18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом заявил начальник краевого Управления по строительству и архитектуре Александр Мишустин, выступая на итоговом совещании, посвященном результатам работы строительной отрасли региона в 2011 году.

Он, в частности, сообщил, что по объему введенного в строй жилья Алтайский край вернулся к докризисному уровню, а по темпам роста жилищного строительства регион является одним из лидеров в СФО. В прошедшем году наблюдалось оживление жилищного рынка в целом, обусловленного ростом доходов населения. Существенно (на 40 процентов) выросло и производство стройматериалов, что свидетельствуют об оживлении строительных работ в крае и дают основание прогнозировать дальнейший рост объемов производства в промышленности стройматериалов региона.

Однако в городах, где строится большая часть жилья, наметились тревожные тенденции. Так, в Барнауле центре введено 364,6 тыс. кв. метров, или 56 % от общего ввода жилья в крае. Этот показатель составил 87 % от планового и 93 % от уровня 2010 года. Вызывает обеспокоенность и сокращение объемов многоэтажного строительства в краевом центре – 88,7 процентов к уровню 2010 года. Также сократился объем введенного жилья в городах Белокурихе, Камне-на-Оби и некоторых районах края.

11 марта заместитель губернатора края Яков Ишутин провел совещание по вопросам жилищного строительства с участием муниципальных образований. Существующие проблемы, которые сдерживают строительство жилья, едины для всех муниципалитетов и требуют принятия срочных мер. Среднегодовой темп роста объема введенного в 2009-2011 годах жилья составил 102,5 % и значительно отстает от соответствующего показателя 2005-2007 годов – 120 %. За прошедший год в крае проведено 36 аукционов по продаже земельных участков и продаже права аренды таких участков для жилищного строительства, что на треть меньше, чем в 2010 году. Причиной такого спада является отсутствие в городах и сельских населенных пунктах земельных участков с готовой коммунальной инфраструктурой. В настоящее  время только 12% земельных участков от общей площади территории перспективного развития обеспечены инженерной инфраструктурой. Проблема «инфраструктуры» сегодня стала серьезным препятствием для развития жилищного строительства.

В рамках государственных программ за счет бюджетов всех уровней на улучшение жилищных условий граждан направлено более 4 млрд. рублей инвестиций. Однако основная часть колоссальных бюджетных инвестиций ушла на вторичный рынок.

По мнению руководителя Союза строителей и инвесторов Алтайского края Михаила Фокина, избыточные  административные  барьеры приводят  к  снижению  эффективности  ведения  строительного  бизнеса, существенным потерям для общества. Многочисленные согласования и разрешительные процедуры, стоимость их прохождения, которые являются обязательными для застройщика при реализации инвестиционно-строительного проекта, в дальнейшем приведут к ограничению доступа застройщиков на рынок, снижению объемов жилищного строительства и в итоге - к снижению доступности жилья для населения.

-Есть диспропорции и в кадровой политике, проблемы которой крайне остры, - отметил Фокин. - Так, специалистов в крае готовится чуть ли не вдвое больше, чем рабочих специальностей. Это никуда не годится! Использование иностранной рабочей силы. Гастарбайтеров краевыми властями не поощряется. А привлекать зарегистрированных безработных бесперспективно – это «профессиональные» безработные. Нужно готовить свои, молодые кадры. Мы договорились со своим базовым ПТУ, готовы поддерживать их производственную базу, трудоустраивать выпускников.

В  целом, как подчеркнул замначальника Главного управления сельского хозяйства региона Владимир Порпядухин, «финансовые ресурсы, имеющиеся в крае, нередко не подкрепляются возможностями строителей». 

В результате перечисленных проблем, по данным органов местного самоуправления, суммарный предполагаемый ввод жилья в 2012 году составляет 506 тыс. кв. метров общей площади, что отбрасывает край на уровень 2006 года. По словам заместителя главы администрации Барнаула Владимира Бойченко, темпы строительства жилья в столице края в 2012 году не удастся сохранить на уровне прошлого года. Предполагается, что объем построенного жилья в Барнауле, который традиционно формирует 50-60 процентов всего общекраевого объема жилищного строительства, не превысит 300 тыс. кв. м (361 тыс. кв. м в 2011 году). 

