18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Фракция «Единая Россия» предложила реальный инструмент для пополнения доходов местных бюджетов.

Руководитель фракции «Единая Россия» в Алтайском краевом Законодательном собрании Борис Трофимов предложил передать в муниципальные бюджеты доходы от налогов, взимаемых с применением упрощенной системы налогообложения.

Такое предложение он высказал на совещании, прошедшем в Алтайском краевом Законодательном Собрании 19 мая. На нем рассматривались отдельные направления бюджетной политики на 2012 год, связанные с передачей полномочий по здравоохранению с муниципального на региональный уровень (согласно федеральному законодательству).

«Депутаты нашей фракции неоднократно говорили, что надо укреплять доходную часть муниципальных бюджетов. Предлагаем передать на местный уровень налоги, собираемые по «упрощенке» - до 100% в районы, до 50% - в города. Это даст муниципалитетам реальный инструмент для повышения доходов бюджетов, и объем поступлений будет зависеть уже от работы на местах», - сказал Борис Трофимов.

Как отметил, выступая на недавней расширенной коллегии комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, Владимир Притупов, бюджетная дисциплина муниципалитетов за последнее время усиливается. Выражается это в исполнении плановых показателей бюджетов муниципальных образований края. В прошлом году практически все они выполнены. Выросли собственные доходы муниципальных бюджетов, их удельный вес достиг 44 процентов. Наибольший рост доходов произошел в Алтайском (194%), Зональном и Первомайском (143%), Курьинском (141%),Новичихинском (134%) районов. Среди городов лидируют ЗАТО «Сибирский» (132%), Белокуриха, Бийск и Новоалтайск (свыше 126%).

В 2010 году произошло существенное сокращение кредиторской задолженности, что характеризует качество исполнения бюджета. Она уменьшилась на 45 процентов, или на 262 млн. рублей. В настоящее время она составляет 80 млн. руб. , а на сегодняшний день долгов вовсе нет в 32 муниципальных образованиях. Однако есть муниципальные образования, в которых, несмотря на существенное сокращение в целом, произошел прирост кредиторской задолженности.

В то же время краевые финансисты отмечают, что «за последние годы не удалось преодолеть разрыв между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями, однако изменился характер этих различий». В отдельных муниципальных образованиях отмечается быстрый рост доходов, связанный с реализацией инвестиционных проектов. В абсолютном выражении различия составляют 6,4 раза. В Белокурихе отмечен самый высокий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения – 11,9 тыс. руб. Возможно, предложения «Единой России» позволят несколько микшировать финансовые различия между различными территориями региона.

К тому же далеко не всегда и эти небольшие средства используются с толком и на пользу дела. Так, проверки Счетной палаты бюджетов 8 муниципальных образований края в прошлом году выявили факты нарушений и неэффективного использования бюджетных средств на сумму 65 млн. руб. (из них 13 млн. руб., полученных из краевого бюджета). Часть нарушений сохраняют системный характер. Так, при формировании бюджетов не соблюдаются требования Бюджетного кодекса в части установления размера дефицита районного бюджета, установления предела муниципального долга, утверждения программы муниципальных заимствований, полноты отражения доходов бюджета по поступлениям части прибыли муниципальных унитарных предприятий. Продолжают приниматься расходные обязательства, не относящиеся к местным полномочиям (финансирование органов внутренних дел, транспортных предприятий и редакций газет). Выявлены факты неэффективного управления муниципальной собственностью – землей и имуществом. Установлены нарушения в использовании межбюджетных трансфертов, нецелевое использование средств, выделенных из краевого бюджета.

Причем если по восстановлению средств в краевой бюджет проблем, как правило, не возникает (краевые власти просто применяют санкции через свои ассигнования), то со средствами муниципальных бюджетов они существуют. Всегда находятся причины и поводы, препятствующие восстановлению средств. В 2011 году планируется провести проверки 11 муниципальных образований. Причем особое внимание будет уделяться проверке эффективности расходования средств на функционирование и модернизацию в сфере ЖКХ. Будет усилен контроль за исполнение ФЗ-94.

По мнению руководителя Счетной палаты Надежды Юдаковой, у муниципалитетов есть значительный потенциал для формирования собственных доходов. Много резервов по их пополнению за счет повышения собираемости неналоговых доходов, к примеру, в части управления имуществом.

