18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Известный политолог, замдекана факультета политических наук АлтГУ, доцент Сергей Асеев в интервью информационно-аналитическому сайту Doc22: о выборах и технологиях, политике и политиках, перспективах развития политической системы и механизмах ее реформирования.

- Сегодня говорят о завершении некоего подготовительного к грядущим выборам этапа и перехода избирательной кампании в открытую, активную фазу. Чем, с вашей точки зрения, характеризовался этот завершившийся этап? Как он может повлиять на ход выборов?

- Формально подготовка к выборам закончилась почти год назад, когда завершилось обновление действующего законодательства. В результате сегодня все игроки выходят на выборы в новых условиях. Для одномандатников, да и для непарламентских политических партий, отменен избирательный залог. Теперь все могут использовать два варианта: выдвижение кандидата через сбор подписей либо через парламентскую или региональную, входящую в законодательный орган субъекта федерации, политическую партию.

Если сравнивать нынешний «политический ландшафт» с 2007 годом, то очевидно: политическая система изменилась до неузнаваемости. К 1 января 2007 года на проверку Минюста по соответствию требованиям закона вышло 39 партий. После проверки де-факто осталось всего-навсего 19 партий. Последующее развитие системы характеризовалось дальнейшей трансформацией, слияниями и поглощениями. В итоге в бюллетене для голосования в декабре 2007 года мы увидели только 11 политических партий. А после выборов исчезли и такие, недавно еще заметные партии, как аграрная, демократическая и др. Сегодня де-факто и де-юре существуют 7 федеральных политических партий. А партия – единственный предусмотренный нашим законодательством субъект участия в выборах. На федеральном и региональном уровне других электоральных игроков просто нет. Нынешняя схема выглядит так: 4 парламентские партии и 3 т.н. «малые партии» («Патриоты России», «Яблоко» и «Правое дело») в парламенте не представлены. Среди последних «Яблоко» и «Правое дело» явно являются конкурентами, хотя сравнивать их сложно: один – на излете, второй – недавно искусственно создан. Не исключено, что после грядущей в декабре избирательной кампании какая-то из них (а может, и обе) прикажет, что называется, долго жить. Хотя определенные ресурсы, потенциал у «малых партий» есть. Это подтвердили и региональные выборы в ряде регионов, где, к примеру, «Патриоты России» прошли в региональные законодательные собрания.

Если говорить о формальных законодательных изменениях, то существенно увеличилась возможность финансирования партий. Сегодня на выборы парламентские партии могут идти, формируя легально свой бюджет за счет того, что им платится из бюджета за полученные голоса на предыдущих выборах. Если раньше сумма была 5 рублей за голос избирателя, то сегодня цена его увеличилась вчетверо. А это существенные деньги и весьма значительный рост! Так бы зарплаты у нас повышали…

Понятно, что облегчены условия в плане создания новых партий, упрощены правила игры для существующих. Оно и понятно: их и так осталось очень мало. Что произошло? Во-первых, уменьшены формальные требования к их существованию, минимальная необходимая численность сокращается с 50 тыс. до 45, а впоследствии и до 40 тыс. членов. Это позитивное решение. Для оппозиции, набравшей на федеральных выборах более 5 процентов голосов, предусмотрели абстрактное право «утешительных» мандатов на федеральном уровне в виде «приставной табуретки» для одного депутата.

В то же время для одномандатников существенным ударом стал запрет избирательного залога. Объективно при неблагоприятной ситуации, когда используется административный ресурс – и это подтвердит любой специалист! - зарегистрироваться подчас просто невозможно. Причем такие прецеденты зачастую плохо сопрягаются со здравым смыслом. Для партий существует еще одна существенная законодательная новация. Теперь вместо ранее предоставляемого за деньги эфирного времени, возможность выступить в СМИ предоставляется безвозмездно. В законе ранее действовал т.н. «барьер (порог) легитимности»: когда партия набирала на выборах менее 2-3 процентов, она по закону была обязана компенсировать бюджетные затраты по ее участию в избирательной кампании. Деньги не совсем астрономические, но возвращать их никто никогда не хотел и, как правило, это не делал. Проще было эти партии-однодневки ликвидировать, либо переименовать, либо слить их в абстрактный блок (когда это еще было разрешено). И таким образом уйти от финансовой ответственности. Теперь, в связи с законодательными новшествами реализуется равный доступ различных партий к информационным ресурсам. Отныне у них не будут поводов опасаться последствий по причинам неких финансовых обязательств, хотя и финансовая и проч. отчетность сохранилась.

