18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Региональное бизнес-сообщество полагает, что намеченный на весну будущего года съезд предпринимателей даст новый импульс  предпринимательской активности в регионе.

Председатель Правления НП «Союз предпринимателей Алтайского края» Юрий Фриц ответил на вопросы главного редактора информационно-аналитического портала Doc22 Артема Кудинова.

- Юрий Александрович, прошло более полугода с того момента, как вы возглавили Алтайский союз предпринимателей. Что удалось сделать?

- С одной стороны, полгода – срок значительный. Но надо учитывать, что сезон отпусков и летнего отдыха внес коррективы в наши планы. Впрочем, от них мы не отклоняемся. Сегодня мы модернизируем наш сайт. Фактически решен вопрос о проведении съезда предпринимателей края весной будущего года. Вступили новые члены, около двадцати. Это и новые активные люди, и пополнение бюджета Союза. Мы продолжаем активно сотрудничать со всеми структурами, так или иначе связанными с предпринимательством. Алтайский союз предпринимателей (АСП) подписал соглашение со Сбербанком  и рядом других банков. Все это дает возможность оперативно, без проволочек решать возникающие проблемы. Для этого есть все необходимые институты и инструменты.

- Получается, что фатальных, неразрешимых проблем  пока не возникает?

- Непреодолимых препятствий в работе Союза я не вижу. Предпринимательство в крае развивается. Может, и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Как, к примеру, в соседнем Казахстане, где к бизнесу относятся бережно. Казахстанский опыт мог бы быть полезен и нам, россиянам. Однако надо понимать при этом, что основные, определяющие решения по развития сферы предпринимательства принимаются на федеральном уровне. У региональных властей и бизнес-сообщества  не слишком много рычагов и механизмов влияния. Хотя мы и пользуемся любой возможностью. Взять, к примеру, краевой закон о патентной системе налогообложения. С нами консультировались при разработке этого закона, часть наших пожеланий была учтена, часть – нет. У нас претензии даже не столько к краевому, сколько  к федеральному закону, не предполагающему дифференциацию патентного налогообложения по месту ведения бизнеса, не учитывающему его отраслевую специфику. А ведь при качественной проработке краевой  закон позволил бы многим предпринимателям выйти «из тени», а бюджет мог бы не потерять, а даже и выиграть. Но наши региональные законотворческие возможности ограничены, к сожалению, рамками федерального законодательства.

Doc22.ru Председатель Правления НП «Союз предпринимателей Алтайского края» Юрий Фриц

Председатель Правления НП «Союз предпринимателей Алтайского края» Юрий Фриц

- Как бы вы оценили предпринимательский климат, взаимоотношения власти и бизнеса в Алтайском крае?

- Институтов и механизмов взаимодействия вполне достаточно. Есть программы развития и поддержки предпринимательства. Объем выделяемых на это средств год от года растет. В этом году на эти цели увеличили бюджетное финансирование, и оно превысило 400 млн. рублей. Участвуя в работе разных комиссий, я вижу, что предприниматели получают реальную финансовую поддержку. Это факт! Здесь все более-менее благополучно: есть приличные средства поддержки, отлаженный и справедливый механизм доведения их до получателя.

Однако нельзя сказать, что все безоблачно. Проблема в отношении некоторых чиновников, руководителей к малому и среднему бизнесу. Такое, знаете, высокомерно-покровительственное, патерналистское. Как к несмышленным  «малышам», нуждающимся в опеке, наставлении, поучении. На мой взгляд, это глубоко ошибочная позиция! Ведь это люди самостоятельные, образованные, успешные, закаленные…  Они каждый день вынуждены самостоятельно принимать решения, рисковать, отвечать за свои слова и поступки, что выгодно отличает его от чиновника.

Убежден сам характер этих отношений между властью и бизнесом надо менять, нужно внести коррективы в  систему приоритетов, строить по-настоящему равноправные партнерские отношения. Ведь мы по большому счету делаем общее дело.

- Есть ли, с вашей точки зрения, у алтайского бизнеса своя региональная специфика?

- Не стал бы утверждать, что ситуация в Алтайском крае чем-то принципиально отличается от других регионов. Где-то предпринимательский климат лучше, где-то хуже. Разумеется, есть различия, обусловленные выгодным географическим положением, как у Новосибирска или Омска, конкурентными преимуществами в логистике.

