18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В конце прошлого года были приняты очень важные для нашего региона документы – Стратегия и Комплексный план социально-экономического развития  Алтайского края. Главная цель, которая декларируется в них, которую видит в качестве приоритета администрация Алтайского края – это улучшение качества жизни людей на основе реализации целого комплекса социальных и экономических программ. В соответствии с ними наш регион должен стать экономически развитым и социально благоприятным для проживания людей. Об итогах и перспективах развития социальной сферы края рассказывает вице-губернатор края Николай ЧЕРЕПАНОВ.

- Николай Петрович, в чем суть, идеология социальной политики администрации края?

- Убежден, она формулирует такие стратегические цели и задачи, лично мне симпатичные, которые ориентированы на человека. Впервые на уровне региональной власти проблема человеческого фактора, качества жизни человека признается приоритетной, а все остальные задачи, сопряженные с нею, призваны содействовать ее эффективному решению.  

Оно и понятно. Так сложилось, что в силу особенностей развития Алтайского края, в том числе и социально-экономического, у нас социальные проблемы имеют как общероссийскую природу, так и региональную специфику. Разумеется, основная в их ряду - проблема бедности, носящая общефедеральный характер. Еще в 2005 году в нашем регионе около 40 процентов населения края жило ниже уровня бедности, имея доходы меньше установленного прожиточного уровня. Согласитесь, это была крайне неутешительная статистика! Поэтому главное направление, по которому мы двигались, - это снижение уровня бедности. И если говорить об итогах 2007 года, то должен сказать: положительные изменения есть, и очень значительные. Темпы этого продвижения выше, чем в любой из предшествующих  годов. В настоящее время, по данным, которые имеются в нашем распоряжении, число жителей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, буквально за два последних года снизилось вдвое.

Есть и другие индикативные параметры. К примеру, размер средней заработной платы. За исходный показатель мы берем заработок в 4 тыс. рублей, приближенный к среднему по селу. Что и говорить, в сельской местности уровень зарплаты значительно уступает заработкам в городе, на промышленных предприятиях. Мы проанализировали, как  же меняется число людей, имеющих доходы в 4 тыс. рублей и выше. В 2005 году доля таких граждан в Алтайском крае составляла чуть больше 43 процентов, а в 2007 году – 61,5 процент.

Положительные тенденции подтверждают и данные статистики. На Алтае за последние два года средняя зарплата выросла в 1,7 раза. Если возьмем только 2007 год, то в течение него динамика роста зарплаты выглядела следующим образом: в январе – чуть больше 6 тысяч, к ноябрю – 8627 рублей, а по итогам года есть все основания рассчитывать, что уровень средней зарплаты приблизится к 10 тысячам рублей.   Рост, таким образом, составит 125,5 процента. К концу прошлого года мы вышли на те параметры, которые ставили перед собой на 2008 год. 

Средняя зарплата у врачей превысила 8 тыс. рублей. Из всех категорий «бюджетников» они максимально приблизились к среднему значению зарплаты по краю в предприятиях и организациях всех форм собственности.

Так что, 2007 год оправдал наши ожидания, поскольку мы серьезно продвинулись по росту заработной платы. А это, в конечном счете, позитивно сказывается на росте краевого бюджета, имеющего у нас в крае ярко выраженную социальную направленность. А значит, растет потенциал развития социальной сферы края. Сокращается зависимость краевого бюджета от федерального центра. Мы пока еще далеки от самодостаточности, но становимся регионом, который учится зарабатывать деньги сам, развивается.

Часто приходится слышать от так называемых «сведущих людей», что в крае все плохо, что 80 процентов жителей находятся за чертой бедности. Вот им-то я и хотел бы адресовать цифры официальной статистики.

- Однако уровень зарплаты, доходы населения в нашем регионе по-прежнему, мягко говоря, невысоки. Что же делается для того, чтобы бороться с бедностью?

- Ответ, казалось бы, на поверхности: надо, чтобы люди получали достойную заработную плату. Однако ее еще нужно заработать, а для этого необходимы рабочие места. В свое время, будучи  в сложном узле социальных проблем, Алтайский край оказался в условиях высокого уровня безработицы. Если говорить о 2007 годе, то я бы охарактеризовал его рубежным, переломным с точки зрения сокращения безработицы. За один год нам удалось дополнительно создать 20 тысяч постоянных и 56 тысяч временных рабочих мест. Причем в структуре последних около 20 процентов приходится на общественные работы, в частности, для подростков и школьников трудоспособного возраста. В результате за год нам удалось снизить безработицу на 20 процентов. Это значимый показатель за последние годы! Хотя по-прежнему 61 тысяч жителей края – безработные.

Наиболее остра проблема безработицы в сельской местности.  В городах минимальный процент официально зарегистрированных безработных, а в некоторых сельских районах (к примеру, в Славгородском) он достигает 18 и более процентов.

