18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На первом заседании специально созданной рабочей группы по проблемам особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда в Алтайском крае ее руководитель, 1-ый вице-губернатор края Сергей Локтев предложил специалистам найти оптимальное решение существующих проблем.

На первом заседании специально созданной рабочей группы по проблемам особо охраняемых природных территорий на землях лесного фонда в Алтайском крае ее руководитель, 1-ый вице-губернатор края Сергей Локтев предложил специалистам найти оптимальное решение существующих проблем. 

 

ИЗ ЧЕГО СЫР-БОР?

А они, по словам Сергея Локтева, заключаются в том, что заказники, созданные в Алтайском крае по решению краевых властей,  существуют  в региональном статусе на землях государственного лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.  В результате, есть расхождения в понимании того, что можно делать в лесах, которые произрастают на территории заказника. К примеру, по Лесному кодексу лесохозяйственная деятельность разрешается, по краевым документам -  она более ограничена. Очевидно, что существует правовая коллизия, а в  связи с этим и возникли разногласия по конкретному поводу лесохозяйственной деятельности в Залесовском заказнике между краевыми ведомствами и общественниками.  

СПРАВКА. В настоящее время в Алтайском крае существует 35 заказников краевого значения общей площадью 684 тыс. га, из них на землях лесного фонда расположено 29 заказников площадью 488,9 тыс. га. Все заказники созданы без изъятия земельных участков и без перевода земель лесного фонда в иную категорию.

Непосредственным поводом для конфликта стала государственная экспертиза Положения о Залесовском заказнике. На ее основании было принято решение о внесении в Положение изменений, предусматривающих рубку леса и добычу полезных ископаемых. Параллельно с госэкспертизой проводилась и общественная, организованная экологами-общественниками. В результате официальные результаты были обжалованы экологами, настаивавшими на запрете всех видов рубок и проведение только выборочных санитарных.

Ситуация обострилась после судебного решения Залесовского районного суда о признании недействительным договора аренды лесного участка, заключенного для заготовки древесины на территории заказника «Залесовский», в связи с назначением на данной территории сплошных рубок лесных насаждений. Судебные тяжбы продолжаются до сих пор, очередное судебное решение апелляционной инстанцией должно быть принято 6 июня.

Между тем активисты «Геблеровского общества», видимо, пытаясь добиться известности и признания, решили идти ва-банк: начали по всей стране собирать подписи «в защиту леса», организовав шумную кампанию по дискредитации лесного ведомства края и пугая жителей соседней Новосибирской области грозящей «экологической катастрофой». Наконец, заручились поддержкой политических оппозиционеров, не слишком разбирающихся в существе дела, но пользующихся любой возможностью насолить нынешней власти.

Как бы то ни было, проблема Залесовского заказника, действительно, существует. У нее есть несколько существенных сторон, касается она и других особо охраняемых природных территорий, существующих в крае и других регионах России.  А значит, надо их решать, отходя от эскалации противостояния и ненужной политизации вопроса. Поэтому 1-ый вице-губернатор края Сергей Локтев и  призвал участников совещания спокойно, без взаимных упреков и обвинений  разобраться в существе дела.

 

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…

Юридическая сторона проблемы такова. Постановлением администрации Алтайского края за №278 от 26 июня 2007 года в регионе  было закреплено существование заказников, созданных еще в середине 80-х годов прошлого века. Начальник правового департамента администрации края Елена Зинкова, оглядываясь назад, делает вывод:

 - Когда принималось решение о создании краевых заказников на территории гослесфонда, надо было заранее решить вопрос о передаче земель под ними из федеральной в краевую собственность.  Этого сделано не было, отсюда и нынешние проблемы. Да и создавался Залесовский заказник для регулирования охотничьих ресурсов и их использования, а точнее, сохранения некоторых видов животных, например, косуль и бобров.

С «главным юристом края» согласна и начальник отдела по правовой, кадровой работе и общим вопросам краевого Управления лесами Лидия Суханова. По ее словам, анализ законодательства об особо охраняемых природных территориях, Земельного кодекса РФ и Лесного кодекса Российской Федерации дает основание говорить о невозможности создания и существования региональных ООПТ на федеральных землях.

