18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Информация и статьи - Реплика
23.03.2007

Апокалипсис и удочка

Свершилось! Рассуждения о необходимости и способах осуществления проекта игорной зоны на территории края перешли из сферы абстрактного этического морализаторства и прикладной политологии в область апокалиптической  риторики.

Похоже, не имея каких-либо вменяемых аргументов «против» создания «алтайского Лас-Вегаса», оппоненты проекта готовы апеллировать к религиозным чувствам жителей Алтая и грозить «грешной власти» всеми карами – небесными и земными. Забавно, что транслятором таких пророчеств стал воспитатель юношества и наставник молодежи, профессор АлтГУ Юрий Чернышев. Никем не уличенный в тайной религиозности политолог настолько ярко описывает в своем месседже современникам и землякам грядущие вслед за открытием игорной зоны катаклизмы, что от ужаса кровь буквально стынет в жилах, а волосы шевелятся ну буквально во всех местах! Так и мерещатся не искушенному в политологии читателю всадники Апокалипсиса, с шашками наголо, как лихие буденновцы, атакующие Солоновка-Сити и средоточие греха и порока – 32-этажную башню-небоскреб «Вавилон». А во главе, разумеется, они, пассионарные, блин,  алтайские политики в профессорских мантиях вместо бурок и конфедератках с кистями – вместо папах с красными лентами наискосок. («Где должен быть командир? Правильно, впереди, на лихом коне!..»).

Собственно, недавнее публичное выступление профессора Юрия Чернышева, ратующего за организацию общественного контроля за осуществлением проекта игорной зоны, если отшелушить его от эсхатологических аллюзий, сводилось к следующим позициям. Первая. Только наблюдательная комиссия, рекрутированная из активистов-общественников, способна предотвратить превращение будущей зоны в очаг социальной напряженности, ее криминализацию, обеспечить эффективный контроль за использованием средств и защиту интересов «коренного населения». В общем, Конец Света. Вторая, кстати, касается непосредственно  «аборигенов», то есть жителей Смоленского района. Ведь именно их религиозные чувства как потомков раскольников-староверов вся эта затея, по мнению Чернышева, может оскорбить, нарушив веками сохраняющееся целомудрие.

Очевидно, ветхозаветные  аллегории университетского профессора вряд ли приведут к взрыву религиозного энтузиазма в Солоновке и других деревнях и селах Смоленского района и Алтайского края иже с ним. Живущим там людям приходится сталкиваться с более приземленными категориями: отсутствие работы, низкая зарплата, дрова на зиму, деньги на обучение детей… Короче, уйма прозаических проблем. А отсюда – полная безнадега, пьянство, ранняя смертность, старение населения…

Что же касается общественной комиссии, то в эффективность ее работы, а значит, необходимость, верится с большим трудом. Непонятно, как она будет формироваться. Методом самовыдвижения или путем назначения «сверху»? В первом случае возникают серьезные сомнения в компетентности и профессионализме ее будущих членов. Во втором – «идея» эта теряет всякий смысл. Неясно, и какими полномочиями будут наделены «комиссары»-общественники. Бороться с коррупцией и криминалом? Так для этого есть многочисленные компетентные органы, для которых такая борьба и есть основная функция. Да и заниматься этим нужно профессионально. Утверждать архитектурные проекты, рассматривать схемы строительства канализации, водопровода и электрических сетей, прокладывать маршруты автодорог? Полно, батенька, это уже даже не смешно… Проводить конкурсы и тендеры? Вот уж тут-то скандалов явно не избежать!..

Вот и получается, что уделом такой комиссии останутся только забота о сохранении чистоты нравов и незамутненности сознания тех, кто волею судеб оказался в пределах осуществления греховного «эксперимента». Кстати, своим недавней Интернет-проповедью Юрий Чернышев и продемонстрировал интеллектуальный потенциал предлагаемой им к созданию комиссии, уровень и характер обсуждения конкретных проблем реальной экономики в ее рамках. И после этого есть смысл рассчитывать на то, что работа такой комиссии будет финансироваться из бюджета? Вот  уж дудки! Несогласный я на то, чтобы оплачивать амбиции отдельных субъектов из средств налогоплательщиков!..

Что же касается исправления нравов или профилактики их будущего «искривления», так ради Бога, кто не дает этим заниматься, кто мешает?! Тем же инициативным общественникам, радеющим за народное благо, вполне можно, надев вместо комиссарского кожана с маузером на боку толстовку или тужурку разночинца-народника, ехать  в Смоленский район и сеять, сеять «разумное, доброе, вечное…». Вот только как бы не скрутили крестьяне таких «лекторов-международников» под белы рученьки и не сдали в ближайший околоток! Оно и понятно: тут вам не «Сибирский Давос»…

Сегодня аргументация противников игорной зоны проста как крендель: надо сеять, скотину разводить, сады растить (цитата из одного весьма расхожего комментария на форуме)… А тут – игорная зона, «однорукие бандиты», казино и прочие прелести «роскошной жизни», знакомые по гангстерским фильмам. Кстати, очевидно, оппонентам не хватает последовательности и принципиальности. Сначала высказывались едкие сомнения в вероятности победы края в конкурсе на получение статуса региона-резидента игорной зоны (мол, чиновники - непрофессиональные, да и вообще - куда со свиным рылом в калашный ряд!). Причем перспективность такого проекта вовсе и не подвергалась сомнению. Сейчас, когда зона стала реальностью, объектом критики, порой самой неожиданной (к примеру – Евангелие от Чернышева) и в разных вариантах, стала сама идея. Хотя, может, как раз наоборот: в этом дрейфе и есть определенные смысл и цель?..

Разумеется, такие проекты не от хорошей жизни появляются. Взять тот же пресловутый Лас-Вегас, изначально захолустный городок в пустыне, который размещение предприятий игорного бизнеса превратило сегодня в один из крупнейших городов США, а штат Невада – в динамично развивающийся регион, центр высоких технологий. К сожалению, нынешняя ситуация, усугублявшаяся десятилетиями, оставляет нашему региону слишком небольшой веер возможностей. Выбирать, что называется, не приходится.

Разумеется, страсть к игре, игромания – порок. А порок, он и в Африке, и в Солоновке – порок. Однако канализировать его в контролируемое, цивилизованное русло с наименьшим ущербом для общества, - в этом, по всей видимости, и задача государства.

Вот и получается: проекты такие нельзя оценивать с позиций «плохо-хорошо». Это как удочка, которой можно рыбы наловить и приготовить уху. А можно чесать спину (руки коротки!), в других местах или мух гонять.  Все, как говорится, зависит от желания. Осуществление проекта сулит краю приток серьезных инвестиций, средств и сопутствующие этому позитивные обстоятельства – создание рабочих мест, пополнение доходов, которые можно направлять на решение острых социально-экономических задач. Можно верить в это или нет. Ставить на чет или нечет, красное или черное. Вот только не рисковать всеми фишками, чтобы не проиграться до нитки и остаться у разбитого корыта…

Как бы то ни было, сегодня судьба дала краю шанс. Такую вот своеобразную «удочку». Только не стоит мешать рыбалке нестройными криками, коллективной беготней вдоль берега, хлопаньем конечностями по воде и пусканием пузырей. Улова не будет!..