18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Индустрия отдыха и развлечений в Алтайском крае имеет уже 15-летнюю историю. Практически каждый год в Барнауле открываются аттракционные комплексы. Частный бизнес уверенно обосновался уже в семи муниципальных парках краевого центра из восьми. Строятся аттракционы в других городах края. Парки стали полноценной отраслью экономики. И это при том, что государственной концепции развития парков как мест отдыха и развлечений  в России так и не появилось.  Но проблемы остаются. В каком направлении дальше будут развиваться алтайские парки? О проблемах и перспективах отрасли Doc22 рассказал известный предприниматель, президент ЗАО «Алтай-Парк» и НП «Союз ассоциаций и партнеров индустрии развлечений» (САПИР) Роман Романов: 

- Роман Николаевич, как вы оцениваете ситуацию в сфере отдыха и развлечений в Алтайском крае? По какому пути она сегодня развивается?

- На протяжении  последних десяти лет спрос на развлечения неуклонно растет.  Причем не только в формате outdoor (парк аттракционов  на открытом  воздухе), появляются и парки indoor (в закрытом помещении).  Десять лет назад в Барнауле и Алтайском крае большинство парков имели статус муниципальных учреждений, работающих на хозрасчете. Сегодня муниципальным остается лишь один парк, Центральный, все остальные – частные, хотя и расположенные на муниципальной земле, взятой  предприятием в аренду. И это, пожалуй, одна из главных проблем: арендные отношения были и остаются сложной, так и не решенной, задачей.

До сих пор так и не появилось четкого определения того, что такое парк. Площади у парков большие, под аттракционы используется небольшая часть парка, основная зона – лесной массив. Но за ним тоже нужно ухаживать, содержать его – это очень существенная дополнительная нагрузка для  арендатора. На мой взгляд, муниципалитеты также должны участвовать в содержании городских парков. Но у них нет денег, мы это знаем.

-Но предприниматели, видимо, пытаются сократить это давление на свой кошелек, чтобы оплачивать аренду не всей территории  парка, а лишь того участка, на котором стоят его аттракционы?

- Российское законодательство находится в постоянном процессе изменения, обновления, и это тоже создает немалые сложности. Нет ясности, что будет завтра. Например, 131-ФЗ говорит, что власть не должна заниматься предпринимательской деятельность, но  должна создать условия для предпринимателей. А бизнесом должен заниматься бизнес. Но это положение какое-то размытое. Как положения законов должны применяться – разъяснений нет.

Законодательство находится в постоянном развитии, отсюда и сложности. Если парк – это единое и неделимое пространство, а так и должно быть, то отдавать предпринимателю часть парка – это не по-хозяйски, нерационально со стороны муниципальной власти. Если пойти по пути дробления парков на отдельные участки – здесь аттракционы, там кафе и т.д. – парк перестанет быть парком. Поэтому-то, на мой взгляд, проблема в том и состоит, что до сих пор нет четкого понимания, что такое парк, каким он должен быть.

- Нет на федеральном уровне?

- С федерального уровня парки давно сброшены на баланс муниципалитетов.

- Но, наверное, внести ясность во взаимоотношения муниципалитета и бизнеса мог бы закон, регламентирующий парковую деятельность.

- Вот мы привыкли, что нам государство что-то должно. То должно, это обязано. В 1991 году нам, считаю, сказали правильные слова: все, что не запрещено законом, то разрешено. Но мы так устроены: прежде чем что-то начать делать, мы спрашиваем разрешение. Это какая-то феодальная психология. Это неправильно. Если у тебя есть хорошая идея, и она полезна людям, то почему бы ее не реализовать?

- Вы сказали, что все парки Барнаула взяты в аренду, там построены парки развлечений, работают современные аттракционы. Почему этого нет в Центральном? Парк находится в оживленном месте…

- Ну, там есть эстрада, карусели, мороженое продают, хотя да, кардинального обновления не происходит. Почему? Во-первых, парк расположен в исторической части города, в его охранной зоне. Отсюда и нестабильность: можно здесь аттракционы ставить, нельзя ли, определенного мнения на этот счет так и нет. У муниципалитета насчет Центрального парка все время какие-то планы, они постоянно меняются. В общем, не вижу я ясной позиции мэрии. Бизнесу же нужно ощущение стабильности отношений. Если речь идет об аренде муниципальной собственности (земли), то хотелось бы, чтобы она была долгосрочной. А не на срок до трех лет. А через три года чего ждать  – попросят «съехать», разрешат остаться или  отдадут кому-то другому? Вот эта неопределенность и является сдерживающим фактором…  Ведь когда заканчивается срок аренды, муниципалитет выставляет объект на конкурс...

Аттракционы почему-то не считаются капитальными объектами,- говорят, можно демонтировать и перевезти куда-нибудь без проблем. Это неправильный подход. Я считаю, что строить  надо, как наши деды строили – на сто лет, чтобы внукам досталось. А когда ты ощущаешь себя временщиком, теряется возможность  и, главное, стимул  развиваться, строить капитально, как говорится, на века.

- Какое решение, на ваш взгляд, может быть оптимальным для развития паркового хозяйства?

- Надо возвращаться к аренде на 49 лет и по каким-то определенным параметрам оценивать деятельность арендатора. Чтобы сохранялся заявленный профиль, чтобы парк развивался, был  любимым местом отдыха для горожан.

- В других регионах как обстоят дела?