В нашем регионе промышленность понесла самые серьезные потери. Многие предприятия просто прекратили свое существование. Сегодня доминирует сельхозпроизводство и связанная с ним предпринимательская деятельность. Мне кажется, этот факт мог бы стать серьезным конкурентным преимуществом в отношении наших соседей. Не дело, когда в Кузбасс или Новосибирск вывозят алтайские зерно и мясо, а оттуда на Алтай везут готовую продукцию – колбасу, хлеб и т.д. Расширение углубленной переработки сельхозсырья могло бы дать толчок и бизнесу.  К тому же, надо признать, в известном смысле алтайское предпринимательство находится в своеобразном «конкурентном оазисе». Очень много ниш для комфортного развития новых сфер деятельности, освоения новых видов продукции и услуг. У алтайских предпринимателей огромный, пока не освоенный до конца потенциал! Другое дело, что сдерживающих факторов достаточно: дефицит и доступность финансовых ресурсов, усиливающийся налоговый прессинг и т.д.

- А что, по-вашему, надо сделать, чтобы снизить давление на бизнес со стороны государство?

- Хотелось, чтобы в какой-то момент, в какой-то точке отсечения была зафиксирована налоговая и правовая ситуация, т.е. на относительно длительный период, был установлен  мораторий на изменения в законодательстве регулирующем деятельность предпринимателей. Бизнесу нужна стабильность, предсказуемость, которые сами по себе являются мощным фактором развития предпринимательства. А ведь помимо налогов есть еще и совершенно дикие штрафы и сборы! Зачастую они взимаются по разнарядке, в разных надзорных и контролирующих органах и ведомствах  есть негласные планы по штрафам и сборам.

- Насколько активны, организованны, ответственны и инициативны алтайские бизнесмены? Не кажется ли вам, что значительная часть их проблем, отношение к ним обусловлена ими самими?

- Вопрос непростой.  Конечно же, не многие проблемы, отношение к бизнесу обусловлены и им самим. Но оговорюсь, предприниматели разные. Так уж сложилось, что в АСП сформировался деятельный костяк, активное ядро. На них можно опереться, они могут довести решение проблемы до логического конца. С другой стороны, нет притока свежей крови, обновления, ротации, появления новых лидеров.

Сегодня создается множество отраслевых объединений бизнеса. Наверное, это правильно. Но их сегодня так много, что голос каждого по отдельности вряд ли слышен. А ведь проблемы-то у всех если не общие, то очень похожие! Власть не может взаимодействовать со всеми этими ассоциациями, союзами, объединениями. Нужен единый подход.  Нужна солидарность и понимание общности интересов. У нас же порой предприниматели активизируются, когда проблема затрагивает их непосредственные интересы. Есть претензии и к отдельным предпринимателям-депутатам разных уровней представительной власти.

Пока, к сожалению, активных, деятельных предпринимателей в составе АСП не хватает. Порой больше энергии расходуется бизнесменами на отстаивание своих корпоративных интересов, решении частных вопросов своего бизнеса, нежели на решение фундаментальных, универсальных, общих проблем.

- По вашему мнению, есть ли какие-то внутренние противоречия внутри бизнес-сообщества в Алтайском крае? Насколько они значимы?

- Я не вижу таких противоречий. Во всяком случае, даже если они и есть, то не носят, с моей точки зрения, принципиального характера. Да, на отдельные вопросы у нас есть разные взгляды, обусловленные отраслевыми различиями, масштабами бизнеса. Но это нормально. К тому же нам удается находить компромиссы, консенсус. Хотя, надо признать, крупный бизнес живет своей жизнью, лишь иногда пересекаясь со своими «мелкими и средними» коллегами.  У него и другие лоббистские возможности, определяющие и иной, нежели у малого и среднего бизнеса, характер взаимоотношений с властью.  Поэтому крупный бизнес и не слишком заинтересован работать в большом коллективе, вступать в объединения.

 


СПРАВКА Предпринимательство Алтайского края 

По данным органов статистики, количество субъектов, занятых в секторе малого и среднего бизнеса Алтайского края, на начало 2012 года составляет 100481 единица (453 – средние предприятия, 30603 – малые и микропредприятия, 69425 – индивидуальные предприниматели). 

Доля занятых в сфере предпринимательства от общей численности занятых в экономике края составляет 41 %. Доля оборота малых и средних предприятий составляет 43% от общего оборота организаций края. По итогам 2011 года оборот малых и средних предприятий составил 282614,2 млн. рублей или 125 % к уровню 2010 года. В целом по России темпы роста оборота малых предприятий составляют 123,5%. 

Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий края по итогам 2011 года составили 13 млрд. 964 млн. рублей или 122% к уровню 2010 года. Сумма налогов, уплаченных в консолидированный бюджет Алтайского края от субъектов малого и среднего бизнеса, составила по итогам 2011 года 8730,4 млн. рублей или 126 % к уровню 2010 года. 

В 2011 году сохранены высокие темпы развития инфраструктуры потребительского рынка: открылись новые объекты розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В результате в регионе дополнительно создано 4 200 рабочих мест. 

По итогам 2011 года оборот розничной торговли составил 218 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2010 года на 13%. Среди регионов Сибирского федерального округа по темпам роста оборота розничной торговли край занял 2-е место, превысив средний уровень по округу (107,9 %) и Российской Федерации (107,2 %). В бюджеты всех уровней организациями торговли было перечислено более 5 млрд. рублей, что составляет 13 % от общего объема налоговых поступлений и на 0,8 % превышает уровень 2010 года. 

Источник: Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.  


 

- Сейчас в крае энергично обсуждают появление в регионе уполномоченного по защите прав предпринимателей, или, как его называют журналисты, бизнес-омбудсмена. Что вы думаете по этому поводу?

- Хороший вопрос. Сегодня на федеральном уровне нет закона, нет ясности, как он должен назначаться, кому подчиняться, какими полномочиями обладать и т.д. Есть некая дискуссия вокруг этого, некие попытки додумать что-то за федеральный центр. Любой потенциальный кандидат на должность уполномоченного по защите бизнеса ответит: «А к чему надо быть готовым?».  Тем не менее, у нас есть достойные люди, которым вполне по силам такого рода деятельность.  Между тем она изначально подразумевает определенный конфликт интересов. На этой должности невозможно будет угодить всем. В любом случае противоречия будут возникать. Поэтому, думаю, уполномоченный должен быть выходцем из среды предпринимателей, знать их проблемы.  С другой стороны, он должен обладать неким общественным весом, авторитетом, силой характера.

- А по кандидатурам могли бы что-то сказать?

- Сегодня по персоналиям разговоров много, не перечисляет возможных кандидатов только, наверное, ленивый.  Мне сложно обсуждать кого-то персонально. Убежден: пока не будет ясности вокруг этого нового института, говорить о персоналиях рановато. К тому же, уверен, необходимо окончательное решение принимать только после широких консультаций с предпринимательским сообществом.

- А в чем они должны заключаться? В какой форме проходить?

- Варианты и сценарии могут быть самыми разными. Очевидно для меня одно: краевая власть обеспокоена не меньше нашего, чтобы найти оптимальное, максимально компромиссное решение! Ну, допустим фантастическую ситуацию, когда назначили омбудсменом не известного региональному бизнесу чиновника или полностью подконтрольного власти человека. И что дальше? Кому это будет выгодно? Как можно будет решать вопросы? Так что, убежден власть не менее нас, предпринимателей, заинтересована в том, чтобы омбудсменом стал авторитетный человек, способный решать возникающие проблемы. Кстати, не исключаю, что статус и кандидатура уполномоченного могла бы быть обсуждена на съезде предпринимателей. Если к тому времени его так и не назначат, то я вполне это допускаю. Почему бы и нет? Да даже если и изберут, предприниматели могли бы задать новоиспеченному омбудсмену вопросы, дать наказы и т.д. Ведь это их защитник!..

- Кстати, про съезд. Какие вопросы хотели бы там обсудить?

- Конечно, проблемы растущей фискальной нагрузки, бремя которой становится все тяжелее. Это не улучшает инвестиционный и предпринимательский климат в регионе, не ведет к росту экономики. Мы сейчас вступили в некую ровную полосу экономического развития, штиля при отсутствии попутного ветра в паруса.

Хотелось бы поговорить о роли молодежи в развитии предпринимательства. К сожалению, приток деятельной, активной молодежи в бизнес сокращается – слишком велики риски, запредельна нагрузка, высока ответственность и т.д.

Ну и, конечно, новый год принесет нам что-то новое в законодательстве. К примеру, единый налог на недвижимое имущество, ряд других законодательных актов. Посмотрим, как они заработают в новом, 2013 году. К весне будет ясность, появится повод дать оценку, поговорить о практике их применения. 

Беседовал Артем Кудинов