- Как складывается предвыборная ситуация в нашем регионе?

- Главная интрига региона – опять же в изменении законодательства. Увеличены сроки полномочий депутатов с 4 до 5 лет. Были изменены нормы, регламентирующие совмещенные выборы. В Алтайском крае на выборах 2003-2004 годов избиратели на руки получали до 8 бюллетеней. Сейчас федеральная норма ограничила их количества четырьмя. Но так и осталось совмещение, исходя из целесообразности и экономии средств, в результате чего происходил «обвал» выборов на весну. Сегодня в исполнение требований федерального закона было решено их «разгрузить», перебросив часть выборов на декабрь 2011 года. В результате регионы (около 20, в том числе и Алтайский край), получили весьма занятную интригу. Совмещение выборов в Госдуму и региональные законодательные органы на руку многим игрокам. Прежде всего политические партии получили «запараллеленную» кампанию. Слабые региональные отделения партий могут спрятаться за спиной у федералов, воспользоваться общепартийным потенциалом, «попаразитировать» на федеральном ресурсе. При этом у «малых партий» возникает пусть и виртуальный, не все–таки шанс, преодолеть некую психологическую планку и заявить о своей содержательности. Если, конечно, какие-то реальные действия будут предприняты их федеральным руководством.

Если бы выборы на региональном уровне были не совмещенными, отделениям «малых партий» просто не потянуть конкуренцию с уже сложившимися и информационно-засвеченными региональными отделениями других партий. У них бы не было никаких шансов! Здесь же прогнозирую возникновение некоторой интриги, а ее масштабы и формы будут зависеть от поведения федеральных и региональных лидеров «малых партий», отношения к ним федерального центра и т.д.

Известно, что далеко не всегда результат политической партии на федеральном уровне подтверждался результатами регионального голосования. В нашем случае с декабрьскими выборами в условиях транзита и связки выборных кампаний разного уровня мы ожидаем, что разбег между результатами выборов будет значительно меньше. По сути дела, отдав голоса за «федералов», избиратели, что называется, «на автомате» отдадут голоса и «регионалам». При этом последние будут заявлять, что не они использовали федеральный ресурс, а наоборот, именно они в регионе смогли подтянуть итоги единой федеральной кампании. Таким заявлением можно только улыбнуться в ответ!.. Очевидно, что реально будут работать, окажутся решающими, в первую очередь, именно федеральные ресурсы.

Хотя новая модель выборов в Госдуму, когда обязательно деление на региональные группы списка, приводит к тому, что кандидаты из региональной группы непосредственно связаны со своей территорией. Критерии известны, и в соответствии с ними будут нарезаться региональные группы у федеральной кампании. И здесь региональные отделения партий получат еще и поддержку определенных федеральных ресурсов в лице «тяжеловесов».

Кстати, о «тяжеловесах». Еще одна новая, знаковая тенденция: могут появиться забытые уже «тяжеловесы», сегодня «прячущиеся» в Совете Федерации. По новому порядку его формирования они должны быть депутатами какого-либо представительного органа субъекта федерации, от которого они и назначены в Совет Федерации. А это значит, что нынешние сенаторы, чтобы пролонгировать свои полномочия, вынуждены теперь будут входить либо в список, либо выдвигать себя на какой-то уровень депутатской деятельности.

- Выходит, что нашим сенаторам от Алтайского края Сергею Белоусову и Юрию Шамкову придется участвовать в выборах?

- Получается, так. Конечно же, им проще будет договориться насчет места в региональном партийном списке.

- Значит, кому-то придется потесниться?..

- В списке они никого не пододвинут. Это выгодно всем. Политический вес и финансовые ресурсы сенаторов позволят выступить более эффективно всему региональному списку, тем более они могут говорить о совсем другой направленности законотворческой работы, отражая, как любят у нас сегодня говорить, «реальные дела». А в последующем, уходя в Совет Федерации, они автоматически освобождают депутатские мандаты, которые переходят других персонажам по списку. Понятно, что те, кто претендует сегодня на знаковое, проходное место в списке, развивают бурную деятельность, как, к примеру, депутат ГД Алексей Багаряков, который наиболее заметен в Алтайском крае среди всех оппозиционеров. Главная цель и самая актуальная задача для федеральных игроков – формирование списков, регионального потенциала для пролонгации своих депутатских полномочий в федеральном парламенте.