- Везде своя специфика. Но, как правило, так: предприниматели в проект вложили деньги, а мэру что-то не понравилось, договор аренды расторгается. Другой случай.  Мэрия в союзе с предпринимателем начала реконструкцию городского парка. Но губернатора  этого региона, опять же, что-то не устроило. Он дает команду «Стоп! Особо охраняемая зеленая зона». А когда участок давали в аренду, вроде как и можно было…

Отсюда и дилемма. Если парки культуры и отдыха оставить государственными, то у государства денег на них нет. А отдать частнику, коммерсанту власти никак не решатся – а ну как он чего-то  не того там устроит?!

Тем не менее, хочу сказать: развитие парковой деятельности не прекращается.  Как я сказал, практически все парки отданы в аренду, но нам, арендаторам, так даже и выгоднее. Меньше платить приходится за землю, чем если бы этот участок  был в собственности предпринимателя.   

Сдерживающим фактором является еще то, что разрешения на парковую деятельность выдаются без возможности  капитального  строительства.  Только на размещение  аттракционов. Но современный полноценный парк, особенно в условиях Сибири, – это комплекс  капитальных строений. Уверен: без капитального строительства парк существовать не может.  Надо уже нам переходить к тому, чтобы парки полноценно строить – круглогодичные, с полным сервисом. Этап времянок уходит в прошлое. Люди стали более требовательными к качеству услуг, за которые они платят деньги.

- В начале разговора вы упомянули классификацию развлекательных парков – индор,  аутдор.  Речь идет о детских комнатах  в торговых центрах? Что-то не припомню никаких «парков под крышей».

- У нас появились развлекательные комплексы в больших торговых центрах.  Но в ТЦ развлечения – не на первом месте. В кризис ряд сетевых компаний отказался от содержания развлекательных комплексов. К тому же выгоднее отдать свободные квадратные метры в аренду торговому предприятию.

Если говорить об открытых парках, то за прошедшие 10 лет их количество в Барнауле не уменьшилось, хотя площади парков сократились – часть была отдана под строительство, часть под спортивные сооружения.

- Как Барнаул смотрится на фоне городов Сибири?

- Да хорошо  смотрится.  Как я сказал, у нас семь парков. В том же Томске – всего два, в миллионном Омске – пять, в Новосибирске – порядка восьми. Интересно реализуется концепция развлекательного пространства в Тюмени, правда, проект бешено дорогой, но они могут себе это позволить. В Тюмени построена целая развлекательная зона – там и цирк, и парк аттракционов, и Дворец спорта, фонтаны кругом …

- А почему в Томске, богатом городе, так мало парков?

- Так сложилось исторически. В свое время, видимо, посчитали, что этого достаточно для такого, в общем-то, небольшого города.

- Какие вопросы решает сегодня созданная более 10 лет назад Лига парков Сибири?

 - Задачи, которые изначально ставила перед собой Лига парков Сибири, - обмен опытом, организация встреч, помощь на региональном уровне – отработаны. Что касается вопросов технического регулирования, обеспечения надежности и безопасности услуг – это может быть решено только на федеральном уровне, в Москве. Поэтому Лига парков Сибири в свое время выступила инициатором создания общероссийского «Союза  ассоциаций и партнеров индустрии развлечений»  (САПИР), которая и была образована в 2004 году. Что касается Лиги парков Сибири, то она продолжает свою работу…   

- Недавно принята концепция «Барнаул – культурная столица Юга Сибири». Краевой центр разработал также программу развития туризма. Это как-то будет способствовать более активному развитию парков отдыха и развлечений?

- Надежда на лучшее в человеке всегда остается. Считаю, что любые действия по привлекательности города для туристов  - только на пользу этому самому городу. Может быть,  тогда мы не будем восприниматься как некая  перевалочная база для туристов на пути в Горный Алтай, может, люди захотят приехать именно в Барнаул?  Желание видеть свой город развивающимся, меняющимся к лучшему меня никогда не покидает. Поэтому я готов участвовать во всех разумных позитивных инициативах. В прошлом году, например, мы с партнерами открыли парк на Лазурной. В том районе живет 100 тысяч человек. Но когда район застраивался,  там почему-то не был предусмотрен  земельный  участок  под парк. Все было роздано под торговые центры, которых, мне кажется, уже слишком много. В советские времена на каждые 100 тысяч населения полагался парк культуры и отдыха с площадью порядка 20 гектаров. В прошлом году мы обратились в мэрию, нам выделили 0,9 га. Мы поставили аттракционы, посадили деревья. Сейчас воюем…

- С кем и из-за чего?

-  С претендентами. Из-за земли. Нам выделили этот участок, сказав, что он свободен. И вдруг выясняется, что  его вроде как кому-то отдали. Судимся вот…

- А почему в парках сейчас отдыхающих немного? Погода хорошая стоит…

- Ничего удивительного, сейчас такой период. Городские парки связаны с ритмом жизни горожан. Сейчас заканчивается учебный год,  в это время родители традиционно очень строгие. Родители, я заметил,  становятся особо  строгими два раза в году:  когда ребенок 1 сентября идет в школу,- тут они вспоминают, что чадо надо загнать в «рамочки». И к концу учебного года, когда от ребенка ждут результата. Поэтому – «Никаких развлечений! Закончи год без двоек!». Но в последнюю неделю мая начинаются выпускные, и парки  входят в сезон.