18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
12.11.2010

Призрак бродит по Алтаю…

Алтайские коммунисты скрывают раскол в своих рядах и мобилизуют предпринимателей.

Недавно в Барнауле за закрытыми дверями прошла отчетно-выборная конференция КПРФ, в ходе которой, по мнению местных политических наблюдателей, и должен был разрешиться застарелый конфликт внутри партийной организации. Поэтому и проходил форум алтайских коммунистов, собирающийся раз в два года, в конфиденциальной обстановке. Угли внутрипартийного конфликта в стане алтайских коммунистов тлеют давно, грозя рано или поздно заняться ярким пламенем. В противостояние вовлечены  «старая гвардия» большевиков-ленинцев, представленная, с одной стороны, некоторыми сотрудниками аппарата крайкома КПРФ и руководителями местных парторганизаций, а с другой – членами  т.н. «группы Багарякова», состоящей, надо понимать, из самого депутата Госдумы и его «соратников». Однако долгожданной развязки так и не произошло…

  

НИ ВОЙНЫ, НИ МИРА…

  

Говорят, конференции, которой обе стороны конфликта придавали самое серьезное значение (как-никак последнее собрание такого масштаба и уровня перед целой чередой важнейших выборов), предшествовали переговоры и консультации, на которые возлагались большие надежды.  По слухам, «большевистское крыло», негласным лидеров которого и главным оппонентом Алексея Багарякова является секретарь крайкома КПРФ по идеологии Иван Шевченко, в очередной раз (какой по счету?) обратилось к 1-му секретарю КК КПРФ Михаилу Заполеву  с радикальным предложением. Надо сказать, что, по сообщениям различных инсайдерских источников, тов. Шевченко давно не испытывает симпатий в отношении коммуниста-неофита Багарякова, а также продвигаемых в партруководство и покровительствуемых им  других «новообращенных» - экс-кандидата на пост мэра Бийска Андрея Нагайцева и известного новоалтайского бузотера Юрия Корнеева. Несмотря на противодействие Шевченко и ропот «старых большевиков», эти персонажи с невнятным прошлым и столь же темным идеологическим настоящим были приняты в партию. И пусть не заняли какие-то посты и должности, но явно стали неформальными лидерами коммунистов.  

  

  

 
Михаил Заполев и Алексей Багаряков: Ленин с нами!

 
Предложение Шевченко сводились, в общем-то, к элементарным требованиям удаления от участия в руководстве краевой парторганизации фактически купившего мандат депутата Госдумы «варяга» и всей его креатуры. В принципе для т.н. «парашютистов» (депутатов, которые обзавелись депутатскими корочками путем неких финансовых комбинаций и обязательств) существует неписаное правило: получив депутатский мандат, они не вмешиваются в дела парторганизаций регионов, которые они по решению высшего партийного руководства представляют в Госдуме. В Алтайском крае, наверное, только депутат Багаряков является исключением из этого правила, что и раздражает его оппонентов, вовсе не пребывающих в восторге от того, что обладатель «счастливого билета» в Госдуму, выполняя взятые на себя финансовые обязательства, хочет еще и занять кресло в «совете директоров» краевой парторганизации, и активно участвовать в принятии управленческих и кадровых решений.

  

Однако «МихМих» (так зовут за глаза Заполева соратники по партии) на уговоры «старой гвардии» не поддался. Или просто проигнорировал их. Видимо, сыграли свою роль все те же финансовые соображения, о которых расскажем чуть позже. Итоги отчетно-перевыборной конференции продемонстрировали, что и на этот раз ни одной из сторон вялотекущего конфликта не удалось взять верх. Хотя вроде бы Иван Шевченко и мог бы занести результаты перевыборов себе в актив. Сокрушительное поражение потерпел главный партийный трибун и бывший председатель контрольно-ревизионной комиссии (КРК) крайкома КПРФ (своеобразная «внутрипартийная полиция») Игорь Вольфсон. Известно, что в отношении его работы на важном партийном посту возникли претензии в Москве, в высшем руководстве КПРФ. С другой стороны, поговаривают, что коллеги не простили ему близости к Багарякову, а Шевченко, вероятно, помимо всего прочего, напугали амбиции Вольфсона, не скрывавшего своего желания стать главным идеологом КПРФ в крае.  