- Чем грядущая избирательная кампания будет интересна, чем она будет отличаться от предыдущих?

- Всем специалистам интересен только один вопрос – вопрос технологий. Именно от них будут очень существенно зависеть пропорции электорального голосования между партиями, поддержка, влияние и т.д. Сегодня рассматриваются два варианта последствий выборов, которые во многом будут определяться одной политической силой - «Единой Россией». Первый. Мы на выборы получаем субъекта в виде «Единой России», и тогда получаем уже озвученный в Кремле вариант сохранения «партией власти» большинства, но не абсолютного, парламентского. «Единая Россия» будет вынуждена идти в принципиальных вопросах на некие компромиссы, принимать важнейшие решения в формате коалиции. Второй. На выборы выходит «Единая Россия» плюс Путин. Такая конфигурация обусловит совсем другие пропорции, другие результаты. Мы будем иметь совсем другую составляющую административного воздействия. У Путина сегодня более высокий статус, нежели формальная должность председателя «ЕР», он – национальный лидер. В результате повторится ситуация 2007 года, когда федеральная часть списка «Единой России» будет опять представлена по сути одним харизматичным человеком. Одно его присутствие, по оценке экспертов, может принести партии не менее 15-20 процентов, а «Единая Россия» вполне может повторить результат 2007 года. За счет каких ресурсов – это вопрос обсуждаемый.

Однако, повторюсь, во многом итоги выборов будут определяться комплексом технологий, которые будут применяться. В рамках политтехнологий нет ничего невозможного.

- Насколько финансово затратной, с вашей точки зрения, будет грядущая избирательная кампания в Алтайском крае?

- По сравнению с 2007 годом она будет более капиталоемкой. Поскольку период относительной экономической стабильности с последующим кризисом привел к существенному перераспределению ресурсов. А перераспределенное и накопленное надо защищать. И ни для кого не секрет, что за депутатские корочки все больше в бизнес-сообществе нарастает конкурентная борьбы. Ведь они мандат депутат открывает возможность для причастности к принятию важнейших решений, для нахождения в насыщенном информационном поле, участия в регулировании финансовых потоков, распределении разного рода льгот и преференций и т.д. Это такая своеобразная административная рента, значение которой для бизнеса, прочих элит постоянно возрастает. А значит, и входной билет в этот «клуб» постоянно дорожает.

- Сегодня ходят разговоры о возможном переформатирование политической системы, ее системной «перезагрузке» после завершения электорального цикла 2011-2012 годов… Реалистичен и осуществим ли такой сценарий?

- Развитие политической системы страны в последние годы, на мой взгляд, демонстрирует полное отсутствие новых субъектов, игроков, новых публичных политических лидеров на этом поле. В конце концов, новых идей. У нас не меняются ни субъекты принятия стратегических решений, ни исполнители на тактическом, региональном уровне. Ожидать кардинальной, существенной, содержательной реформы в ближайшей перспективе, по-моему, очень сложно. В таких реформах региональная административно-управленческая элита заинтересована быть не может по определению, поскольку сегодня она по существу, как это ни парадоксально звучит, слабо связана с регионами. А бизнес-элита в нынешних условиях, по существующим правилам игры идет на некий компромисс: получение прибыли – в обмен на лояльность. Единственный шанс и возможный вариант развития событий по описанному вами сценарию в нынешних условиях - это реформирование сверху. О чем, кстати, говорил и нынешний президент: среднего класса нет, устойчивых социальных групп, поддерживающих и выражающих ценности демократии, гражданского общества – тоже, политическая элита пытается играть по западным стандартам и правилам, но при этом модернизационные планы ощутимой поддержки в обществе не имеют. Государство иного ресурса обеспечения стабильности и развития, кроме административно-бюрократического, попросту не имеет. Однако надо признать, что некая статичность политической системы, ее неизменность , ригидность аккумулируют в обществе раздражение. Однако, повторюсь, реформирование, трансформация, модернизация политической сферы возможны сегодня только сверху. И запас легитимности у власти для этого пока есть.

Беседовал Артем Кудинов