Обратил внимание на эффективность использования имеющихся возможностей и ресурсов и губернатор края Александр Карлин:

- Очень часто при реализации крупных инвестиционных проектов значительные федеральные, краевые средства вкладываются в развитие инфраструктуры, а адекватной отдачи мы не получаем. К примеру, по Зональному району, где создано крупное, успешно работающее предприятие. А ситуация с районным бюджетом не улучшилась. По нашим наблюдениям, когда серьезный проект возникает – все надежды и упования районные власти возлагают на него, а текущая, черновая работа с остальными предприятиями и организациями, с малым и средним бизнесом отодвигается на задний план. Мол, чего мелочиться, когда у нас здесь «крупняк» есть, он нам и обеспечит, если и не безбедное, но существование. В результате ощутимого прогресса в бюджетной сфере мы не наблюдаем. Потенциал в районе новый, а менталитет старый, подходы не меняются. Наполнение бюджета – серьезная задача. За последние пять возможности муниципальных бюджетов фактически удвоились. Но где эти средства? Опять, как и раньше, идут исключительно на зарплаты и коммуналку?

Мы говорим о более полной реализации полномочий по закрепленному кругу вопросов либо по переданным полномочиям, с одной стороны. С другой – говорим об эффективности этой работы. Очень часто претензии выслушиваем со стороны муниципалитетов. Носят они сплошь и рядом односторонний характер. Мы получали и коллективные обращения глав поселенческого уровня, к примеру, по Угловскому району. Сохраните нам штатную численность, обеспечьте рост зарплаты. И все, без альтернативы. При этом ни слова о том, что они, собственно, обязаны выполнять у себя в поселении и что они реально делаю, собираются делать, чтобы положение дел на поселенческом уровне менялось в лучшую сторону. Думаю, при таком отношении, при такой господствующей и подчас агрессивной идеологии мы поставленных целей не достигнем. Ту линию, которую мы проводим по повышению эффективности муниципальных структур, будем проводить и дальше. Задача заключается в том, чтобы каждый находящийся на рабочем месте в муниципалитете в полном объеме выполнял возложенные на него обязанности. И здесь вопросов еще много…

Власть зачастую только формально присутствует на уровне поселений, фактически не исполняя своих обязанностей. И это зачастую приносит гигантские имиджевые потери и для муниципалитетов, и для региона в целом…

Мы сейчас выходим на реализацию целого ряда программ, о которых мы в силу тех или иных причин не говорили полгода назад. К примеру, дошкольные детские учреждения. Сегодня мы рассчитываем и на федеральную поддержку в этой сфере. Сейчас завершается разработка региональной программы по детским дошкольным учреждениям, вынуждены искать под нее дополнительные резервы. Конечно же, приоритет получит тот, кто уже имеет пакет проектно-сметной документации, желательно с госэкспертизами. А предпочтение будет отдаваться тем, кто начал строительство…
На федеральном уровне предполагается осуществлять дополнительные программы, в частности, в области культуры. Мы неоднократно заявлялись на проекты в сфере сельской культуры – кинопроката, сельских библиотек и т.д. Средства муниципальных бюджетов должны быть грамотно и вовремя развернуты под эти программы.

Как
бы то ни было предложение «Единой России» не встретило возражений со стороны исполнительной власти региона. Кроме того, во время заседания председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, заместитель губернатора Алтайского края Владимир Притупов сообщил, что в связи с передачей полномочий в области здравоохранения с муниципального на краевой уровень, в 2012 году расходы органов местного самоуправления сократятся на 2,9 млрд. рублей. При этом возросшие расходы краевого бюджета частично компенсируются уменьшением финансовой помощи муниципалитетам.

Кроме этого, было обсуждено предложение об изменении отчислений от налога на доходы физических лиц: для муниципальных районов увеличить норматив зачисления собираемого на территории налога с 40% до 70%, для городов – уменьшить с 40% до 30%.

По оценке, предлагаемые механизмы повысят заинтересованность органов местного самоуправления вопросами собираемости налогов и позволят увеличить бюджетную обеспеченность местных бюджетов на 6-7%.

Артем Кудинов



 

Перечисление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в 2010 году (тыс. рублей)

   НАИМЕНОВАНИЕ

Всего

в том числе:

