18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти разрабатывают план действий по осуществлению в 2012 году специальной краевой программы. 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ: УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

Эта программа рассчитана на период до 2013 года и предполагает целый комплекс мер, направленных на оптимизацию бюджетных расходов в регионе. К примеру, для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Алтайского края планируется до конца года разработать прогноз объема продукции, закупаемой для государственных и муниципальных нужд Алтайского края за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на плановый трехлетний период. Также до конца 2012 года краевые власти планируют сформировать перечень государственных программ Алтайского края, их ответственных исполнителей и соисполнителей в целях подготовки к переходу к формированию программной структуры расходов краевого бюджета и др. 

В рамках реструктуризации бюджетного сектор запланировано утверждение и корректировка нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, а также разработать критерии оценки эффективности использования недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за краевыми государственными учреждениями. 

Также предполагается осуществлять постоянный мониторинг эффективности использования собственности Алтайского края (в рамках ведомственной целевой программы «Совершенствование структуры собственности Алтайского края» на 2011-2013 годы). Планируется, что по итогам 2012 года в открытой печати будут опубликованы результаты оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств краевого бюджета, а материалы о работе по оптимизации бюджетных расходов будет регулярно публиковаться в Интернете. 

Среди индикаторов оценки эффективности осуществления программы в 2012 году есть и вполне конкретные плановые цифры. Так, по предложению краевого Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, отношение государственного долга (за вычетом выданных гарантий) к доходам краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений должно по итогам года составить не свыше 5 процентов. А доля недоимки по региональным и местным налогам, налогам со специальным налоговым режимом в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края не превысит 6 процентов. 

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ

Очевидно, что эффективность региональной бюджетной политики возможна только при устойчивом и сбалансированном бюджете, высокопрофессиональной работе финансовых служб. Достаточно сказать, что в 2011 году объем консолидированного бюджета края превысил 81 млрд. рублей. Его собственные доходы увеличились на 12%, а их удельный вес в бюджете края достиг 55% (на 8 процентных пунктов больше, чем в 2005 году). Это позволило увеличить в прошлом году расходы на социальную сферу в 1,2 раза, в том числе на образование, здравоохранение и физическую культуру – в 1,3 раза; а также впервые после 2008 года дважды проиндексировать заработную плату работников бюджетной сферы.

Расходы на поддержку отраслей национальной экономики увеличились в 1,3 раза, на реализацию краевой адресной инвестиционной программы – в 2,1 раза, на содержание и строительство автомобильных дорог – в 1,6 раза, на развитие сельского хозяйства – в 1,4 раза. В 2011 году Алтайский край занял первое место по результатам конкурса среди субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. При этом международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» изменило прогноз по долгосрочным рейтингам Алтайского края со «Стабильного» на «Позитивный». Государственный внутренний долг Алтайского края сократился в сравнении с 2005 годом в 6,9 раза и составил 2% годового объема собственных доходов краевого бюджета, что соответствует нормам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

НЕ ОСТАТЬСЯ В ДОЛГУ

Между тем, местные эксперты отмечают, что значительное уменьшение госдолга Алтайского края, который за 6 последних лет он сократился более чем в 6 раз, в целом оказывают влияние на снижение напряженности краевого бюджета. А значит, дает возможность краевым властям маневрировать имеющимися средствами, направляя их в более значительном объеме на решение приоритетных для экономики и социальной сферы края задач.

Как сообщили Doc22 в краевом комитете по финансам, налоговой и кредитной политике, объем долговых обязательств краевого бюджета уменьшился в 6,2 раза: с 3 млрд. 370,96 млн. рублей в 2005 году до 539,94 млн. рублей на 1 января 2011 года. Таким образом, в крае соблюдается норма Бюджетного кодекса РФ о предельном объеме государственного долга субъекта РФ, который не должен превышать утвержденный общий годовой доход бюджета этого субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

С 2005 по 2010 год Алтайский край своевременно и в полном объеме исполнял обязательства перед федеральным бюджетом по реструктуризированной задолженности. За это время на исполнение долговых обязательств направлено 3 млрд. 15,9 млн. рублей, расходы по обслуживанию государственного долга составили 521,9 млн. рублей. Своевременное и досрочное выполнение соглашений с Минфином России и Федеральным агентством по государственным резервам обусловило списание 2 млрд. 173 млн. рублей основного долга, пеней и штрафов.

