18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
23.05.2011

Если прокурор не медведь…

Алтайскую прокуратуру попросили придерживаться правила «золотой середины»
У прокуратуры к муниципалитетам накопилось много претензий. У муниципалитетов к прокуратуре – не меньше. «Виной» всему – 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Как исполнять полномочия, когда денег нет? Как соответствовать духу закона, не превращаясь в «буквоедов»? Прокуроры и главы муниципальных образований Алтайского края встретились, чтобы наладить взаимопонимание. Или, по крайней мере, попробовать понять друг друга. Посредником на этих переговорах выступило краевое Законодательное собрание.

Критиковать ФЗ-131 муниципалитеты будут, пожалуй, до тех пор, пока в стране не наступит экономический рай. А это значит, что еще очень долго будет сохраняться ситуация, когда в бюджетах муниципальных образований будет остро не хватать средств на ремонт дорог, благоустройство населенных пунктов и еще тысячу обязательных «полномочий». За которые прокурор обязательно спросит. У него такая работа – следить за соблюдением законодательства. А заставить сделать все по закону возможности у прокуратуры есть.

Но может, лучше поискать ту самую «золоту середину»? Алтайское краевое законодательное собрание организовало совещание, на которое пригласило обе стороны процесса. Стороны пришли, видно наболело и у тех, и у этих. Делегацию блюстителей законности возглавил прокурор Алтайского края Яков Хорошев, группу глав муниципалитетов – председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» Светлана Агаркова. Рефери, если использовать спортивную терминологию, выступили спикер АКЗС Иван Лоор и вице-губернатор Борис Ларин.

По данным мониторинга Счетной палаты РФ, в России 36 тыс. муниципальных образований, и только 7 % из них способны существовать без дотаций. «Существовать» в данном случае как раз и означает – исполнять все обязанности, возложенные на органы местного самоуправления российским законодательством, в том числе и полномочия по ФЗ-131.

- Да, законы исполнять нужно, как нужно и контролировать ход их исполнения, - заметил Иван Лоор. – Но если бы мы одними предписаниями могли решить все проблемы, мы бы уже жили, как в раю.

Судя по выступлениям представителей муниципалитетов, никто уже не требует забрать «лишние» полномочия» или увеличить размеры дотаций, чтобы эти полномочия можно было исполнять. У прокуратуры и прочих контролирующих структур муниципалитеты просят не увлекаться так уж проверками, которых стало слишком много и которые, как правило, заканчиваются штрафными санкциями. На оплату штрафов деньги кое-как находятся, а на «исполнение полномочий» их не прибавляется. Прокуроры на это заявили: проверяли и проверять будем, так положено.

В то же время они подчеркнули, что понимают сложность ситуации, в которой находятся муниципалитеты, что если на что-то «помельче» деньги в местных бюджетах есть, то, к примеру, на ремонт дорог едва ли найдутся. Прокурор – он же не зверь, не станет требовать невозможного, тем более, если будет видеть, что глава пытается что-то делать. Одним словом, закон суров, но человеческих отношений никто не отменял.

По словам председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению Стеллы Штань, более половины муниципальных образований Алтайского края имеют годовой бюджет меньше 1 млн. рублей (без учета дотаций из вышестоящих бюджетов). Оттого и не решаются во многих территориях вопросы строительства, содержания дорог, кладбищ, ликвидации или содержания полигонов бытовых отходов (попросту свалок) по всем правилам.

Серьезной проблемой для региона является, по мнению депутатов, общее низкое качество правовых актов, принятых на муниципальном уровне. Причина известна - дефицит юристов. А их надо много – край входит в тройку регионов России по количеству муниципальных образований. И если в селе нет юриста – пиши пропало. Прокурорская проверка выявит «несоответствие», и муниципалитет будет наказан. А так как проверки ведутся то по одному основанию, то по другому – успевай оплачивать в госказну штрафы. Нередко в муниципалитете проводится несколько проверок одновременно (контрольно-надзорных функции применительно к деятельности органов местного самоуправления осуществляют больше двух десятков ведомств).

По мнению Стеллы Штань, многие проблемы муниципалитетов в ходе прокурорских проверок возникают из-за несовершенства законодательства, в частности, из-за использования размытых формулировок, таких, как «создание условий», «участие», «содействие» применительно к вопросам местного значения. Но если доходит до суда – там все серьезно, суд требует обеспечить реализацию закона.

Кроме того, много времени отнимает работа, которой при правильной организации взаимодействия между муниципалитетами и прокуратурой можно было бы избежать:
- Запросы в органы местного самоуправления порой касаются предоставления информации о муниципальных правовых актах, о структуре органов местного самоуправления, о муниципальных заказах. Но большинство такой информации носит открытый характер, опубликовано в СМИ, интернете. Подготовка ответов на запросы отнимает много времени, отвлекает от работы, - отметила С. Штань и предложила краевой прокуратуре подумать совестно над тем, как наладить электронный документооборот.

Представители прокуратуры на это предложение отреагировали благожелательно. А на информацию о том, что в 2010 году в масштабах страны вышестоящие инстанции отклонили треть заявок прокуратуры (из 40 тысяч) на проведение всевозможных проверок реагировать не стали. У прокуроров на этот счет, видимо, своя позиция, подкрепленная весомой аргументацией. Так, по данным, приведенным на совещании заместителем прокурора края Александром Фоминым, в Алтайском крае в прошлом году проверки выявили 21 тысячу нарушений органами местного самоуправления ФЗ-131. Что касается обращений граждан в прокуратуру с жалобами на неправомерные действия либо бездействие в определенных ситуациях органов местного самоуправления, то их количество за один только прошлый год возросло в 3 раза!

- Действия прокуроров в основном адекватны, а вот реакция на эти действия – не всегда, - заметил Александр Фомин. Он предложил наладить взаимодействие в деле информирования населения, а также привести местные законы в соответствие федеральному законодательству. Что касается перехода на систему электронного документооборота, прокуратура края предложила муниципалитетам размещать на своих официальных сайтах исчерпывающую информацию о своей деятельности, чтобы ею можно было пользоваться.

Борис Ларин, вице-губернатор:

- Все начинается с человека, с ответственности. Достаточного финансирования никогда не было. Надо грамотно распоряжаться имеющимися средствами. Мы неоднократно говорили главам муниципальных образований – вы научитесь работать с законами, предусмотрите хоть какие-то средства на исполнение полномочий. Ведь можно выполнять свои обязательства поэтапно, шаг за шагом.

Иван Лоор, спикер АКЗС:
- В большинстве муниципалитетов налажено нормальное конструктивное взаимоотношение органов прокуратуры и исполнительной власти. Хотелось бы, чтобы так было повсеместно.


Андрей Беспалов.