18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Синоптики предсказывают: лето в Сибири будет засушливым. Если таким, как это было в прошлом году в европейской части страны – лесопожарную службу края ждет серьезное испытание. Готовы ли к нему наши лесные пожарные? На вопросы корреспондента Doc22 отвечает заместитель начальника Управления лесами Алтайского края Владимир Шершнев:

- Пожароопасный сезон объявлен в этом году очень рано, 14 апреля. Как вы оцениваете ситуацию в лесном фонде края сегодня?

- Да, в этом году пожароопасный сезон начался раньше на неделю – из-за ранее весны и сложившейся лесопожарной обстановки. По данным на 25 мая в крае произошло 324 лесных пожара площадью 846 гектаров. Средняя площадь одного пожара составила 2,2 гектара. В прошлом году на это же число было зафиксировано 263 пожара на площади 1707 гектаров. Средняя площадь одного пожара составляла 8,5 гектара. Хочу отметить, что 30 % лесов края отнесено к 1 классу пожарной опасности, это очень высокий класс.

Нужно учитывать и такой фактор. С 2007 года в лесной фонд включены лесные колки общей площадью 1 млн. гектаров. Сегодня мы несем за них полную ответственность – охраняем, защищаем, содержим. Специфика в том, что колки находятся, как правило, внутри земли сельхозназначения, внутри пашни. И если проанализировать, до принятия колков в лесной фонд лесные пожары от сельхозпалов хоть случались и раньше, но не так часто. Раньше их было примерно 5 %, сегодня – 35 % от общего количества лесных пожаров. Это очень серьезная проблема.

- Но ведь губернатор еще в прошлом году подписал постановление, запрещающее проведение сельхозпалов. Там ведь штрафы предусмотрены, административная ответственность. Это не остудило сельхозпроизводителей, предпочитающих такой экономичный способ подготовки почвы к посевной?

- Больной вопрос. Как жгли, так и жгут стерню. Я считаю, что землевладелец или арендатор земельного участка должен отвечать за то, что он делает, знать, что творится у него на земельном участке. Ведь в своей усадьбе он ведет себя по-хозяйски, организует все с умом, бережет имущество.

Я не агроном, но, наверное, любому грамотному человеку понятно, что сельхозпал приносит беду не только лесу, но и всему живому, которое в этом лесочке проживает – птицам, животным, насекомым, а также микроорганизмам, которые способствуют сохранению плодородия почвы. Как сельхозпроизводитель не понимает, что он сжигает органику? Я полностью солидарен с фермером Устиновым, который говорит, что ни одной сотки не сжигает, всю землю запахивает, бережет органику. Почему так другие не делают, мне совершенно не понятно.

Еще один важный момент. Земли сельхозназначения – это не только пашни, но и сенокосы, пастбища, пойменные луга. Сегодня мы видим, что поймы не выкашиваются. Это тоже таит в себе угрозу возникновения пожаров, – когда трава прошлогодняя высыхает, чуть ветерку и искорке – и пошло-поехало…

- Когда лесничества начали готовиться к пожарам?

- Еще прошлой осенью, как только завершился предыдущий пожароопасный сезон. В каждом лесничестве составлены планы тушения лесных пожаров, которые вошли в сводный план, утвержденный губернатором и согласованный с Рослесхозом. В плане расписано буквально все – кто, какие силы, какая техника и откуда привлекается в случае возникновения ЧС. Заключены соглашения с силовыми структурами, с пограничными регионами, с Республикой Казахстан. Это не формальный подход, это нормальное взаимодействие многих структур в работе по профилактике и тушению лесных пожаров на территории Алтайского края.

- Число пожаров по вине человека по-прежнему велико?

- В 99 % лесных пожаров виноват человек. На природные факторы – молнии, грозы – приходится меньше 1 % возгораний. Приходится с сожалением признать, что наше население не соблюдает элементарных правил пожарной безопасности, правил поведения в лесу. Хоть мы и уделяем этой проблеме очень большое внимание. Печатной продукции много издаем и раздаем людям, в лесах устанавливаем аншлаги, выступаем в СМИ. Но знаете, что я вам скажу: воспитывать нужно людей, причем с самого детства – в семье, в школе. Тогда будет результат, которого мы все ждем.