  

Наверное, по совокупности всех этих обстоятельств Игорь Бенъяминович и не смог удержаться не только на должности руководителя КРК. Более того, товарищи по партии не избрали его и в бюро крайкома. По слухам, Вольфсон, совершив досадный кульбит с верхушки  партийного Олимпа, испытал серьезное разочарование и затаил обиду на соратников по партии. Вряд ли такие потери может адекватно компенсировать должность руководителя  юридического отдела во вновь избранном избирательном штабе КПРФ.  Пост, что и говорить, хлопотный и не сулящий каких-либо дивидендов. Да и в отношении честолюбивого Вольфсона такой жест иначе как издевкой не назовешь… Кстати, в пассив Багарякову относят наблюдатели и факт неизбрания не только членом крайкома, но даже кандидатом, скандально известного Андрея Нагайцева. Хотя Бийская организация КПРФ и ходатайствовала об этом, да и сам Багаряков немало поспособствовал инфильтрации кандидата-неудачника в мэры Бийска в ряды КПРФ.

  

Между тем преемником Вольфсона стал малоизвестный аппаратчик Виктор Соколов, «заединщик» Ивана Шевченко и его протеже. В условиях надвигающихся выборов такая связка «идеолога» и «кадровика» могло бы иметь очень серьезные последствия. Если бы «командные высоты» не захватил все тот же неутомимый Алексей Багаряков. Ведь именно он в паре с Заполевым и возглавил уже упоминавшийся и созданный на конференции избирательный штаб, позиционировав  «аппаратному дуэту» Шевченко – Соколова своеобразный противовес.  

  

В целом местные наблюдатели оценивают итоги завершившейся отчетно-выборной конференции не как некий компромисс в преддверие серьезных электоральных испытаний, а паллиатив, не способный разрешить глубоких внутрипартийных противоречий и столкновения личных амбиций. Конфликт оказался не только не разрешен, но загнан внутрь, став своеобразной бомбой замедленного действия, которая рано или поздно взорвет ситуацию и приведет к самым разрушительным последствиям. Причем обе стороны все активнее и публичнее высказывают самые жесткие претензии в адрес друг друга, а также энергично и настойчиво создают подконтрольные исключительно себе структуры.   

  

«ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОММУНИСТЫ».

  

По всей видимости, первым, кто начал формировать такие «параллельные конструкции» на левом поле, стал Алексей Багаряков. Фактически сразу после выборов в областную Думу Свердловской области, где он возглавил партийный список КПРФ, Багаряков однозначно заявил о своем успехе в качестве руководителя избирательной кампании коммунистов на Урале и о намерениях возглавить выборы в Алтайском крае в 2012 году. Правда, как выяснилось, успехи Багарякова в родном Екатеринбуржье не были столь впечатляющи, как он и его окружение транслировали алтайским коммунистам и руководству КПРФ в качестве доказательства своей электоральной эффективности. К примеру, успехи тамошних «эсеров» были не в пример коммунистам более масштабными. Секретарь Свердловского обкома КПРФ Андрей Альшевский заявил, что уральские коммунисты не совсем довольны количеством завоеванных в областном парламента мест. К тому же не надо сбрасывать со счетов, что во многом относительный успех коммунистов объяснялся не личными заслугами Алексея Багарякова, получившего беспрецедентный карт-бланш от Зюганова, а существовавшими в регионе договоренностями всех оппозиционных партий о согласованных и консолидированных действиях в ходе избирательной кампании. Сказалась и «молодость» руководства Свердловской области (губернатор Александр Мишарин был назначен главой региона совсем недавно), не успевшего, судя по всему, «отладить» взаимодействие власти со своей «партией» («Единой Россией»), сориентироваться в новой политической конфигурации.  

  

   

Александр Терновой и Алексей Багаряков: нам по пути?

 
Как бы то ни было, Багарякову, вероятно, удалось заручиться поддержкой самого высокого руководства компартии. А вслед за этим уже летом по его заданию эмиссары начали в городах и районах края создавать некую сеть из партийного актива, молодых членов партии, членов РКСМ и прочих «левых» организаций разного толка. Предполагалось, что эта параллельная сетевая структура займется распространением агитационно-пропагандистских материалов, организацией публичных акций, а необходимость ее создания объяснялась ригидностью и неповоротливостью некоторых территориальных организаций и местных ячеек, их руководителей.  

  

В качестве другой параллельной структуры стала газета «Правда Алтайского края», выпуск которой в формате франшизы известного органа КПСС явно являлся альтернативой официозу крайкома КПРФ «Голос труда». Тираж последней под кураторством Ивана Шевченко упал к настоящему времени до 1,5 тыс. экземпляров, в то время как «Правда…» грозится выходить 100-тысячным тиражом, покрывая им наш регион как бык овцу.

