18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти убеждены, что т.н.  «защитники Залесовского заказника» преследуют вовсе не экологические, а политические цели. 

Оно и понятно: изначально, безусловно и категорически, даже не пытаясь разобраться в сути действительно существующей проблемы, экологов-радикалов поддержали оппозиционные партии, а экологические требования давно отодвинуты на второй план очевидной политической риторикой. Сегодня т.н. «Геблеровское общество» явно претендует на роль регионального варианта «защитников Химкинского леса». Между тем власть выразила готовность к обсуждению возникшей ситуации, которая, как выясняется, носит вовсе не политический или даже экологический характер, а чисто правовой. Между тем призыв «экологов» «не рубите дерева, не рубите…» может вызывать энтузиазм в Москве и Подмосковье, но никак не в Сибири, на Алтае, где рачительное и хозяйское использование природных ресурсов является порой единственным источником существования целых территорий. Впрочем, похоже, что доморощенные «химкинские защитники» и рассчитывают скорее как раз на резонанс и поддержку в столице и даже за границей, нежели на понимание местных жителей, куда более практические смотрящих на имеющийся природных потенциал и рассчитывающих на западные гранты и финансирование из международных фондов. 

Как бы то ни было, краевые власти заявили о своем участии в поиске оптимального решения по проблемам, возникшим в деятельности государственного природного комплексного заказника краевого значения «Залесовский». В Алтайском крае сформирована рабочая группа, в которую вошли специалисты по охране лесов, экологи, геологи, депутаты, представители органов местного самоуправления. Возглавляет рабочую группу 1-ый заместитель губернатора Алтайского края Сергей Локтев. Группа взаимодействует с представителями АКОО «Геблеровское экологическое общество», которое ведет активную работу по запрету ведения хозяйственной деятельности на территории заказника. 

На сегодняшний день участники эксперты по данной проблеме приходят к выводу, что вести хозяйственную деятельность в Залесовском и ряде других заказников края – не право, а обязанность региона, а Геблеровское общество под прикрытием экологической безопасности добивается, по мнению краевых властей,  вовсе не сохранности природы, а полного запрета освоения лесов, а также богатых месторождений полиметаллов, расположенных поблизости от Залесовского заказника. Разведанные объемы природной кладовой, в случае разработки этих месторождений, позволяют говорить о существенном экономическом росте нашего региона. Использование лесных ресурсов и раньше, и теперь вносит весомый вклад в экономику района. Возникает вопрос об истинных целях активной деятельности представителей Геблеровского общества и тех, кто эту деятельность финансирует.

Владимир Шершнев, заместитель начальника управления лесами Алтайского края, поясняет: 

- Леса, расположенные на землях лесного фонда, Лесным кодексом РФ разделены по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные. В Алтайском крае 68% лесов относятся к защитным, 32% - к эксплуатационным. Такое распределение лесов края по целевому назначению осуществлено уполномоченным федеральным органом – Рослесхозом, которым также установлены их границы с указанием конкретных лесничеств, участковых лесничеств, кварталов и площадей. В соответствии с данным распределением в крае ведется освоение лесов. При освоении лесов на основе комплексного подхода проводятся мероприятия по охране, защите, воспроизводству. 

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. В таких лесах проводятся выборочные рубки. Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. 

Эксплуатационные леса расположены в предгорной и Салаирской зонах Алтайского края, в том числе на землях Залесовского лесничества, где располагается природный комплексный заказник краевого значения Залесовский. Согласно Правилам заготовки древесины при освоении эксплуатационных лесов производятся сплошные и выборочные рубки. В Алтайском крае проведение  сплошных рубок производится с соблюдением всех лесохозяйственных требований. Положение о Залесовском заказнике предусмотрено, что «на территории заказника допускается рубка леса, согласно материалам лесоустройства, прошедшим государственную экологическую экспертизу, рекомендациям лесопатологического обследования, проведенного в строгом соответствии с Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, а также для прокладки линейных объектов и других государственных нужд в установленном законодательством порядке». Авторитетно заявляю, что рубки леса на территории заказника проводятся соответствии с этими требованиями. Более того, проведение рубок жизненно необходимо лесам Салаира. Здесь доля хвойных пород составляет 17%. Это очень низкий показатель, фактически черневая тайга является осиновой. К тому же средний возраст пихтовых насаждений 84 года, это старые деревья, которые, в большинстве своем, повреждены стволовой гнилью. В такой ситуации проведение выборочных рубок необходимо для замены мягколиственных пород и перестойных пихтовых лесных насаждений на новые, здоровые насаждения.  Именно рубки, в результате которых освобождаются площади, позволяют создавать условия для естественного возобновления подроста и формирования устойчивых разновозрастных лесных насаждений. Кроме того, запрет на лесохозяйственную деятельность в Залесовском заказнике, разрушит существующую систему ухода за лесом, повысит риски незаконных рубок и возникновения лесных пожаров. 

С другой стороны, запрет либо ограничение освоения лесов приведет к нарушениям, суть которых заключается в невыполнении назначенных в законном порядке лесохозяйственных мероприятий. Кроме того, Российской Федерации, которая является собственником лесов, будет причинён вред, бюджеты потеряют платежи за использование лесов, лесопользователи понесут убытки, а специалисты и рабочие, в том числе жители прилегающих к заказнику территорий, потеряют работу. 

Между тем  обозначенная проблема существует не только в Алтайском крае. Она встала в полный рост по всей России. В свое время (конец 20-го века) большая волна по созданию региональных ООПТ без придания им должного статуса прокатилась по всей стране. Кстати, и тогда экологическая тематика была частью некоего большого политического проекта, а сами экологи не скрывали своих политических целей, которые только маскировались природозащитной риторикой. В итоге ни одна серьезная экологическая проблема так и не была решена. 

А сегодня жители лесных поселков, опасаясь за свою судьбу, выходят на митинги с плакатами «Почему мы стали заложниками заказников?». Они опасаются, что с запретом ведения хозяйственной деятельности на территориях заказников, они потеряют работу и возможность существования. Сегодня жители лесных поселков Алтайского края собирают подписи под обращением к губернатору региона с просьбой упразднить утратившие свой первоначальный смысл природные заказники.

Юристы добавляют: единственное противоречие в создавшейся ситуации, когда общественники требуют запрета, а закон, наоборот, требует проведения одних и тех же мероприятий, в частности, рубок леса – это нестыковка лесного, земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях. Краевое законодательство о заказниках сформировалось до введения в действие нового Лесного кодекса. Поэтому имеются формальные противоречия между условиями хозяйственной деятельности в заказниках и обязанностью региона по эксплуатации таких лесных участков. В настоящее время отсутствует единообразная правоприменительная практика по вопросу создания особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда. Причем отсутствует единое понимание вопросов управления и охраны таких территорий и подхода к их решению на уровне федеральных органов исполнительной власти, а ведь практически все виды природных ресурсов (лес, водные объекты, недра, объекты животного мира) находятся в федеральной собственности и в федеральном управлении.