Между тем «прорывным» стал непростой для экономики края 2010 год, когда за два последних месяца - ноябрь-декабрь - сумма государственного долга Алтайского края уменьшилась более чем на 1 млрд. 285 млн. рублей – до 539,94 млн. рублей.

Источник: Комитет Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике. 

В администрации края пояснили, что политика, которую проводит Алтайский край в сфере государственных внутренних заимствований, направлена на минимизацию затрат на обслуживание государственного долга региона, обеспечение низкой долговой нагрузки, своевременное и полное исполнение принимаемых обязательств. Эти финансово-бюджетные приоритеты позволили, начиная с 2005 года, сократить расходы по обслуживанию государственного долга Алтайского края в 4,4 раза: с 70,9 млн. рублей до 16,2 млн. рублей.

 Если судить по последним официальным данным, то по итогам 2011 года размер госдолга если и вырос, то весьма незначительно и не превысил в итоге 1 процента от объема собственных доходов краевого бюджета.

ЛУЧШИЕ ПО РАСХОДАМ, В ЛИДЕРАХ – ПО ДОХОДАМ

По информации Министерства финансов Российской Федерации, это один из самых минимальных показателей в стране. В середине прошлого года Минфин опубликовал данные об объеме государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований. По данным министерства, объем государственного долга Алтайского края на 1 июля 2011 составил 530 млн. рублей, или 1 процент к собственным доходам краевого бюджета.

А в декабре 2011 года Алтайский край занял первое место по результатам конкурса среди субъектов РФ, реализующих региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. Соответствующий приказ был подписан Министерством финансов России. Регион был отмечен как субъект, достигнувший наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и внедряющий передовые методы управления. Оценки Минфина были подтверждены выводами Счетной палатой РФ, в итоговом заседании коллегии которой, проходившем в Москве в конце 2011 года, принял участие губернатор Алтайского края Александр Карлин.

В то же время еще в апреле этого года РБК-daily писало, что, несмотря на рост числа дефицитных регионов (с 37 в 2008 до 63 в 2010 году), в лидерах, сумевших нарастить бюджетный профицит, находятся Ямало-Ненецкий АО, Алтайский край и Иркутская область. Москва балансирует в легком профиците, Санкт-Петербург «ушел в минус».

В докладе о ситуации в экономической, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ в январе 2011 года, подготовленном Министерством регионального развития РФ, Алтайский край по итогам 2010 года отнесен к группе регионов (26 субъектов РФ), где положение дел в бюджетной системе значительно лучше среднероссийского. Алтайский край, отмечается в докладе, вошел в число лидеров роста налоговых и неналоговых доходов бюджета в январе 2011 года в сравнении с январем 2010 года. С показателем 229,4 процента край обошел Республику Алтай, Калужскую и Тюменскую области. По темпам роста налога на доходы физических лиц Алтайский край вошел в группу регионов, где рост составил более 110 процентов, а по темпам роста налога на прибыль организаций – в группу регионов с ростом более 150 процентов.

Удастся ли сохранить устойчивость и сбалансированность бюджета Алтайского края, с учетом того, что краевые власти намерены повысить в этом году планку своих долговых обязательств в 2012 году до 5 процентов, во многом будет зависеть от финансовой политики краевых властей, эффективности и экономности бюджетных расходов. Для этого и разрабатывает краевая власть целый комплекс мер, отвечать за воплощение в жизнь которых будет поручено «главному бухгалтеру» Алтайского края, председателю краевого Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, вице-губернатору Владимиру Притупову.

Артем Кудинов