Решая проблему создания новых рабочих мест, мы должны не забывать и другое – нужно минимизировать привлечение в народное хозяйство края каких-либо мигрантов из-за пределов края. Ведь в крае имеется свой потенциал, резервы рабочей силы, которые далеко не всегда используются в полном объеме и  эффективно. Поэтому будем в первую очередь опираться на собственные имеющиеся трудовые ресурсы.

Если говорить о занятости трудоспособного населения, которое насчитывает 1,3 млн. человек, то в минувшем году удалось дополнительно занять работой 4,5 процента экономически активного населения. Это тоже один из самых высоких показателей региона за последние годы. Очевидно, что наша задача - сохранить динамику создания новых рабочих мест и в наступившем году, наращивая достигнутые показатели. Сходные задачи по развитию и повышению эффективности института общественных работ.

Мы надеемся, что тенденция снижения уровня безработицы сохранится и в будущем. Мы прогнозируем на 2008 год снизить уровень безработицы до 3, 7 %.

- Каковы механизмы, инструменты решения проблемы безработицы?

- Сегодня, когда создано и с середины января уже действует единое Управление по труду и занятости, это направление станет основной его задачей. Придется решать целый комплекс разноплановых задач. К примеру,  предлагаемая сегодня рынком труда работа и вакансии только на 36 процентов обеспечены минимумом заработной платы, а все остальное даже ниже его. Вот такая неутешительная и малопривлекательная структура предложений в плане оценки стоимости рабочей силы.

Мы приняли  программу занятости населения Алтайского края на пять ближайших лет.

Причем реализовывать в тесном взаимодействии придется не только краевым органам по труду и занятости, по образованию, но и местным властям, объединениям промышленников и предпринимателей.

Разрабатывается краевая программа подготовки кадров для реального сектора экономики Алтайского края на 2008-2012 годы. В марте одно из заседаний Совета администрации края будет полностью посвящено обсуждению и принятию этой программы. Надо отметить, что позиция краевых властей заключается в том, что в ее подготовке приняли все заинтересованные стороны, и уж тем более не оставались в стороне работодатели. Они должны активно участвовать в процессе подготовки кадров, – организационно, финансово, ресурсно, а не рассчитывать, что эту проблему будут решать исключительно власти за счет средств бюджета.  В конце концов, они сами в этом, прежде всего, заинтересованы.

- Каковы источники и характер финансирования социальной сферы в Алтайском крае?

- Если говорить о структуре расходов краевого бюджета, то больше половины средств идет на отрасли социальной сферы. За счет бюджетных средств удалось решить ряд ключевых вопросов, которые обеспечивали в 2007 году выход социальной инфраструктуры из состояния сохранения, выживания на вектор развития. Даже беглый анализ того, что удалось сделать за счет средств инвестиционной социальной программы, показывает, что такие вложения приносят ощутимый эффект. Удалось ввести в строй 20 социальных объектов, из них 6 – в образовании, 12 – в здравоохранении, 2 – в культуре. Причем приоритетными были объекты долгостроя, с большой степенью готовности. Среди этих объектов есть и крупный детский дом, аналогов которому нет за Уралом, есть и небольшой объект – малокомплектная сельская школа. Есть краевая клиническая больница и Веселоярская участковая больница или отделение Угловской центральной районной больницы. То есть объекты разного масштаба и объема капиталовложений. Но все они социально востребованы. Особо надо отметить, что в беспрецедентно сжатые сроки была завершена реконструкция таких важных объектов культуры краевого значения и большой социокультурной важности, как краевая филармония и театр драмы им В.М.Шукшина. Причем львиная доля затрат легла на краевой бюджет.

Подчеркну, что в условиях жесткого бюджетного финансирования мы подходили к решению проблем социальных проблем с точки зрения программно-целевого подхода. Так, к примеру, социальная помощь населению осуществлялась через адресные программы. У нас много людей нуждаются в социальной помощи. Мы считаем, что оказывать ее нужно только, кто сам, без помощи со стороны не в состоянии решить свои жизненные проблемы. Однако даже такая категория людей в Алтайском крае насчитывает около 700 тыс. человек при населении края в 2,6 млн. человек. Из них только льготников – 500 тысяч. Это очень много! Помощь осуществлялась по 20 социальным программам. Поддержка и общие расходы за счет всех источников финансирования и программ, которые действуют в Алтайском крае, составили в прошлом году около 3 млрд. рублей. Практически каждый четвертый рубль из расходной части бюджета пошел на социальные нужды. Разумеется, это средства перераспределяются за счет вложений, инвестиций в развитие реального сектора экономики. Краевые власти выполнили свои социальные обязательства, никто с нас этой ответственности не снимал.

- Какие задачи ставите перед собой в наступившем году, на ближайшую перспективу?