Между тем есть и другие мнения. С точки зрения межрайонной природоохранной прокуратуры, федеральный закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) не требует перевода земель при создании ООПТ из федеральной в региональную собственность. Однако выступая на совещании, прокурор подчеркнул, что решение о создании заказников на территории Алтайского края  было принято в спешке, без должного изучения и экспертизы. А потому может быть пересмотрено и существенно скорректировано.

В общем, как говорится, сколько юристов – столько мнений. Очевидно одно: правовые тонкости и нюансы, на которые в далекие 80-е годы, когда господствовал совсем иной хозяйственно-экономический уклад, никто и внимания не обращал, сегодня требуют к себе другого отношения. До 2009 года такая ситуация всех устраивала, конфликта интересов между Российской Федерацией и Алтайским краем не возникало, а на территории заказников осуществлялось лесопользование в соответствии с лесным законодательством. Впрочем, в чем единодушны практически все специалисты – и юристы, и лесники - так в том, что леса Залесовского заказника всегда были  отнесены к категории эксплуатационных, что предполагает их лесохозяйственное использование, в том числе и рубки. Специалисты подчеркивают, что основная часть заказника «Залесовский» расположена в лесах, по целевому назначению относящихся к эксплуатационным, поэтому в них и могут проводиться сплошные и выборочные рубки, что соответствует  нормам существующего законодательства. Однако у «защитников Залесовского леса» другое мнение…

 

ДА ГОРИ ОНО ОГНЕМ?

Алексей Грибков, руководитель «Геблеровского общества», которое и стало возмутителем экологического спокойствия в регионе, сформулировал позицию экологов сколь емко, столь и туманно:  «Должен быть иной подход к особо охраняемым природным территориям». Вот только не пояснил при этом, что имеет в виду. Эколог категоричен:  должен существовать жесткий запрет на рубки леса, а перестойные, старые деревья являются такой же составной и необходимой частью экосистемы леса, как и здоровые. «Ведь на гнилой древесине существуют некоторые виды грибов и лишайников, а в дуплах старых деревьев живут птицы», - пояснил общественник. Точкой преткновения, вокруг которой и развернулись жаркие дискуссии, подчас принимающие самые крайние формы, стал вопрос о правомерности (в т.ч. полном запрете) проведения в них рубок лесных насаждений. 

 «Получается, что рубки планировать можно только тогда, когда насаждение начнет погибать или уже погибает, но в таком случае заготовленная древесина в лучшем случае будет использована на дрова, о какой рачительности природопользования можно вести речь?», - сетует замначальника краевого Управления лесами Владимир Шершнев.

По мнению руководства лесной отрасли края, запрет либо ограничение проведения рубок приведет к тому, что не будут выполняться лесохозяйственные мероприятия, состояние лесов на территории особо охраняемых природных территорий края ухудшится, бюджеты потеряют платежи за использование лесов (747,4 тыс. рублей – арендная плата, 6 млн. руб. – налоговые платежи). Произойдет сокращение рабочих кадров, как минимум на 20%. Особенно негативно это отразится на лесных поселках, где трудоспособное население работает, как правило, в лесу.

Глава муниципального образования Кордонский сельский Совет Залесовского района Владимир Мочешников выразил мнение жителей лесного поселка:

- Заказник нужен, но полностью исключать его из хозяйственного оборота нельзя. В заказнике нужно работать, но по правилам. Либо закрывать его вовсе. Иначе залесовцы могут остаться без работы. В нашем поселке и так население сократилось чуть ли не втрое за последние годы. Кому тогда будет нужен лес, когда-то нас кормивший?..

 Глава Залесовского района Николай Черныш был более резок в оценках:

- Позиция экологов дезинформирует общественность и создает социальную напряженность в крае и Залесовском районе. Заказник был создан в 1977 года для сохранения животного мира. Считаю решение это ошибочным. К примеру, бобры сегодня приносят вред природе, заболачивая мелкие речушки. Косуль как не было, так и нет. А пихтовые насаждения не превышают 17 процентов, остальное – береза, осина, кустарник. На сходах жители района поддержали нашу позицию: в лесах надо проводить все необходимые работы.

