18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Отчет губернатора о социально-экономическом развитии региона уже стал традицией, но тем не менее традиционность губернаторского отчета никоим образом не умаляет его статуса как важнейшего события в политической жизни Алтайского края. На этот раз накануне своего выступления в краевом парламенте Александр Карлин решил встретиться с активом краевой парторганизации «Единой России», сразу оговорившись, что не намерен 25 февраля, во время своего отчета на сессии Алтайского краевого Законодательного собрания сосредоточиваться только на перечислении успехов и достижений, а планирует сформулировать некие цели, используя скорее формат послания. 

 

О ВСТРЕЧЕ

 

-И это вовсе не потому, что сказать о результатах нашей работы в прошлом году нечего. Как раз наоборот, - заметил губернатор Карлин. – Но куда более важно, по моему мнению, обозначить то, что предстоит сделать с точки зрения ближайшей – кратко- и среднесрочной перспективы. И в методологическом плане, и в плане правового оформления мы научились работать на отдаленную перспективу. Хотя порой не всегда понимаем, что здесь произошли и происходят серьезные вещи переломного характера. Ведь подводя итоги прошлого года, нельзя не говорить о начале реализации крупных долгосрочных проектов.

 

В свою очередь лидер алтайских «единороссов» Борис Трофимов пояснил необходимость и актуальность проведения такой встречи своих соратников по партии с губернатором так:

 

- Нам очень важно получить самую актуальную информацию о социально-экономическом развитии края, в частности, в преддверии проведения отчетных партконференций. Нам надо будет соотнести, скоординировать, сверить свою партийную работу с действиями и планами краевой власти.

 

Губернатор не возражал:

 

- Немало сюжетов нашей работы вполне могли бы стать объектами, инструментами идеологической работы. А на людей, которые зачастую видят, что есть возможность ситуацию улучшить, а этого не происходит, и потом транслируют свою неудовлетворенность в адрес власти и политической силы, которую эту власть и формирует, обижаться нельзя. В нашей работе мы можем оперировать словами режиссера Элема Климова, вынесшего их в заголовок своего фильма – «Иди и смотри». Мы можем сказать каждому: иди и смотри!..

 

ОБ «АЛТАЙСКОМ ПРИОБЬЕ»

 

В своем выступлении перед представителями «партии власти» губернатор ясно дал понять: приоритеты руководства края не меняются. По-прежнему важнейшим стратегическим вектором социально-экономического развития Алтайского края является осуществление проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Правда, в несколько скорректированном виде и дополненном туристско-рекреационной компонентой, которая раньше в проекте не присутствовала и развивалась автономно в виде сопряженных друг с другом проектов ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета».

 

- Если мы говорим, например, об «Алтайском Приобье» (я в первую очередь имею в виду инфраструктурную часть этого проекта), то этот проект напрямую определяет перспективы развития региона на десятилетия вперед. Это и газификация, и развития транспортной инфраструктуры, и развитие электрогенерации, сетевого хозяйства и т.д. Решение этих вопросов позволит решить проблемы, которые в тугой узел завязывались десятилетиями и в силу целого ряда причин – и объективных, и субъективных – долгое время не разрешались.

 

- Думаю, постепенно скепсис в отношении «Алтайского Приобья» минимизируется. Согласитесь, в известном смысле кое-кто поначалу воспринял эту идею как некую – удачную или нет – пиаровскую акцию. На самом деле, мы в нее вкладывали очень конкретное содержание. Сегодня выходим на то, что «Комплексное развитие Алтайского Приобья» – один из немногих проектов, которые представили сибирские регионы в Правительство РФ. А с другой стороны, далеко не все регионы, которые такие проекты представили, могут сегодня их «расшить», распаковать собственным ресурсом, не зацикливаясь только на ресурсе федеральном. Да, у нас есть серьезные темы и проекты, которые мы собираемся решать с привлечением федеральных возможностей. Но есть и целый ряд фрагментов этого комплексного проекта, которые уже сегодня находятся в стадии осуществления, и мы имеем серьезные возможности для самостоятельного завершения этих проектов. Это очень важно и говорит о том, что этот проект имеет под собой серьезную основу.