- А в школе это как? Предмет вводить новый?

- В школах вопросам воспитания детей поведению в лесу надо, конечно, учить. Вот у нас в крае действует 35 школьных лесничеств. Там у детей воспитывается правильное, бережное отношение к лесу. Сельские ребята вообще в этом плане более ответственны.

- А горожан, наверное, проще контролировать? Ведь лес им зачастую нужен, чтобы «на природе» развести костер, пожарить шашлыков. Этих мест не так много, они известны…

- Мы контролируем эти места. Но еще специально создаем места для отдыха, счет уже идет на десятки. Этим занимаются арендаторы лесных участков, у них это записано отдельной строкой в договорах аренды. И вот, казалось бы, отдыхай в хороших условиях и радуйся. А люди себя ведут по-варварски: такое оборудованное место, с домиком и лавочками, как правило, и года не простоит, раскурочат все. Непонятно - зачем. И запретить заходить в лес мы людям не можем, это их право. Я согласен: лес – это общенародное достояние. Но ведь должны быть и обязанности. Правила соблюдать надо!

Я был в Финляндии, там даже не знают, что пожар может быть по вине человека! Бросить непотушенный окурок – как это? Развести костер в неположенном месте, да еще наспех, небрежно затушить? В финских головах такое не укладывается. А у нас затраты на предупреждение лесных пожаров в крае составляют 240 млн. рублей по прошлому году. И 9 млн. рублей затрачено на ликвидацию пожаров. 240 млн. – это огромные деньги, они могли бы пойти на решение других задач на благо леса. Взять то же воспроизводство леса. Мы восстанавливаем леса активно, но еще надо в пределах 114 тысяч гектаров восстановить. Восстановление одного гектара леса обходится в 7-10 тысяч рублей.

- Получается, если бы мы все вели себя в лесу правильно, то деньги, предназначенные на профилактику, можно было бы направить на выращивание нового леса? По 24 тысячи гектаров дополнительно к тому, что уже делается?

- Примерно так, да. Хотя определенные суммы в любом случае должны направляться на предупредительные мероприятия, опашку и т.д. Но лес мы могли бы восстанавливать в больших масштабах.

- Владимир Иванович, вы упомянули, что с Казахстаном заключено соглашение в сфере противопожарной безопасности леса. Памятуя о страшном пожаре в сентябре прошлого года в Михайловском районе, когда сгорело село Николаевка, что дает это соглашение? Ведь тот огонь пришел со стороны Казахстана…

- Такие соглашения мы подписываем с Казахстаном каждый год. Но я бы хотел отметить, что некоторые моменты должны решаться на уровне правительств двух стран. Нам необходимо иметь доступ к оперативной информации о пожароопасной ситуации в приграничных районах соседней с нами республики. С наших приграничных вышек далеко ведь вглубь другой страны не заглянешь. А нашим вертолетам «Робинсон» путь «за границу» закрыт. Администрация края занимается решением этого вопроса, чтобы в случае ЧС «Робинсонам» казахстанская сторона разрешала пересекать границу, чтобы оценить степень угрозы для алтайских лесов и населенных пунктов.

- На каком уровне, по вашей оценке, находится у наших соседей мониторинг лесопожарной ситуации и ликвидация ЧС?

- В последние годы Казахстан активно закупает лесопожарную технику, обучает людей, а после той сентябрьской ЧС казахстанцы стали еще более серьезно относиться к этой теме. И общий язык мы находим, обмениваемся оперативной информацией.

- Как вы оцените готовность Алтайского края к тушению пожаров? Среди всевозможных прогнозов есть и такой, что в Сибири в этом году будет очень жаркое и засушливое лето, сродни тому, что было в прошлом году в регионах европейской части страны.

