18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Сеть образовательных учреждений региона развивается в рамках современных тенденций и требований к качеству образования.

В этом убеждено руководство Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края, разместившее на своем официальном сайте специальный материал, посвященный осуществлению модернизационных мероприятий в отношении системы образования.

Важнейшим звеном модернизации и развития чиновники считают реструктуризацию образовательной сети, понимая под этим «непрерывный многоплановый процесс не столько количественного, сколько качественного изменения сети с целью приведения ее в соответствие с требованиями к условиям и качеству современного образования». В крае создаются базовые школы, развивается сетевое взаимодействие в школьных округах, формируются профильные классы, организуется дистанционное обучение, внедряется система «Сетевой край. Образование», школьные библиотеки реформируются в библиотечно-информационные центры, обеспечивающие сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. В том числе осуществляется укрупнение школ, изменение их вида, закрытие и консервация, как временная мера.

В соответствии с законодательством создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления, определение порядка осуществления данного процесса находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Управлением с целью предупреждения нарушений законодательства, ошибок при проведении мероприятий по изменению сети образовательных учреждений разработаны и размещены на сайте управления методические рекомендации, примеры нормативных актов, требования к составу экспертной комиссии и акту экспертного заключения, в адрес глав муниципальных районов и городских округов ежегодно направляется график проведения мероприятий, на основе которого осуществляется мониторинг.

По предварительным данным, мероприятия по изменению сети в 2011 году осуществляются в 39 сельских районах и 2 городских округах Алтайского края и будут завершены до начала учебного года.

В районных центрах присоединены к средним 2 основные школы, и в том числе в с.Налобиха, где учащиеся обеих школ переходят в новое здание, и в Крутихе, где дети из приспособленного здания переходят в капитально отремонтированную школу. Учащиеся и педагоги 3-х начальных школ в Камне-на-Оби и Славгороде вольются в коллективы средних школ, но продолжат обучение в отдельных зданиях.

Преобразованы в филиалы 6 малочисленных школ. Решение по трем школам находятся в стадии согласования с районными депутатами.

Переименованы в связи с изменением вида 8 школ, в том числе 4 средние школы стали основными (переведены от 0 до 7 старшеклассников), 4 основные школы стали начальными (переведены от 6 до 17 учащихся).

Закрыты 10 школ, в том числе одна основная школа, в которой обучались 12 учащихся, 9 начальных школ с численностью от 0 до 15 человек. Временно приостановлена деятельность 8 начальных школ. В одной школе нет учеников, в других – от 1 до 6 учеников, родители которых написали заявление о переводе детей в базовые школы, куда уже осуществляется подвоз учащихся 5-11 классов. Решения о консервации 2-х филиалов еще не прияты.

Процедура реорганизации и закрытия общеобразовательного учреждения строго регламентирована и находится на контроле не только в управлении, но и под надзором прокуратуры. По факту проверок нарушений законодательства не выявлено.

Основными причинами закрытия и консервации школ стали заявления родителей (законных представителей) о переводе детей в другие школы (90% школ) и отсутствие учащихся (10% школ). Среди закрытых и законсервированных школ 85% - школы, в которых обучалось от 1 до 10 учащихся, 100% - малочисленные, 90% - школы, которые располагались в приспособленных и ветхих зданиях.

Современная образовательная среда, уровень квалификации и использования педагогами инновационных технологий формируют у родителей обучающихся позитивное отношение к переводу детей из малочисленных школ в базовые учреждения. Всего из закрытых и законсервированных школ планируется перевод 115 учащихся. При этом в рамках Губернаторской программы «75х75» и иных программ в 2011 году планируется открыть во вновь построенных и капитально отремонтированных зданиях более 4 тысяч мест.

Одна из важнейших задач муниципальных органов управления образованием - сохранение средств, высвобождающихся в результате реструктуризации образовательной сети в системе образования муниципалитета, направление данных средств на улучшение качества условий в те школы, куда перешли дети, недопущение уменьшения общего объема финансирования отрасли. Итоги прошлого года свидетельствуют о том, что высвобожденные средства направляются на организацию безопасного подвоза обучающихся, ремонт дорог, создание в общеобразовательных учреждениях современных условий обучения.

В каждом муниципалитете на этапе формирования проектов по развитию образовательной сети, к работе над экспертным заключением привлекаются представители педагогической и родительской общественности, профсоюзные лидеры. Это позволяет выявить риски и негативные последствия изменения сети, своевременно принять меры по их снижению и устранению.

Подготовка педагогических и ученических коллективов к изменениям сети осуществляется в рамках школьных округов. Проведение совместных мероприятий, социальных проектов, методическая работа педагогов обеспечивает взаимодействие и реализацию планов по адаптации детей в новом коллективе.

Задача по организации безопасного и комфортного подвоза решается через ремонт и содержание дорог, обустройство теплых помещений для ожидания детьми автобуса, замену транспортных средств, оснащение школьных автобусов системой спутниковой навигации «ГЛОНАСС», составление гибкого графика движения с учетом пожеланий родителей обучающихся.

Кроме того, педагогам, высвобожденным в результате реструктуризации, предлагается трудоустройство в учреждениях образования, в том числе подвоз вместе с детьми к месту работы на школьном автобусе.

Проводятся мероприятия по использованию высвобожденных помещений общеобразовательных учреждений для размещения в них дошкольных учреждений и групп кратковременного пребывания.

Результат и эффективность процесса развития сети во многом зависит от понимания органами местного самоуправления, общественностью поставленной цели - улучшение кадровых, материально-технических и иных условия обучения, предоставление школьникам дополнительных возможностей, в том числе в получении профильного и дополнительного образования.

Улучшение условий – это и высококвалифицированные кадры, и современная материально-техническая база школы, и развивающая образовательная среда, это преодоление замкнутости образовательного пространства в малочисленном школьном коллективе, создание условий для успешной социализации личности школьника.

Анализ ЕГЭ показывает, что лучшие результаты у школьников, обучающихся в школах, где наполняемость классов более 20 человек. Среди лидеров по русскому языку Быстроистокский, Мамонтовский, Романовский районы, по математике – Быстроистокский, Каменский, Егорьевский район.

В 2011 году результаты экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме по русскому языку и математике также выше результатов 2009 и 2010 годов.

Ежегодно улучшаются условия обучения: доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла с 35% в 2007 г. до 72% в 2010г.

В рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и поручения Председателя Правительства РФ В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, по вопросу модернизации системы общего образования и повышения заработной платы учителей, ставшего откликом на обращение партии «Единая Россия». Алтайскому краю определены самые большие в Сибирском федеральном округе объёмы средств субсидии из федерального бюджета на обеспечение данного поручения: более 513 миллионов рублей в 2011 году. Эти средства в соответствии с соглашением с Минобрнауки России будут транслироваться на модернизацию учебно-материальной базы школ, приобретение автобусов, лабораторного оборудование, повышение квалификации педагогов, обеспечение современных условий образовательного процесса, в том числе санитарных и безопасных. «С другой стороны, обязательства региона заключаются в обеспечении повышения заработной платы учителей, главной целью которого является доведение её до средней зарплаты в экономике региона», - отмечается в публикации на сайте краевого Управления.

По материалам сайта Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края.