По данным Управления лесами Алтайского края, до введения нового Лесного кодекса (2007 год) финансирование расходов из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства в Алтайском крае составляло 17%, или 135 млн рублей из 810 млн руб., затраченных на эти нужды. Получается, что 675 млн рублей – это собственные средства предприятий лесной отрасли. По данным отчетов за 2011 год, из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства в крае направлено в виде субвенций 110,9 млн рублей (12% от потребности, а реальные затраты составили 909,4 млн рублей, из которых львиная доля (почти 800 млн рублей) –  средства лиц, использующих леса, т.е. тех же лесных предприятий. Поэтому говоря о запрещении всех видов рубок леса (кроме санитарных) на территории заказников, нужно понимать, что при таком подходе размер пользования сократится на 875 тыс. кубометров, а ежегодный дефицит средств, направляемых на ведение лесного хозяйства, составит 263 млн рублей. Это может привести к сокращению 1700 человек, занятых в лесной отрасли. Все это в конечном счете негативно скажется не только на социальном самочувствии территорий, но и отрицательно отразится на охране, защите и воспроизводстве лесов.

Усилится и угроза лесных пожаров. С передачей лесов в аренду на арендаторов возлагается и противопожарная обязанность. Но сегодня арендаторов на значительной территории заказника просто нет. Да, с формальной точки зрения обязанность тушения пожаров лежит на краевых органах власти. Эти полномочия, наряду с другими в области лесных отношений, переданы с федерального на региональный уровень. Полномочия-то передали, но финансово их никак не обеспечили. Председатель комитета по аграрной политике и природопользованию краевого Законодательного собрания Сергей Серов пояснил, что на исполнение этих полномочий краю не хватает 225 млн рублей, и сегодня эти издержки несут лесопользователи. Поэтому на последней сессии краевого Законодательного собрания депутаты единогласно, невзирая на партийные разногласия, приняли обращение в Министерство финансов о выделении этих средств.

А пока экологи выдвигают ультиматумы, леса Залесовского заказника оказались беззащитны перед огненной стихией и «черными лесорубами» из соседнего Кузбасса. Получается, как говорил известный революционер Троцкий: ни войны, ни мира, а армию распустить. Между тем, беда, как говорится,  не приходит одна…

 

ТАЙГА ПЛАЧЕТ

Ученые и лесники бьют тревогу: на юге Сибири, в Алтайском крае зафиксированы очаги крайне опасного лесного вредителя  - жука уссурийского полиграфа.

Директор филиала ФГУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса Алтайского края» Александр Бондарев пояснил:

- По своей опасности уссурийский полиграф для леса, как колорадский жук для картофеля. Как с ним бороться, не знают пока  и ученые. Он живет под корой и недоступен для обработки.  Единственная эффективная мера – рубки зараженных деревьев, чтобы не допустить его распространения. Перспектива потерять пихту на Салаире – вполне реальна. Как специалист, ответственно заявляю: надо немедленно производить вырубку зараженных деревьев в Залесовском заказнике, иначе там вообще ничего не останется, а полиграф распространится и дальше, что принесет громадный ущерб лесам всего края. Сегодня вредитель распространен в лесах Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Красноярского края, Республики Алтай. 

Его поддерживает и ученый из академического Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (Томск) Светлана Кривец:

- Сегодня уссурийский полиграф выходит на первое место среди стволовых вредителей, он вытесняет своей агрессивностью всех других известных лесникам вредителей, к которым пихта более-менее адаптировалась. А вот к полиграфу сибирская пихта не адаптирована совершенно. В течение двух-трех лет дерево гибнет, причем погибает до половины пораженных деревьев. Выход один – проводить сплошные санитарные рубки. Ведь в противном случае могут возникнуть масштабные лесные пожары, т.к выпадающие деревья серьезно захламляют леса, что увеличивает пожароопасность. Причем угроза существует не только для эксплуатационных лесов, но и для заказников. Более того, в заказниках ситуация еще сложнее, поскольку возможностей противостоять этой проблеме там меньше.  Бороться с этой бедой, если оставить все как есть, не производить рубок, невозможно.

В свое время от шелкопряда, который поедал и пихту, и кедры,  в Сибири пострадало около 1 млн га леса. А ведь полиграф в своей агрессивности и опасности ему не уступает. В Залесовском заказнике, по оценке специалистов, жук-вредитель уже появился и обосновывается. Первый признак его присутствия – интенсивное смолотечение. Пихта словно плачет, в то время как экологи-общественники настаивают на том, чтобы сохранять все как есть. В Томской области довели ситуацию до того, что вынуждены были начать сплошные санитарные рубки. Деваться некуда.  А они ничем не отличаются от сплошных производственных рубок, против чего, собственно, горой и  стоят «защитники природы».