- При этом утвержденный программой «Стимулирования развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2011-2015 гг. целевой показатель ввода в 2012 году составляет 755 тыс. кв. метров (недовводим 249 тыс. кв. м), а скорректированный (или, как мы говорим – актуализированный) показатель – 680 тыс. кв. м (недоввод – 174 тыс. кв. м), - сообщил Александр Мишустин. 

В то же время в Алтайском крае 45 тыс. 298 семей поставлены на учет нуждающихся в обеспечении жильем, в регионе проживает 16 тыс. 575 многодетных семей, 2 тыс. 525 из них состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, 1 тыс. 117 семей состоят на учете изъявивших желание на получение земельных участков для жилищного строительства. 

В рамках краевой целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае» на 2011-2015 годы предстоит принять меры по строительству и вводу в эксплуатацию 680 тыс. кв. метров общей площади квартир и домов. 

Что же нужно сделать, чтобы сохранить запланированные темпы и объемы жилищного строительства в крае? 

«Необходимо реализовать меры по использованию имеющихся резервов», - считает Мишустин и предлагает свой план. 

Первое. Провести ревизию имеющихся у муниципального образования земель и заключенных договоров аренды земельных участков. В результате выявятся участки, на которых собственники или арендаторы в течение ряда лет не приняли мер по их освоению. Договора по предоставлению таких земель должны быть пересмотрены. Это наш резерв по привлечению земель под жилую застройку;

Второе. Определить конкретные меры по оказанию поддержки тем застройщикам, чьи дома остановлены строительством и годами стоят без консервации;

Третье. Ипотечным жилищным компаниям, вынужденным самостоятельно решать вопросы выселения дефолтных заемщиков, объединить усилия и рассмотреть возможность совместного финансирования строительства домов маневренного жилого фонда;

Четвертое. Строительному сообществу ускорить решение вопроса возведения недорогого жилья для предоставления работникам отрасли по типу малосемейных общежитий.

Пятое. Надо активизировать индивидуальное жилищное строительство. «Надо понимать. Что мы еще никому реальной помощи в строительстве индивидуального жилья не оказали. Только сейчас из бюджета начинаем финансировать строительство инфраструктуры под него», - заявил Мишустин, заметив, что этот сегмент строительного рынка имеет в крае большой потенциал.

Строители внесли и свои предложения. Так, Михаил Фокин предложил создать специальную структуру, к примеру, Департамент строительства, который бы аккумулировал средства, поступающие из разных источников на строительство жилья и объектов социально-культурной сферы. «Не будет принято ни одного разумного решения, если не создать в Алтайском крае единого координирующего органа», - посетовал Фокин.

Директор УК «Союз» Владимир Оташкин поддержал коллегу, добавив, что необходимо пообъектное планирование ввода жилья, а не его объемов. По его мнению, нужно также создать единую систему планирования строительства объектов инженерной инфраструктуры. Правда, выступавшие строители довольно пессимистически оценивали перспективы привлечения значительных федеральных средств на инженерное обустройство площадок под застройку и предлагали рассчитывать только на собственные силы. «Вкладываться придется строителям, а муниципалитет, с моей точки зрения, должен предоставлять инвесторам льготы», - заметил Фокин.

Наконец, и чиновники, и руководители стройпредприятий были едины во мнении: в строительстве объектов социального назначения надо переходить на типовое проектирование, повторное применение проектов. По словам Мишустина, краевые власти уже приступили к формированию регионального банка проектов повторного применения, что даст значительную экономию бюджетных средств, повысит качество проектных работ и существенно сократит сроки строительства. Почему такое очевидное решение не было принято раньше – непонятно.

Окажутся ли предлагаемые меры достаточными для того, чтобы сохранить достигнутые в прошлом году темпы и объемы строительства жилья и социальных объектов, покажет ближайшее будущее.

Артем Кудинов.