18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Вчера в краевом Законодательном собрании  прошли общественные слушания «Законодательство Алтайского края: состояние, мониторинг и перспективы совершенствования».

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Открывая слушания, спикер краевого Заксобрания Иван Лоор сразу  обозначил главную проблему: «Самым сложным вопросом для нас остается качество принимаемых законов». А его заместитель и председатель комитета АКЗС по законодательству Андрей Осипов объяснил «проблемы качества» большим объемом законотворческой работы. Так, по его словам, в 2008-2011 годах принято 535 законов Алтайского края. Основную массу этих правовых актов составляют законы о внесении изменений в действующие законы – почти 67 процентов от общего количества. Количество же новых законов в два раз меньше – 158 или около 30 процентов от общего количества.

- С одной стороны, внесение изменений в действующее законодательство – это обычная парламентская практика… Отсюда возникает объективная необходимость придать законотворчеству динамику…  С другой стороны, федеральное законодательство часто меняется. И эти изменения настолько интенсивны, что сводят усилия региональных законодателей к постоянному приведению в соответствие своего законодательства с федеральным. Практика показывает, что  в Алтайском крае львиная доля изменений в краевые законы – это изменения по причине новаций в федеральном законодательстве. Конечно, мы не снимаем со счетов изменения и дополнения, которыми устраняются допущенные ранее ошибки или неточности при принятии краевых законов, - заметил Андрей Осипов.

Анализ показывает, что законодательный орган власти края и в четвертом созыве, и в пятом созыве работал одинаково – принимал в среднем 134 закона в год. А в 2008-2011 годах  основными субъектами права законодательной инициативы являлись губернатор Алтайского края и комитеты АКЗС. На их долю совместно приходится около 95 процентов от общего количества принятых законов. К примеру, губернатором Алтайского края внесено 64 процента от общего количества принятых законов, что практически соответствует уровню 2004 - 2007 годов. Всеми комитетами Законодательного Собрания в это же время внесен 31 процент от общего количества принятых законов. Столько же, кстати, как и в прошлом созыве – за 2004-2007 годы.

Однако и сами депутаты понимали, что все-таки критерий оценки эффективности их работы является качество принимаемых ими  законов. А вот здесь в их адрес прозвучало немало резких и, по всей видимости, обоснованных упреков.

ПРОКУРАТУРА ВЫСКАЗАЛА ПРЕТЕНЗИИ ДЕПУТАТАМ

Причем острая критика прозвучала со стороны «государева ока» - прокуратуры Алтайского края. Впрочем, неожиданными эти критические эскапады для депутатов не стали.  Краевой прокурор Яков Хорошев был настроен решительно и бескомпромиссно.  Хотя еще в  2008 году прокуратура Алтайского края и краевого Заксобрание заключили соглашение о сотрудничестве.  С того времени прокуратура неоднократно выступала с законотвочрескими инициативами. Но вот со стороны депутатов такой активности прокурор не замечал.

«Не могу поверить, чтобы совместная правотворческая работа не представляла интереса ни для депутатов, ни для других участников законотворчества», - посетовал Хорошев.

За минувшие годы прокуратура изучило более 670 нормативно-правовых актов, на десятую их часть были вынесены замечания, даны заключения. «Это официальная статистика, а ведь значительная часть нарушений устраняется в рабочем порядке», - грустно заметил прокурор.

В 2011 году вдвое по сравнению с предыдущими годами возросло количество отрицательных заключений со стороны прокуратуры.  Разработчики подходят в своей работе формально. Такой подход был характерен при работе депутатов над законами о защите зеленых насаждений, о защите населения от чрезвычайных ситуаций, о безопасности дорожного движения.

- Зачастую остаются без внимания предложения прокуратуры по внесению изменений в законы, причем нередко без объяснения причин, - пожаловался Яков Хорошев, сообщивший, что за последние четыре года прокуратурой оспорен 21 краевой закон. Так, в 2009 год прокуратура предлагала Законодательному собранию учесть в своей работе свои замечания по внесению изменений в 15 законов края с учетом положений бюджетного кодекса.  Законодатели взяли на себя полномочия исполнительной власти по утверждению краевых целевых программ.  Однако замечания эти не были учтены и устранены только по представлению прокуратуры. «А ведь таких крайних мер реагирования можно было бы избежать», - заметил Хорошев.

