18+

Почти 1800 гектаров просек линий электропередачи расчистят в Алтайском крае

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

О привлечении молодых педагогов на работу в районы Алтайского края, взаимодействии с властями региона, достижениях в науке и международной деятельности, а также о роли профессии учителя в современном цифровом мире в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказала ректор Алтайского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко.

Ректор Алтайского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор Ирина Лазаренко.

- Ирина Рудольфовна, мы живём в период динамичного развития технологий, в первую очередь информационных и сетевых. Есть ли на ваш взгляд в этом мире наступившего будущего место профессии учителя? И какие перспективы сегодня ждут выпускников педагогического вуза?

- Начну со слегка перефразированного известного выражения, «люди, которые читают книги всегда будут управлять теми, кто читает соцсети». Поэтому, если мы хотим сами вершить своё будущее и воспитывать в себе достойную личность, мы должны читать книги. А любовь к ним прививают как раз родители и возможно даже в большей степени учителя. При этом, трудно отрицать, что гаджеты – это удобно. Например, в самолёте, чтобы не брать с собой в путешествие все тома «Войны и мир» вполне можно обойтись электронной книгой или смартфоном. В данном контексте, гаджет - лишь средство. Но сам по себе он не способен заменить содержание классических произведений литературы, авторских описаний природы, переживаний, смыслов и т.д. Для меня это очевидно.

Выпускница АлтГПУ, учитель русского языка и литературы Кытмановской средней образовательной школы №1 Ольга Пронина

Я сама из среды учителей. Мои мироощущение и мировосприятие формировались в кругу людей, которые в той или иной степени связаны с педагогической деятельностью. Поэтому для меня вопрос «Нужна ли профессия учителя в современном мире?» - на самом деле риторический. Учителя были, есть и будут. Это те люди, которые воспитывают человека наряду с родителями, направляют его, формируют ценности, открывают двери в будущее, если хотите. И роль Учителя с каждым годом всё больше по той простой причине, что занятость родителей сейчас постоянно возрастает. У них в приоритете карьерный рост, и всё меньше времени, чтобы уделить его своим детям и тем более их образованию. Но как мы знаем, свято место пусто не бывает, и его стремительно занимают социальные сети. И рисков в этой среде достаточно, думаю, в этом никого убеждать не требуется. Не понимать этого - значит быть слепым. И таких «слепцов» становится всё меньше и меньше. И на этом фоне статус Учителя всё больше и больше укрепляется.

- В образовании вы работаете много лет. Как можно описать перемены в отношении общества к учителю за это время?

- Вы знаете, в психологии существует классификация, согласно которой профессии различаются по способу взаимодействия людей (в частности, человек-машина, человек-знак, человек-человек и т.д.). И профессия учителя описывается системой «человек-человек». Нет, нельзя назвать профессию учителя «деланием людей». Как педагог, я тонко чувствую разницу между формированием личности, ценностей и ориентиров, воспитанием и «деланием». Совершенно разные смыслы. «Делать» - звучит очень грубо, учитель скорее сопровождает личность на её пути к совершенству и мягко направляет для достижения наилучшего результата.

Отношение к Учителю постоянно меняется, ведь и общество находится в непрерывной динамике. Например, ещё 3 года назад профессию воспринимали иначе, чем сейчас. Я лично это связываю с тем, что пришло время, когда своих детей в школы привело поколение, взрослевшее в 90-е. А мы все прекрасно помним те времена, когда произошёл слом эпох, государство разрушилось. По обществу был нанесён мощный ментальный удар, это в том числе выражалось в низкопоклонстве перед западными ценностями, разочаровании в собственной культуре, образовании, в собственных силах. Именно тогда пришлось расти поколению, воспитанному в атмосфере отрицания ценности школьного образования и авторитета Учителя. Тогда вечный конфликт поколений и ценностей достиг апогея. Сейчас они приводят детей в систему, где отношения к образованию уже изменилось. И в этом столкновении идеологий и мировоззрений рождается определённая турбулентность. Однако, она отчасти хороша тем, что в такой встряске приходящее уйдёт, а останется нечто более важное.

- От философских вопросов, перейдём к темам более насущным. В регионе в конце минувшего года было сформировано обновленное Правительство, тогда же вуз посещал Губернатор Виктор Томенко. Как налажено взаимодействие вуза с краевыми властями?