 

С другой стороны, к тому времени, когда будет создана обновленная инфраструктурная база, мы и аграрную, и промышленную отрасли сможем вывести на новый технологический уровень. Хотя уже сегодня современные технологии присутствуют в реальном производстве. За последние пять лет объемы производства в пищевой отрасли края увеличили более чем в 1,5 раза. На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности активно используются нанотехнологии. В частности, на Рубцовском маслосыркомбинате («ВиммБилльДанн») используется четыре производственных технологических узла, где применяются нанотехнологии. В крае работает первый в маслосыродельческой отрасли России робот-манипулятор. Есть такие примеры и в машиностроительной отрасли региона, к примеру, на ОАО «Алтайвагон», где такая технология по формированию колесных пар не имеет аналогов в Европе и обеспечивает высочайшее качество продукции. Деревообрабатывающая промышленность в Алтайском крае является передовой в России как по глубине переработки добываемой древесины, так и по уровню используемых технологий. За несколько последних лет создана целая отрасль деревянного домостроения мощностью 100 кв. м малоэтажного заводской готовности жилья в год. Не затрагиваю аграрную тему, где в Алтайском крае есть, что предъявить с точки зрения технологий, масштабов производства, интеграции сельхозпроизводства с передовой наукой…

 

- «Алтайское Приобье» - это проект, который соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода документам федерального уровня. Поэтому все в каждом инвестпроекте просчитывается. Совсем нелегко вести одновременно много проектов. Первый транш состоит из 12 проектов капиталоемкостью в 150 млрд. руб. Все они прошли серьезную экспертизу, в том числе в крупных банках (Внешэкономбанк, Сбербанк и др.), - отметил губернатор Александр Карлин.

 

Напомним, проект Алтайского края «Комплексное развитие Алтайского Приобья» в июле прошлого года включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов Сибирского федерального округа, утвержденный председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.

 

О ПРОГРАММАХ «75х75» И «100 + 100»

 

- Некоторые программы, входящие в комплексный проект «Алтайское Приобье»,  несмотря на их очевидное экономическое содержание, имеют явную социальную направленность. К таковым относится программы «75х75» и «100+100». По сути дела это социальная квинтэссенция «Алтайского Приобья».  В этом проекте не забыто ни одной муниципальное образование, что для нас особенно актуально и важно. Считаю, что мы выбрали правильный алгоритм осуществления программы «75х75», в нее вошли проекты, отобранные при участии населения, общественности, местных органов власти. И в то же время далеко не везде об этой нашей программе знают, даже в тех населенных пунктах, где предполагается строить объекты.

 

- В ближайшие недели будет завершена разработка проекта «100+100», предполагающий строительство и реконструкцию ста молочных и ста мясных ферм в Алтайском крае. Современные животноводческие комплексы не стали явлением повсеместным, определяющим в сельскохозяйственном производстве региона. Программа позволит в среднем в каждом сельском районе осуществить 4 инвестиционных проекта по созданию новых ферм мясного и молочного направления. А в целом по краю предполагается возвести 200 новых животноводческих объектов. При этом мы ставим перед собой две абсолютно взаимосвязанные между собой цели: 1) внедрить современные технологии; 2) создать новые условия труда для тех, кто занят в молочной отрасли. Ведь если мы здесь в ближайшие несколько лет ситуацию здесь не переломим, то мы просто начнем эту отрасль терять, она будет необратимо деградировать. Сегодня она по большей части держится на старых технологиях, отсталой культуре и способах производства. Поэтому и возникла программа «100+100», которая будет интегрирована  в федеральные и региональные программы. Нужно только, чтобы каждый житель края понимал, что эта программа непосредственно касается его района…

 

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ.

 

Александр Карлин назвал примеры активной работы с федеральным центром, которая проводилась в регионе. Один из них – модернизация школьных столовых, обновление оборудования для школьного питания. Ни в одном субъекте РФ столько оборудования не было установлено в школьных столовых. 575 школ в крае получили новое оборудование. В России только в 16 субъектах эта проблема решена с помощью федеральных средств, в их числе Алтайский край, одним из первых в стране вошедших в эту программу. В результате практически все школы региона, где обучается 100 и более учеников, получили это оборудование. А демонтированное оборудование было направлено на переоснащение оставшихся маленьких школ.

 

Еще один пример - реализация 185 Федерального закона. Алтайский край в числе первой десятки субъектов РФ по объему выделенных средств. При этом край занимает чуть ли не 20-е место по количеству населения, и при этом очень часто по ресурсам, привлекаемым в регион (ФЗ-185 здесь не исключение), край занимает лидирующие позиции в стране. В крае нет практически ни одного района, где не работала бы эта программа. Сегодня можно увидеть результаты ее реализации: обновленные дома практически во всех городах и районах, где есть многоквартирный жилой фонд.

