1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
Тема реорганизации системы начального профессионального образования (НПО) стала предметом обсуждения на очередном Совете администрации под председательством губернатора края Александра Карлина. Реорганизация профтехучилищ – процесс болезненный, но необходимый, считают в Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи. Количество учащихся в ПУ края ежегодно сокращается, и сегодня недобор в училища начальной профессиональной подготовки составляет в среднем 37 %. В отдельных ПУ и того больше: в ПУ № 5 (с. Чистюнька Топчихинского района) – 63 %, в ПУ № 59 (Усть-Пристань) – 72 %. И таких много: колоссальный недобор – тенденция времени. Кстати, по данным вице-губернатора и начальника регионального Управления по образованию Юрия Денисова, эта тенденция дальше будет только усугубляться. Причина тому объективная – прогнозируемое сокращение численности учеников 9 – 11 классов в средних школах. Неутешительная тенденция, по имеющимся прогнозам, сохранится до 2025 года. 15 лет – слишком долгий срок, чтобы только сидеть и ждать изменения ситуации – в демографии, на рынке труда, в экономике. В системе НПО края сегодня – 64 ПУ, ровно половина из них – в сельской местности. Все они финансируются из краевого бюджета. В администрации края посчитали, что раз профтехучилища наполовину пусты, и так еще будет довольно долго, значит, надо что-то менять в самой системе. Иначе никаких бюджетных денег не хватит. Тем более что в нынешних экономических условиях приходится экономить каждую копейку. В пользу реструктуризации говорит и еще один момент. Производственно-техническая база многих училищ устарела и не отвечает современным требованиям. Училища НПО необходимо модернизировать, оснащать современным оборудованием, а преподавательский состав нуждается в повышении квалификации. Так вот вопрос: целесообразно ли вкладывать немалые средства, например, в то же Чистюньское ПУ № 5, если студентами оно заполнено меньше чем наполовину, а спрос на механизаторов (основная специальность ПУ) в районе сегодня – нулевой? Реорганизация системы НПО начата в крае в 2008 году и продлится до 2011-го. Первым шагом стало создание 5 ресурсных центров на базе краевых государственных учреждений начального профессионального образования. Два из них находятся в Барнауле (направления – металлообработка и строительство), по одному в Бийске (металлообработка, открытие центра запланировано на май), в Благовещенке (сельское хозяйство) и Первомайском (сельское хозяйство). - Ресурсные центры в профессиональных училищах организуются с целью повышения доступности для граждан качественного профессионального образования на основе концентрации высокостоимостных ресурсов из государственных и негосударственных источников и создания учебно-методической базы обучения для группы учреждений НПО, готовящих кадры родственных профессий, - подчеркнул Юрий Денсов. – Финансирование ресурсных центров осуществляется за счет средств краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» на 2008-2010 годы». В 2008-2009 годах в ресурсные центры направлено 80 млн. рублей из краевого бюджета, 55 млн. – из федерального, 54 млн. – из внебюджетных источников (средства социальных партнеров). В ресурсыне центры закуплены современные техника и оборудование, на таких выпускникам ПУ придется работать на предприятиях: универсальные металлорежущие станки с цифровой индексацией, станки с ЧПУ, современная сельскохозяйственная техника и т.д. По данным Управления, ресурсные центры сегодня полностью выполняют планы приема по профильным профессиям, им свойственны повышенные показатели трудоустройства выпускников. Помимо ресурсных центров в крае создано 4 федеральные экспериментальные площадки (всего их 9) – для апробации новых идей, инноваций по различным аспектам деятельности НПО. Ключевым направлением инновационной деятельности в учреждениях НПО является формирование информационной образовательной среды. В рамках реализации мероприятий по информатизации НПО в 2008-2009 годах на бюджетные средства закуплена компьютерная техника на 10 млн. рублей, 15 интерактивных аппаратно-программных комплекса, 22 ноутбука, 150 ПК и др. В результате сегодня в каждом втором ПУ системы НПО есть компьютерные классы-комплекты, организован доступ учащихся и преподавателей к сети интернет. В целом за 2 года уровень оснащенности учебных кабинетов и лабораторий компьютерной техникой вырос на 40 %. Сегодня НПО имеет 1650 компьютеров, 98 компьютерных классов. Продолжается работа по созданию электронных библиотек и медиацентров, в обучение внедряются передовые информационные технологии... Все вышеперечисленное стало возможным потому, что имеющиеся в распоряжении средства (небезразмерные, конечно) удалось сконцентрировать и тем самым повысить качество обучения по специальностям НПО. Распылить средства на все ПУ – это вряд ли сказалось бы на уровне подготовки выпускников. Кроме того, регионам приходится учитывать, что в октябре 2009 года Минобрнауки РФ был издан приказ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессиям». По словам Юрия Денисова, стандарты нового поколения значительно отличаются от предыдущих: «Если предыдущие стандарты похожи на типовую программу, то в новых стандартах нормируются требования к результатам образования». Стандарты жестко определяют, какой должна быть материально-техническая база ПУ, его учебно-методическое оснащение, какого уровня и опыта преподавательский состав. Постановлением администрации Алтайского края № 10 от 19 января 2010 года создана краевая экспертная комиссия по вопросам модернизации НПО. На первом заседании комиссия рассмотрела и утвердила план мероприятий по модернизации НПО Алтайского края на 2010-2011 годы. Его основными направлениями являются:
Какие аргументы в пользу реструктуризации НПО видит Управление по образованию, кроме низкой наполняемости ПУ? Это – дублирование структуры подготовки в близлежащих ПУ; отсутствие текущей и перспективной потребности в подготовке квалифицированных рабочих; износ и несоответствие требованиям материально-технической базы и учебно-лабораторного оснащения; неэффекивность расходования бюджетных средств. Юрий Денисов, заместитель губернатора Алтайского края, начальник регионального Управления по образованию и делам молодежи:
Александр Карлин, губернатор Алтайского края:
Евгений Ганеман, председатель исполкома Союза промышленников Алтайского края:
|