- Взаимодействовать можно по-разному и с различными результатами. С краевыми властями мы сотрудничаем, и делаем это очень эффективно на разных уровнях. У Губернатора Виктора Томенко есть понимание необходимости развития педагогического образования, поддержки этого направления и, самое главное, видение механизмов, как это сделать. Есть понимание и на уровне заместителей Председателя Правительства края. И в социальном блоке и в других направлениях, например, МЧС. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с руководителем ГУ МЧС России по Алтайскому краю генерал-майором Александром Макаровым. В результате в АлтГПУ создан студенческий отряд "Олимп безопасности". Ребята помогают оперативным службам в чрезвычайных ситуациях и защищают честь университета на соревнованиях самого высокого уровня. Например, недавно очень достойно выступили в Вологде.

Губернатор Алтайского края на 85-летии празднования АлтГПУ

Работаем продуктивно и с другими органами исполнительной власти региона. В частности, с Министерством связи и цифрового развития и лично с его руководителем Евгением Зрюмовым. В сентябре на нашей площадке прошёл «IT-диктант». И наш вуз стал единственной базой для его проведения в Алтайском крае. Также в сентябре в рамках «Дней образования на Алтае – 2019» только в нашем вузе работали 8 площадок. Мне самой довелось работать в жюри профессионального конкурса «ЛиДИРуем22», а также в качестве эксперта на стратегической сессии по развитию педагогического образования в регионе. Как видите, мы на постоянной основе взаимодействуем с краевыми властями и, я считаю, это правильно. Хоть мы и являемся федеральным учреждением, мы находимся и работаем в регионе, представляем его интересы на всероссийском и международном уровнях. И без сотрудничества здесь не обойтись. В конце концов, мы делаем общее дело.

- Вы часто ездите по районам края, общаетесь со студентами на практике, выпускниками, работающими в селе. По вашим наблюдениям, насколько выражена кадровая проблема в сельских школах? И что может мотивировать будущего учителя отправиться на работу в район?

- Трудности в комплектовании сельских школ учителями есть, и это вопрос стоит довольно остро в некоторых территориях. Тем не менее, в поездках по краю я вижу, что и на уровне региона и в конкретных муниципалитетах очень многое делается для привлечения и закрепления учительских кадров в сёлах. Не устаю радоваться за тех наших выпускников, которые едут в Павловский, Целинный, Благовещенский, Алейский, Кулундинский и ряд других районов, где с большой заботой относятся к молодым педагогам. В рамках работы на нашей площадке круглого стола «Малые сёла – большие перспективы» мы эти темы обсуждали с экспертами. И когда мы в университете ещё только начинали проведение подобных дискуссий, очень опасались того, что всё в итоге сведётся к одному аргументу – отсутствию финансовых средств. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели, что в списке приоритетов для молодых педагогов размер заработной платы, конечно, есть, но далеко не на первом месте. Их волнует, кто станет их наставником или куратором в начале их самостоятельной профессиональной деятельности в школе, и вообще окажут ли им такую методическую поддержку. Выпускники хотят видеть для себя перспективы и социальные лифты. Причём не только вертикальные, но и горизонтальные. Профессиональное развитие и повышение квалификации после окончания вуза для них очень важно. Важный аспект - развитость социальной инфраструктуры в селе. Молодёжь планирует создавать семьи, растить детей и хочет знать, будут ли созданы условия для комфортной жизни в том месте, куда они едут трудоустраиваться. Это касается медицинского обслуживания, детских садов и т.д.

Безусловно, учитель должен мыслить шире, чем на уровне удовлетворения базовых потребностей вроде наполнения холодильника, но всё же надо признать, что прежде чем думать о стратегиях, нужно поесть. А чтобы поесть надо приготовить. И так далее. И это притом, что трудовая нагрузка на учителя и на работе очень велика, зачастую даже не хватает времени на организацию быта. Поэтому мысли педагога не должны быть заняты наполнением холодильника, это всё должно быть чем-то само собой разумеющимся. Но увы, так бывает далеко не всегда. Не хлебом единым, но хлеб должен быть.

Если говорить о саморазвитии, то им тоже трудно заниматься без соответствующей инфраструктуры. В том числе, информационной. Для современного молодого педагога жизнь без качественной связи с миром сейчас не выглядит слишком привлекательной, будем откровенны. Мы говорили на эту тему с министром цифрового развития и связи края Евгением Зрюмовым, и он заверил, что в период до 2024 года развитие сетевых технологий передачи данных в муниципалитетах региона будет идти гораздо более высокими темпами, чем ранее. Это внушает оптимизм.