 

О ПОДДЕРЖКЕ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ.

 

Что же касается обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов за счет средств дополнительных доходов краевого бюджета, то губернатор заметил, что в целом в течение нескольких последних лет в Алтайском крае темпы роста бюджетной обеспеченности и на региональном, и на муниципальном уровне приблизительно равны.

 

- Должен со всей прямотой сказать: мы за наш рост на региональном уровне можем отчитаться. По принципу Элема Климова – «Иди и смотри»: дороги, больницы, школы и т.д. К сожалению, многие муниципалитеты этого нам предложить не могут. Не говорю, что все можно решить муниципалитетам, но зачастую прирост идет в области содержания аппарата, расходы на содержание органов муниципального управления выше, нежели на региональные структуры власти! Средства поглощает и «черная дыра» под названием ЖКХ. Все приросты муниципальных бюджетов просто сжигаются в кочегарках, что-то в карманах остается… Сегодня мы готовим новые варианты соглашения с муниципалитетами на 2011 год. Тему бюджетных расходов будет там более жестко сформулирована с точки зрения критериев и оценок.

 

- У нас с Притуповым зачастую не хватает жесткости, чтобы выдерживать требования софинансирования от наших муниципалитетов. Между прочим, замечу, что такой жесткий порядок, к примеру, существует на федеральном уровне. А ведь муниципальные образования по большинству направлений до сих пор так и не обеспечивают в полном объеме своего финансового участия в краевых программах, к примеру, по газификации….

 

О ТАРИФАХ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКЕ

 

- Считаю, что решение о создании Управления по тарифам было верным. Тем не менее у нас не хватает компетентных людей, которые бы оперативно и качественно готовили материалы для тарифного регулирования. В результате предприятия ЖКХ в целом ряде территорий оказались в очень сложном положении, поскольку, с одной стороны, существует  жесткое федеральное повышения тарифов более чем на 15 процентов, а с другой стороны, они не заявлялись на тарифное регулирование либо вовсе, либо несколько лет. Подготовка специалистов не относится к компетенции Управления по тарифам. А вот проведением семинаров, подготовкой методических семинаров, думаю, они заняться должны.

 

- Если уж зашла речь о тарифах, то приведу свежие данные статистики за декабрь 2010 года.

 

Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищного фонда (за 1 кв. м): Алтайский край -9,58; Республика Алтай – 14,94; Бурятия- 17,81; Тыва – 14,37; Хакасия – 12,15; Забайкальский край – 11,75; Красноярский край – 19,84 и т.д. В Алтайском крае – самая низкая плата за жилье соцнайма, в отношении некоторых регионов - ниже в 2 раза.

 

Содержание и ремонт жилья для граждан-собственников (1 кв. м): Алтайский край – 9,01; Республика Алтай – 14,94; Бурятия – 12,37; Тыва – 13,85; Хакасия – 10,76; Красноярский край -18,89 и т.д. В нашем регионе – самая низкая плата.

 

Плата за водоснабжение (за 1 чел. в месяц): Алтайский край – 150,09; Красноярский край – 224; Томская область – 252 и т.д. Ниже Алтайского края тариф только в Омской области – 138, 78.

 

Плата за отопление. Прошу при этом обратить внимание, что у нас нет собственного энергоресурса в виде угля или мазута. Алтайский край – 16,75; Красноярский край – 22; Иркутская область – 18; Новосибирская область – 18; Омская область – 22; Томская область – 28. Ниже Алтайского края тариф на отопление только в Кемеровской области (11,24).

 

Тарифы на электроэнергию выше в Республике Алтай, Бурятии, ниже – в Хакасии и Красноярском крае, где находятся крупнейшие ГЭС, самый низкий тариф (0,62) в Иркутской области, где не одна ГЭС.

 

Итак, мы – в первой «тройке» минимума стоимости некоторых базовых коммунальных услуг. При этом стоимость тонны угля в Алтайском крае – более 1800 руб., а в Кузбассе – 680 руб. А ведь никому в голову не приходит продовольственное зерно продавать в Кемеровской области в три раза дороже, чем на Алтае.  Вот и делайте выводы…

 

Артем КУДИНОВ