  

Ну и, наконец, поговаривают, что  уже сегодня оппоненты Багарякова в аппарате крайкома КПРФ всячески блокируют выдвижение на местах кандидатов в депутаты АКЗС, являющихся креатурой «команды Багарякова».  Тем более, что сегодня мимо вновь назначенного «кадровика» Виктора Соколова «провести» ту или иную кандидатуру просто невозможно. А он свое право вето, как говорят,  использует направо и налево, вставляя таким образом палки в колеса инициативам своих внутрипартийных конкурентов.  

  

Между тем, дуумвират Багаряков – Заполев в руководстве будущих электоральных кампаний  вполне объясним: в парторганизации открыто говорят, что «Багор» (так в партийных кулуарах прозвали Багарякова) не доверяет местным функционерам контроль над  финансами в ходе надвигающегося избирательного цикла. И этому, видимо, есть самые серьезные основания. К тому же велика цена вопроса.  Ведь Багаряков взял на себя весьма серьезные обязательства перед руководством КПРФ, пообещав вернуть Алтайский край в т.н. «красный пояс». Во всяком случае, его обещания одержать в регионе на выборах в краевое Законодательное собрание сокрушительную победу и наголову разгромить «партию власти», которая, по прогнозам депутата, едва сохранит после выборов 1/3 голосов в краевом парламенте,  в крае вызвали немало пересудов и откровенного зубоскальства. Но отступать, как говорится, некуда, позади – Москва, где, в отличие от Алтая, вполне серьезно вняли обету депутата!..

  

Кстати, многие местные политические наблюдатели отмечают, что площадкой самых серьезных электоральных битв в ходе предстоящих избирательных кампаний в Алтайском крае станут сельские территории. До недавнего времени ни одна из политических партий всерьез не работала на селе. После политической смерти АПР образовавшийся вакуум никто так и не смог заполнить. Однако в последние месяцы коммунисты всерьез обеспокоились аграрными проблемами. Активно мобилизовывали под кумачовые стяги недовольных низкими ценами на зерно фермеров. И даже провели «круглый стол», посвященный вопросам АПК, в котором приняли участие московские эксперты и экс-спикер краевого Законодательного собрания Александр Назарчук, ставший вдруг (в последние полгода) персоной грата в коммунистической тусовке. Думается, харизматичный Александр Григорьевич вполне может стать аграрным знаменем «левых» на грядущих выборах. Уж так они охаживают бывшего председателя краевого парламента и одного из лидеров идейно близкой коммунистам Аграрной партии!.. Вот только согласится ли опытный мастер политических интриг и признанный виртуоз подковерных игр плясать под чужую дудку?..

  

ФИНАНСОВЫЙ БЭКГРАУНД.  

  

Говоря о выборах, нельзя опустить и финансовую их сторону, компоненту, без которой немыслимо в нынешних условиях проведение избирательных кампаний. У алтайских коммунистов до «чудесного явления» Алексея Багарякова с деньгами всегда были проблемы. Как-то они решались при Валентине Неменове, но с его уходом из «большой политики» финансы дышали на ладан.  Молодой, богатый и деятельный Багаряков стал своеобразным deus ex machina для перебивавшихся случайными деньгами алтайских коммунистов, которых финансовая нищета заставляла порой пускаться в самые рискованные аферы.  Вместе с тем и новоявленный спонсор вовсе не испытывал энтузиазма в отношении того, чтобы стать пожизненным «Парвусом» алтайских коммунистов. Поговаривают, что даже персональная финансовая «помощь» в виде ежемесячной поддержки некоторых руководящих алтайских «товарищей» оказывается далеко небескорыстно, а в виде предоставления ссуды под проценты посредством оформления соответствующего договора займа, заключаемого «заемщиком» с неким московским ООО ТК «Форум» в лице его директора А.А.Степанова. Один из коммунистов рассказал, что таким образом очень многие руководители оказываются в должниках  депутата Госдумы, некогда работавшего на банковской ниве. Весьма напоминает эпизод из незабвенной «Республики Шкид» с изощренным заимодавцем Слоеновым. Если, конечно, эти передаваемые изустно слухи - правда, а не злые наветы ехидных завистников!..  

  

  

Александр Назарчук и Михаил Заполев: союза серпа и молота.