дотации

субсидии

субвенции

иные межбюджетные трансферты

 1.Алейский

254 860

78 571

37 685

129 182

9 422

 2.Алтайский

304 544

57 066

59 944

167 078

20 456

 3.Баевский

146 851

35 498

22 049

83 113

6 191

 4.Бийский

263 115

79 993

34 765

134 538

13 819

 5.Благовещенский

244 497

24 543

35 474

163 308

21 172

 6.Буpлинский

164 479

58 122

17 190

79 588

9 579

 7.Быстpоистокский

134 236

41 134

14 646

73 334

5 122

 8.Волчихинский

195 791

39 807

34 287

110 134

11 562

 9.Егоpьевский

228 786

43 614

74 973

102 132

8 067

10.Ельцовский

106 892

33 021

12 793

56 526

4 552

11.Завьяловский

182 303

45 733

16 263

108 680

11 627

12.Залесовский

152 425

48 706

9 827

86 227

7 664

13.Заринский

220 684

89 696

12 106

111 719

7 162

14.Змеиногоpский

334 230

96 082

66 996

162 568

8 584

15.Зональный

177 915

49 666

18 289

102 443

7 517

16.Калманский

169 452

48 393

18 024

96 705

6 330

17.Каменский

179 808

70 326

15 644

87 221

6 618

18.Ключевский

183 319

36 221

27 439

105 611

14 048

19.Косихинский

209 829

68 121

24 656

108 837

8 216

20.Кpасногоpский

190 652

80 512

19 913

81 638

8 589

21.Кpаснощековский

181 964

57 202

15 326

99 344

10 091

22.Кpутихинский

191 812

43 973

25 132

115 973

6 734

23.Кулундинский

223 667

56 580

41 399

111 542

14 147

24.Куpьинский

168 546

48 187

40 540

73 917

5 902

25.Кытмановский

173 120

62 909

15 744

86 152

8 315

26.Локтевский

275 416

56 279

48 848

162 588

7 702

27.Мамонтовский

249 102

50 910

47 939

137 046

13 207

28.Михайловский

255 093

54 522

17 580

164 155

18 836

29.Немецкий

205 467

51 210

49 132

91 693

13 433

30.Новичихинский

128 636

37 149

8 998

75 144

7 345

31.Павловский

300 627

61 202

23 637

199 252

16 536

32.Панкрушихинский

169 550

48 713

6 646

107 686

6 506

33.Пеpвомайский

489 068

132 331

79 267

260 102

17 368

34.Петpопавловский

115 994

31 495

18 990

58 559

6 950

35.Поспелихинский

262 779

46 351

58 948

146 102

11 379

36.Ребpихинский

318 924

62 124

40 061

201 361

15 378

37.Родинский

213 135

58 002

25 440

113 156

16 536

38.Романовский

147 830

34 154

11 738

93 034

8 904

39.Рубцовский

231 458

49 216

30 437

142 022

9 783

40.Славгоpодский

121 146

44 449

17 201

53 673

5 823

41.Смоленский

261 016

65 825

35 515

146 154

13 522

42.Советский

163 673

33 283

23 364

97 669

9 356

43.Солонешенский

223 195

60 690

49 623

105 123

7 759

44.Солтонский

106 201

39 741

10 646

50 661

5 153

45.Суетский

100 044

32 572

17 867

45 593

4 012

46.Табунский

145 675

53 626

13 135

71 245

7 669

47.Тальменский

484 111

99 782

65 982

297 703

20 644

48.Тогульский

106 995

38 621

15 839

45 763

6 773

49.Топчихинский

307 064

67 990

27 566

198 316

13 192

50.Третьяковский

156 694

43 345

26 114

77 410

9 825

51.Троицкий

308 475

80 603

22 474

194 327

11 071

52.Тюменцевский

252 985

51 496

62 318

131 397

7 774

53.Угловский

191 566

55 500

18 027

111 694

6 345

54.Уcть-Калманский

158 609

49 596

20 935

79 618

8 460

55.Усть-Пристанский

132 967

41 803

15 786

67 259

8 120

56.Хабарский

214 382

65 359

18 576

119 242

11 205

57.Целинный

179 393

44 677

17 719

104 835

12 162

58.Чарышский

190 786

65 682

23 636

92 375

9 094

59.Шелаболихинский

153 185

38 995

23 043

82 571

8 576

60.Шипуновский

294 389

93 084

23 239

162 247

15 819

ИТОГО  ПО  РАЙОHАМ

12 599 408

3 334 053

1 727 367

6 924 284

613 703

61.Алейск

262 538

15 076

52 906

191 873

2 683

62.Барнаул

2 761 103

64 719

939 095

1 708 883

48 406

63.Белокуриха

97 472

3 971

36 427

54 681

2 393

64.Бийск

1 139 301

121 216

164 390

721 833

131 862

65.Заринск

215 995

20 097

48 290

144 590

3 017

66.Камень-на-Оби

322 781

110 304

29 586

174 354

8 536

67.Новоалтайск

359 782

57 503

95 328

203 120

3 830

68.Рубцовск

822 324

270 200

166 512

378 019

7 592

69.Славгород

242 842

51 101

63 231

124 877

3 634

70.Яpовое

146 458

54 571

34 375

54 978

2 533

71.ЗАТО Сибирский

163 881

89 493

2 000

26 241

46 147

ИТОГО ПО ГОРОДАМ

6 534 477

858 251

1 632 140

3 783 452

260 634

ВСЕГО ПО РАЙОНАМ И ГОРОДАМ

19 133 885

4 192 304

3 359 508

10 707 736

874 337