- В Горном Алтае, в Турочаке поражены пихтовые леса. Вредитель добрался и до нашего края. Надо срочно принимать меры, чтобы сохранить леса не только в Залесовском заказнике, но и всего Салаирского кряжа! – в сердцах подытожил Владимир Шершнев.

 

ВЫХОД ЕСТЬ!

Что же делать?  Рубить или нет? Думать ли о судьбах планеты и будущих поколениях или разумно хозяйствовать сегодня в интересах жителей региона? Вопросы отнюдь не риторические, от них зависит здоровье и благополучие тысяч жителей Алтайского края. И несмотря на, казалось бы, непримиримость позиций конфликтующих сегодня сторон, компромисс вполне возможен. Даже более: необходим!  Надо только абстрагироваться от личных и корпоративных амбиций, политической ангажированности. К этому, собственно и призвал всех участников совещания 1-ый вице-губернатор Сергей Локтев.

Так, Межрайонная природоохранная прокуратура считает, что  необходимо скорректировать принятые в свое время в крае решения, чтобы решить возникший конфликт интересов. Законодательству не противоречит пересмотр решения о создании заказника, режима его использования. «Главное, чтобы была соблюдена процедура, предусмотренная законом», - подытожил прокурор.

Краевые власти убеждены, что есть смысл пересмотреть, осовременить постановление №278 с учетом произошедших изменений в законодательстве.  Правовая возможность изменить статус заказников на территории края без ущерба для природы и экологии имеется. К примеру, создав на территории заказника особых защитных участков (ОЗУ). Все необходимые рычаги для этого существуют.

Руководство лесной отрасли края полагает, что решение проблемы  может идти по двум направлениям. Во-первых, надо проработать вопрос о переводе земель лесного фонда, на которых созданы государственные природные заказники краевого значения, в земли особо охраняемых территорий в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Во-вторых, провести  обследование территорий, определить места нахождения на землях лесного фонда реликтовых и эндемичных растений, редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и подготовке соответствующих материалов в Рослесхоз для выделения в установленном порядке особо защитных участков лесов.

Член Общественной палаты Алтайского края, председатель общественной организации Алтайский краевой общественный фонд «Алтай-XXI век» Михаил Шишин  считает, что решение проблемы надо сосредоточить на главном, подчинить одной цели – это должно быть выгодно территории, в первую очередь Залесовскому району. «Мы давно занимаемся проблемой т.н. «киотских лесов». Мировые независимые эксперты в своих единодушных прогнозах утверждают, Алтайский край попадает в т.н. «красную зону». Что это означает? В ближайшем будущем следует ожидать частых и крупных пожаров с сильными ветрами. Заказники являются климатостабилизирующими системами. Надо с привлечением научных сил региона выйти на создание в Алтайском крае модели особо охраняемой  природной территории», - резюмировал авторитетный эксперт в области экологии.

Все участники встречи, включая и Алексея Грибкова, лидера «зеленых», были единодушны: надо выделять в заказниках особо защитные участки с особым режимом пользования. На остальной территории проводить в полном объеме лесохозяйственные работы, без чего лес не сохранить.

Компромиссное решение, устраивающее, наверное, всех, предложил вице-губернатор края Яков Ишутин, кстати, заслуженный работник лесной отрасли, знающий ее проблемы не понаслышке:

- Никто не выступает за ликвидацию заказников. Мы должны быть благодарны экологам за то, что они обратили внимание на существующие противоречия в законодательстве.  Надо было своевременно приводить его в соответствие, устранять допущенные в свое время ошибки.  Теперь мы пересмотрим систему особо охраняемых природных территории в нашем регионе с тем, чтобы порядок их работы, их статус были бы безупречными с точки зрения законодательства. Есть полное основание в границах заказников создавать особо защитные участки (ОЗУ). Мы будем работать в этом направлении. 

Получается, общий знаменатель был найден, компромисс достигнут. По словам первого вице-губернатора Сергея Локтева, статус которого характеризовал отношение краевой власти к проблемам экологии, создана основа для дальнейшей конструктивной работы. Рабочая группа, в состав которой должны войти специалисты и эксперты, продолжит свою работу, а на следующем заседании должны прозвучать конкретные предложения.

 

Артем Кудинов.