 
А уж конфликт вокруг нового помещения крайкома КПРФ, который после приобретения на свои кровные Алексей Багаряков так и не захотел передать в собственность алтайских коммунистов, вообще ни для кого тайной не является... Вот и получается, что в любой момент крайком КПРФ может лишиться своего угла, будучи полностью зависим от своего иногороднего патрона, который для Алтая всего-навсего транзитный пассажир, вовсе не собирающийся до донца дней, что называется, ultra vires, оставаться бездонным кошельком для растущих аппетитов некоторых партфункционеров.  А потому и подыскивает активно он и его окружение местных бизнесменов и предпринимателей, готовых вкладывать средства в коммунистов с перспективой конвертировать свои инвестиции в некие политические дивиденды. К примеру, кресла депутата краевого Законодательного собрания.  

  

В последнее время все настойчивее в этой связи говорят о двух известных в крае предпринимателях – Александре Терновом и его тезке Антипине. Если первый хорошо и давно известен в крае, то второй до сих пор является некой загадкой, а его (вместе с супругой Ольгой) головокружительный взлет в бизнес-топ алтайского предпринимательства вызывает немало вопросов, на которые никто пока внятного ответа дать не может. Достаточно сказать, что за относительно непродолжительное время в возглавляемую Антипиными ассоциацию «Изумрудная страна» вошло несколько десятков предприятий таких направлений, как  мясная, молочная и зернопереработка, "кондитерка", производство алкоголя, туризм, общепит, оптовая и розничная торговля. Расположены эти предприятия в полутора десятках районов и городов  края, даже в Новосибирской области. Антипиными приобретены Бийский спиртзавод, в восстановление которого, по некоторым данным, вложено более 250 млн. руб. Алтайским журналистам остается только строить догадки относительно такого головокружительных успехов. Доходит даже до предположений, что бизнес Антипиных как-то связан с Лужковым и Батуриной, их бизнес-интересами в Алтайском крае, во что, правда, верится с большим трудом. Однако некоторые, даже весьма неробкие чиновники осторожно высказывают подозрение, что за Антипиными стоят очень серьезные структуры, заинтересованные в скупке сельхозпредприятий, земельных участков и прочих активов в крае. Разумеется, для того, чтобы обезопасить столь серьезные приобретения некая политическая легитимация (пусть и на региональном уровне!) столь загадочного по своему происхождению и странного в своей истории капитала и его окутанного тайной обладателя не помешала бы!.. Забавно, кстати, что и прошлое другого новоиспеченнного коммунистического персонажа – Андрея Нагайцева – тоже вызывает немало вопросов, на которые он совсем не торопится отвечать. Может быть, тоже есть что скрывать?..

  

Насколько известно, давно и почти открыто поддерживает (не исключаем, что и финансово) коммунистов, намереваясь на следующих выборах в АКЗС наконец-то реализовать свои амбиции и попасть краевой парламент, другой известный в крае предприниматель, уже упоминавшийся нами  г-н Терновой, владелец холдинга «Алтайские закрома» (сельхозпроизводители, Повалихинский зерноперерабатывающий комбинат, Новоеловская птицефабрика, хлебозавод №4 и т.д.). По всей видимости, в ходе переговоров уже достигнуты некоторые договоренности между предпринимателями и руководством избирательного штаба КПРФ в регионе. Во всяком случае, никто и не скрывает, что Антипин и Терновой всерьез собираются идти на выборы, если и не под красным флагом, то опираясь на поддержку КПРФ. По некоторым данным, уже принято решение, что на грядущих выборах в АКЗС коммунисты будут поддерживать Александра Антипина и Александра Тернового. Между тем штаб КПРФ планирует привлечь и ряд бизнесменов помельче, «местечкового масштаба», в расчете закрыть и финансово, и организационно все избирательные округа в Алтайском крае.  

  

Как говорят, Алексея Багарякова такой вариант вполне устраивает. Во-первых, решается вопрос финансирования краевой парторганизации за счет появления новых системных спонсоров. Во-вторых, появляется возможность создания и финансирования новых внепартийных (внесистемных) структур, которые бы могли объединить, консолидировать и координировать усилия  большей части системной оппозиции в Алтайском крае, как это было в Свердловской области и где такой негласный альянс продемонстрировал свою эффективность. Причем без ущерба для идеологической и политической «девственности» оппозиционных партий, к примеру, тех же коммунистов. Удастся ли воплотить в жизнь эти амбициозные планы, покажет будущее. А о том, что они вынашиваются и существуют, свидетельствует и тот факт, что избирательный штаб КПРФ намерен привлечь к избирательной кампании политтехнологов, некогда проявивших себя в период «оранжевой революции» на Украине и активно сотрудничавших с Багаряковым на недавних выборах в Свердловской области. Так что, скучать не придется…

  

 

  

Артем КУДИНОВ