- Вы говорили о взаимопонимании с главами районов в части привлечения молодых кадров в сельскую местность. Везде ли такая позитивная ситуация?

- Среди лидеров в этом отношении я могу отметить Тальменский район, город Заринск и Заринский район и другие районы, которые я уже называла. Там есть понимание ситуации. Есть понимание проблемы привлечения молодых педагогов на постоянной место работы и жительства. А когда такое понимание присутствует, есть перспектива, что эти трудности трансформируются в задачи, а задачи будут решены. Но так далеко не во всех муниципалитетах. Есть среди них и те, где глав не особенно заботит тема вымывания учительских кадров. Люди не видят потенциальных рисков, а значит и не ощущают проблемы. И это, безусловно, печалит. Конструктивно работать, тем не менее, пытаемся со всеми. Мы со своей стороны делаем всё возможное - готовим кадры, но как их привлечь в конкретные населённые пункты – это уже задача муниципалитетов.

- Университет известен своей международной деятельностью. Что нового произошло в этой сфере за минувший год?

- Мы живём в глобальном мире, поэтому международное взаимодействие - это жизненная необходимость. Я около пяти лет изучала опыт повышения квалификации руководителей школ в Германии. Как говорил знаменитый русский педагог Константин Ушинский, «важен не опыт, а идея, выведенная из опыта». И вот эти идеи модерации, работы с практикующими руководителями были адаптированы с учётом нашей местной специфики и очень пригодились

ИТ-диктант на площадке АлтГПУ

Также не стоит забывать, что есть указы Президента, нацпроекты с индикативными показателями, которые необходимо выполнить к 2024 году. И большая часть работы связана с развитием международной деятельности вузов, и в том числе обучения иностранных студентов. Польза очевидна. У нас благодаря академическим обменам увеличилось количество преподавателей, читающих лекции на английском языке. Введено две учебные программы по китайскому языку. Это направление особенно интересно в свете развития сотрудничества России и КНР. В этом году мы также подписали три соглашения с вузами Узбекистана. И уже 2 октября к нам приедет делегация представителей узбекских высших учебных заведений Ташкента, Самарканда, Бухары и Ферганы. Обсудим вопросы сотрудничества и то, на какие направления подготовки стоит сделать акцент. Впервые мы набрали студентов в лингвистическом институте на программу обучения, которая предусматривает получения двух дипломов: нашего вуза и самаркандского института. В Узбекистане взят курс на укрепление высшего образования. Если в прошлом году только 15% выпускников их школ поступали в вузы, то в этом году уже 20%. К 2022 году они ориентируются на достижение 25%. Рост очень серьёзный. И он им необходим, если они намерены интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого также нужно знание иностранных языков, и один из них - русский. Есть заинтересованность в сотрудничестве со стороны Таджикистана, но о конкретике пока говорить рано. В октябре лечу туда на переговоры. Оценим перспективы.

Безусловно, география нашей международной деятельности не ограничивается странами СНГ. За его пределами наш партнёр — это Франция, регион Бургундия Франш-Конте, университет в городе Безансон. Уже несколько лет мы отправляем туда на обучение наших студентов, и принимаем их студентов. Наши преподаватели стажируются во Франции, их преподаватели приезжают к нам. Совместно с представителями Соединённых Штатов Америки развиваем программу образовательного туризма. Среди наших друзей в Европе также вузы Германии и Польши. Несколько раз приезжали студенты из Испании и Италии, Марокко.

Рабочий визит генерального консула Республики Таджикистан Зарди Шамсиддин Курбонзода

- Обучение в университете – это не только лекции, семинары и сессии. Каких успехов за минувший год удалось добиться вашим студентам в научной, общественной работе и в спорте?