- Мы сопрягаем проблематику своей работы с тем, как федеральным центром формулируются стратегические цели и текущие задачи. Сохранит свою актуальность основополагающая задача снижения бедности. Мы полагаем, что в этом году сократится численность тех, кто живет за чертой бедности, и намерены добиваться этого за счет снижения безработицы и увеличения создаваемых рабочих мест. Планируется создать не менее 20 тысяч новых постоянных рабочих мест, около 46 тысяч временных рабочих мест. Прогнозируется, что в среднем по краю зарплата вырастет на 25 процентов.  При этом надо учитывать, что Президентом и правительством принято решение: с 1 февраля зарплату бюджетников увеличить на 14%. В течение года будут трижды проиндексированы пенсии и в среднем они возрастут на 15,3%. Совокупность всех этих факторов и обуславливает реальность решения поставленных нами задач.

Темпы роста зарплата во внебюджетной сфере планируется обеспечить на основе  трехстороннего соглашения администрации края с работодателями и профсоюзами. От выполнения достигнутых договоренностей, надо отметить, зависит во многом состояние всей социальной сферы края, развитие его экономики.

Начинается в этом году и реализация новых краевых программ социальной направленности. Одну – подготовки кадров для реального сектора экономики – я уже назвал. И вторая – программа демографического развития края…

- А вот о последней, пожалуйста, поподробнее…

- Когда принималась Стратегия социально-экономического развития Алтайского края, ее разработчики, безусловно,  принимали в расчет  те риски, которые объективно складываются и могут стать обременяющими факторами, осложняющими   осуществление принятого стратегического документа. Среди них назывались и демографические факторы: низкая рождаемость, высокая смертность, превышение смертности над рождаемостью, заболеваемость и т.д. Все эти параметры с учетом миграционных процессов были учтены при разработке проекта краевой демографической программы. Программа охватывает  2008-2015 годы, а объем ее финансирования за счет всех источников предполагается в объеме 14 млрд. рублей из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников. В середине февраля  планируется внести проект краевой демографической программы на обсуждение в Совет администрации края.

Основные задачи, определенные программой, имеют свой алгоритм своего решения. Есть группа задач, связанных со снижением заболеваемости и смертности, особенно от управляемых причин.  Вторая -  стимулирование рождаемости, укрепление института семьи, в том числе и за счет передачи под патронат семьи детей, находящихся под опекой, детей-сирот, лишившихся родителей. За счет создания для семьи условия для воспитания детей, в том числе и за счет доступного дошкольного и предшкольного образования и воспитания. Поэтому если говорить об этих миллиардах, то львиная доля этих средств пойдет на сооружение и реконструкцию дошкольных учреждений. Сегодня около 60 процентов детей дошкольного возраста в Алтайском крае могут посещать детские сады. Но очередь, сами понимаете, очень велика. Наиболее напряженная ситуация сложилась в Барнауле, где в детсадах нуждаются более 6 тыс. детей. Между тем к 2015 году программа предусматривает выйти на обеспеченность детскими садами на уровне 73%.

- А как бы вы охарактеризовали демографическую ситуацию в крае?

- Возьмем рождаемость. В 2006 году родилось 25 746 детей, в 2007 – 28420. То, что увеличилась рождаемость,  - это лучший индикатор социально-экономического развития края, показатель того, что качество жизни улучшилось. Конечно, хвалиться пока еще рановато. Но вместе с тем, надо отметить: положительные подвижки есть. Ведь любой здравомыслящий человек согласится: больше рождается детей только там, где возникает уверенность в завтрашнем дне, появляется твердый и стабильный достаток. Мы прогнозируем рост рождаемости и в ближайшей перспективе увеличение продолжительности жизни до 69,5 лет к 2015 году.

Теперь о смертности. За последние два года отмечается тенденция снижения смертности. В 2007 году умерло на 1156 человека меньше, чем в предыдущем году. Анализ показывает, что этот показатель является прямым следствием осуществления приоритетных национальных проектов, в том числе «Здоровье», и программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Наблюдается снижение заболеваемости. Сегодня 76% населения обращается за медицинской помощью в первичные медицинские учреждения и получают там реальную помощь. Еще недавно поликлиники и больницы находились в плачевном состоянии. А поскольку они входят в сферу расходных полномочий муниципалитетов, как правило, обладающих невысокими финансовыми возможностями, то никогда (я подчеркиваю – никогда) без помощи федерального центра, куратора приоритетных национальных проектов – 1-го заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия  Медведева, большой организаторской работы губернатора Алтайского края Александра Карлина не были бы решены вопросы модернизации материально-технической базы этих учреждений в такие сжатые сроки! Мы оснастили их диагностическим, лечебным, лабораторным оборудованием, полностью закрыли проблему санитарного автотранспорта, повысили зарплату работникам первичного звена, в край пришли высокие медицинские технологии. Все это, разумеется, положительно повлияло на качество медицинского обслуживания, диагностику, выявление заболеваний. Те же процессы характерны и для образования.

Можно говорить много. Не хочу сказать, что все у нас гладко. Нерешенных вопросов и проблем немало, мы их не упрощаем и не замалчиваем, но цифры говорят сами за себя. Теперь наша задача заключается в том, чтобы закрепить положительные тенденции, придать им необратимый устойчивый характер.