Не смог прокурор края  положительно оценить и деятельность краевого Законодательного собрания по мониторингу применения правовых актов. Высока доля краевых законов, в которые не вносились необходимые изменения. Причем это были значимые для жителей края законы – об административной ответственности, ветеринарии, безопасности дорожного движения, качестве пищевых продуктов и др. До вмешательства прокуратуры, по словам Хорошева, действовали такие положения краевого закона о ветеринарии, которые напрямую ущемляли интересы граждан и предпринимателей.  С позицией прокуратуры согласился и суд. Лишь по протесту прокуратуры из закона об административной ответственности был исключен ряд нелепых составов, согласно которым гражданин мог быть привлечен к административной ответственности за проезд по городу в автомобиле неприглядного вида, за содержание в домашних условиях животных кроме кошек и собак, за игру в карты на улице и т.д.

-  Уже в этом году мы обращались к законодателями навести порядок, усилить ответственность, но должного внимания наши обращения не получили. К сожалению, нередко законодательный орган края не сообщает прокуратуре о причинах неприменения мер реагирования на наши замечания, что послужило поводом для такого решения, - заявил прокурор края.

Так, в 2010 году немотивированно был отклонен протест на закон об охране общественной нравственности, о мотивах такой позиции не было сказано ни слова не заседании профильного комитета, ни на сессии АКЗС. Суд впоследствии подтвердил правоту прокуратуры.

Вопросы у правоохранителей возникали  и к «коррупционной стерильности» многих законодательных актов. Не всегда краевые законодатели своевременно реагируют на обращения прокуратуры. В августе прошлого года прокуратуры вносила протест на краевой закон о порядке управления и распоряжения  государственной собственностью. Однако депутаты отреагировали на эти  возражения лишь спустя полгода, только после получения официального представления правоохранителей.

Тем не менее, прокурор края вполне миролюбиво подытожил:

- В целом взаимодействие прокуратуры и Законодательного собрания носит конструктивный характер. Однако нам всем вместе есть над чем работать.  На наш взгляд, прокуратура не должна превращаться в орган, занимающийся исключительно устранением недоработок юридической службы АКЗС. Хотелось бы, что и со стороны законодателей звучали инициативы по разработке общих законопроектов, было больше  внимания к нашим предложениям и должного отношения к актам прокурорского реагирования.

По всей видимости, настроен на компромисс и консенсус был и «главный законник» краевого парламента Андрей Осипов, вынужденный согласиться с доводами прокурора края:

- Конечно, приведенные данные не свидетельствуют о качестве нашей работы. Мы имеем полноценное правовое регулирование, которое обеспечивает стабильность и социально-экономический рост Алтайского края. Хотелось бы надеяться на то, что субъекты права законодательной инициативы будут выявлять новые, еще неурегулированные отношения или совершенствовать регулирование существующих посредством внесения новых законов.

Заместитель председателя Алтайского краевого суда Эдуард Ермаков выступил в известном смысле в роли миротворца (beati pacifici!), заявив:

- Процесс законотворчества в Алтайском крае был избавлен от грубых, фатальных ошибок и развивается сегодня в позитивном ключе.

А начальник краевого Управления юстиции Алексей Кулик резюмировал:

- Механизм мониторинга правоприменения только в зачаточном состоянии. А формирование качественного регионального законодательства – дело не одного года…

О БЕДНОМ ЗАКОНЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…

И в заключение несколько цифр, озвученных вице-спикером Осиповым в своем докладе и в известной степени характеризующих работу депутатского корпуса в предыдущие годы. Больше всего краевых законов принималось региональным парламентов в первый и последний год полномочий АКЗС пятого созыва. Напротив, 2009 и 2010 «проседают» по сравнению с этими периодами. Иными словами, наибольшая законотворческая активность отмечалась сразу после избрания депутатов и накануне очередного избирательного цикла. А в остальное время их активность заметно снижается. Ну, а про качество их работы многое сказал прокурор края Яков Хорошев.

Депутаты АКЗС в 2010 и 2011 годах самостоятельно не вносили ни одного проекта закона, в 2009 году внесено – 2, в 2008 году – 1. Для сравнения: в период 2004 - 2007 годов депутаты 6 раз выходили с самостоятельными законодательными инициативами, что в два раза больше чем в 2008 - 2011 годах.

Смею предположить следующее, рискуя нажить себе врагов в дружных и сплоченных рядах нынешнего депутатского корпуса. Повышающийся в последние годы градус политического противостояния при очевидной деградации качества и содержания политической жизни приводит к явному и ощутимому снижению профессионализма и эффективности работы депутатов всех уровней, влечет за собой избыточную политизацию законотворческой работы, когда интересы избирателей отодвигаются на задний план партийными амбициями и частной корыстью. Думается, граждане и ответственные политики окажутся способны сделать выводы из складывающейся ситуации и в следующий раз не окажутся заложниками партийной риторики  и честолюбия отдельных демагогов.

Артем КУДИНОВ