Конечно, важное место занимает наука и общественная деятельность. На базе вуза реализуется сразу несколько проектов федерального агентства по делам молодёжи. Это, например, Школа подготовки вожатых «Вести за собой #2019!», IV форум студенческих педагогических отрядов СФО и историко-патриотический хакатон «Моя Россия», проект творческих коллективов «Мобильный дом культуры». Вуз также выиграл грант Министерства просвещения Российской федерации на проведение тематической смены: кампус молодежных инноваций «Мое цифровое будущее» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

И в спорте наши студенты показывают выдающиеся результаты. На Чемпионате России по лёгкой атлетике Евгений Кунц и Эльдар Надыров заняли первые места в разных дисциплинах. В свои юные годы уже известный спортсмен Владлен Ушаков занял 2 и 4 места на Чемпионате Европы по гребле на байдарках и каноэ и 1 место на Чемпионате России. Десятки первых и призовых мест в разных видах спорта наши ребята занимали и занимают на Чемпионатах Алтайского края, зональных соревнованиях этапов Первенства России и Сибирского федерального округа. Широко известны успехи студенческой сборной по хоккею, в которой играют наши ребята. В начале этой недели в краевой столице стартовал международный студенческий турнир «Student Hockey Challenge – 2019» и уже в первом матче сборная вузов Алтайского края одержала победу над американскими хоккеистами со счетом 3:2.

- С 1 сентября для студентов и магистрантов приятное изменение – на 4,3% увеличены размеры стипендий. За счёт чего удалось этого добиться и какие формы материального и нематериального поощрения применяются в университете?

- Объём выделяемых средств из федерального бюджета на стипендии постоянно растёт. Размер стипендий планово индексируется. Кроме того, есть система материальной помощи нуждающимся студентам. Есть и ректорская стипендия для студентов, которые выезжают у нас на практику в отдалённые территории. Поэтому внешнее федеральное финансирование и внутренняя система оценки эффективности учёбы и общественной работы в совокупности и формируют стипендиальный фонд. Безусловно, он меняется год от года в зависимости от успехов наших учащихся. В настоящее время в вузе учатся около 6 тысяч студентов, с учётом дополнительного набора и заочников. Полторы тысячи из них - получатели различных форм финансового поощрения.

Однако, система мотивации этим не исчерпывается. Существуют и нематериальные виды поощрения. В первую очередь, это Доска почёта. Особо отличившиеся получают Благодарности ректора. Мы оказываем поддержку студентов и в части финансирования поездок. Деньги они на руки не получают, зато вуз берет на себя важную часть расходов. Это расширяет возможности студента куда-то поехать, получить новый опыт и впечатления, новые знания и деловые контакты. Например, в эти дни 6 человек за счёт средств университета едут на Слёт ССО в Москву, в Кремлёвский Дворец съездов. Двое едут на Всероссийский слёт в Екатеринбург.

- Ирина Рудольфовна, вы регулярно общаетесь со студентами, посещаете их во время производственной практики и т.д. А недавно, можно сказать, дали большую «пресс-конференцию» для первокурсников? Что интересует молодёжь? И почему считаете необходимым личное общение со студентами?

- Знаете, на моей странице в одной из социальных сетей есть статус, который гласит «Люби, что делаешь. Делай, что любишь». Это простая фраза, но она очень хорошо передаёт моё отношение к профессии. Встречи со студентами для меня - это часть профессиональной жизни. Как может руководитель организации не знать, как живут его подопечные: преподаватели и студенты. С преподавательским составом я общаюсь постоянно, т.к. я сама, прежде всего, преподаватель, моё становление произошло в этой среде, как я уже упоминала ранее. И в вузе сейчас одновременно работают как преподаватели, которые меня учили, так и те, кого учила уже я. Ведь мне довелось стать одной из тех, кто создавал и внедрял магистратуру в России, как бы громко это ни прозвучало. Курировала первых магистрантов в Алтайском крае, и многие из них сейчас работают в нашем университете.

Как я могу агитировать студентов ехать работать в село, не зная самого села и как там живут люди. Это было бы лицемерно и нечестно с моей стороны. Я так не могу. И еду, спрашиваю, смотрю, как ребята устроены. Приходится даже взаимодействовать с главами сёл и районов, чтобы бытовые вопросы, с которыми сталкиваются студенты на месте, были решены положительно для них. Я ведь и сама, будучи городским жителем, поехала в своё время в район и работала в сельской школе, поэтому знаю, о чём говорю. Не всегда мы можем поддержать студентов материально, но морально – просто обязаны. Ректор, который избегает встреч со студентами, не знает их проблем или игнорирует их, со временем просто теряет связь с реальностью, а эффективность его деятельности снижается.

Справка

Учительский институт основан на Алтае в 1933 году. Сегодня в состав Алтайского государственного педагогического университета входят институт психологии и педагогики, институт физико-математического образования, институт физической культуры и спорта, институт дополнительного образования, лингвистический институт, исторический и филологический факультеты. За время своего существования вуз подготовил более 70 тысяч специалистов для системы образования Алтайского края.