- 24 мая состоялась видеоконференция с регионами, которую проводил Рослесхоз. Алтайский край агентство отнесло к регионам, которые, по оценке Рослесхоза, полностью подготовлены к пожароопасному сезону. По оснащенности техникой на 1 тысячу гектаров Алтайский край - лидер в Сибирском федеральном округе и один из лидеров в стране. У нас есть и пожарные машины на базе АРС-14, которые мы начинали закупать у Минобороны еще когда Яков Николаевич Ишутин работал сначала главным лесничим, а затем начальником регионального Управления. Эта техника, оборудованная под пожарные машины, себя прекрасно зарекомендовала: не надо разматывать шланги, теряя драгоценное время, можно тушить на ходу. Сегодня многие регионы идут по нашему пути. У нас есть также тракторы, есть тяжелая техника на базе танков, более 4 тысяч ранцевых опрыскивателей, есть воздуходувки, мотопомпы. Для мониторинга пожарной безопасности есть три вертолета «Робинсон». Действует диспетчерский пункт.

- После пожаров прошлого года правительство России, как известно, выделило 5 млрд. рублей на лесопожарную технику. Как распорядится своей долей Алтайский край?

- Нам выделено 104 миллиона рублей федеральной субсидии, к которым из краевого бюджета добавлено 5 млн. рублей на условиях софинансирования. Деньги решено использовать на создание трех пожарно-химических станций (ПХС) третьего типа. Они считаются самыми оснащенными, таких у нас еще не было. Технику мы уже заказали, места подготовлены. Станции будут стоять на территории Угловского, Волчихинского и Первомайского районов – в ленточных борах и Приобье. Содержание этих трех ПХС возложено на регион.

Да, техника, вертолеты, готовность лесников – все это очень важно, но самое главное, на мой взгляд, чтобы люди, население Алтайского края, ценили то, что им досталось, сохранили и приумножили лесное богатство. Этим занимаются лесники, но и жители края должны соблюдать правила поведения в лесу, чтобы лесу не навредить.

- Какой получен прогноз на лето?

- Каким бы ни был прогноз, мы всегда должны быть в полной боевой готовности. У нас нет такого, что, мол, прогноз благоприятный, можно расслабиться. Нельзя нам расслабляться, пока не завершится пожароопасный сезон. К тому же лето действительно ожидается засушливым.


ЦИТАТА.


Вице-губернатор Яков Ишутин:

- - Сентябрьские пожары прошлого года нанесли существенный ущерб не только лесному хозяйству края, но и в целом региональной экономике. От трансграничного пожара сгорело село Николаевка, на восстановление которого были выделены миллиарды рублей. Нельзя забывать, что в нашем регионе в черте лесного фонда находится 300 с лишним поселков. Они могут оказаться в зоне лесных пожаров. Напомню, что в 2010 году в целом под угрозой уничтожения оказались около 17 населенных пунктов. Только благодаря слаженным действиям работников лесного хозяйства, МЧС, противопожарной службы, местных властей удалось их отстоять перед лицом стихии, предотвратить распространение этого масштабного трансграничного пожара, охватившего некоторые юго-западные территории Алтайского края.


P.S.


Еще несколько лет назад пожароопасный сезон в Алтайском крае начинался в мае и заканчивался в сентябре. Последние 4 года он длится с апреля по ноябрь. В 2010 году пожароопасный сезон продолжался беспрецедентно долго - 210 дней, то есть большую часть года.


СПРАВКА.


В 2010 году на землях лесного фонда Алтайского края было ликвидировано 642 лесных пожара, в том числе 6 крупных. Общая площадь, пройденная лесными пожарами, составила 15421 га, в т.ч. на лесных землях – 11755 га. Средняя площадь одного пожара составила 18,3 га. Удельный вес пожаров, ликвидированный в течение суток, в общем количестве лесных пожаров составляет 96% - это показатель оперативности реагирования на лесные пожары, который остается самым высоким в Сибирском федеральном округе.

Основными причинами возникновения лесных пожаров стали:
- человеческий фактор – 75,0 %, (2009 г.-64.6. %)- рост 9%.
- сельхозпалы – 20,1 %, или 129 шт. (2009 г.-3. %) –рост 17,1%.
- грозовые разряды – 4,3, (2009 г.- 31,7.0 %)- снижение 27,4%.
- другие причины – 0,6%, (2009 г. -0,4%) – рост 0,2%.