ввести в действие с 1 января 2013 года. Это приведет к увеличению числа партий, а значит, и участников избирательного процесса.

С этим изменением связан и новый порядок организации сбора подписей. Проектом федерального закона предлагается исключить институт сбора подписей при проведении выборов депутатов Государственной думы, в региональные законодательные органы, оставив его на местном уровне, прежде всего для самовыдвиженцев. А все политические партии будут освобождены от необходимости собирать подписи. Минимальный процент необходимых подписей при этом будет снижен до 0,5 процентов. Это, несомненно, либерализация избирательного законодательства. Кстати, в Алтайском крае процент сбора подписей давно ниже общефедеральной нормы и не превышает 1 процента.

Как вы знаете, президент выступил с инициативой по укреплению связи депутатов с избирателями и введению пропорциональных выборов в Госдуму по 225 округам. Как все это будет выглядеть, можно будет судить после публикации законопроекта.

- Но и эта инициатива в известном смысле тоже не является новой. Скорее, возвращение к прежнему порядку вещей…

- Да, выборы в Госдуму когда-то проводились по одномандатным округам, а опыт избрания депутатов Госдумы по четырем «думским» округам в Алтайском крае существует.

Ну и последнее предложение, озвученное Президентом, касается изменений порядка формирования центральной и региональных избирательных комиссий. Предлагается увеличить представительство политических партий, а также предоставить партиям право отзывать своих представителей из состава избирательных комиссий. Сегодня такого права у них нет. Нынешний порядок был направлен на независимость и беспристрастность представителей партий в избиркомах. В противном случае избирательные права всех граждан, невзирая на их политическую принадлежность, будут ущемлены.

- Наверное, если все эти инициативы и предложения будут реализованы, то работы у крайизбиркома прибавится на порядок… Да и политическая ситуация станет намного сложнее, многообразнее, менее предсказуемой. Впрочем, это, наверное, и к лучшему. Да и реформирование избирательной системы для оживления политической жизни в стране и затевалось…

- Кадровый состав нашей избирательной комиссии и в профессиональном плане, и в общественно-политическом можно с полной уверенностью отнести к одному из самых высококвалифицированных в стране. А представители всех политических партий, делегированные в составе Алтайского крайизбиркома, обладают человеческими и профессиональными качествами, наконец, здравым смыслом и житейской мудростью, необходимыми для   эффективной работы.