18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Информация и статьи - Экспертная оценка
26.03.2007

Интернет без проблем?

Программа компьютеризации и информатизации школ на Алтае в рамках нацпроекта «Образование» реализуются достаточно приличными темпами, даже по общероссийским меркам. Вместе с тем край не смог избежать проблем, с которыми в первую очередь столкнулись сельские школы края. Хотя эхо знаменитого «дела Поносова» до местных школ пока (тьфу-тьфу-тьфу!) не долетело…

 

УЧИТЕЛЯ – ЗА ПАРТЫ!

Первая проблема, с которой пришлось столкнуться в самом начале осуществления федеральной программы по компьютеризации, – отсутствие технологически и профессионально подготовленных педагогических кадров. Оказалось, что большинство сельских учителей, отработавших по 10 и более лет, попросту не знают, с какой стороны этот компьютер включается! По словам вице-губернатора администрации Алтайского края Николая Черепанова, первое время учителя были вынуждены обращаться за помощью к наиболее продвинутым ученикам, в семьях которых имелись компьютеры. Вот и получалось, что учителя менялись местами со своими подопечными.

Впрочем, со временем учителям, на которых «повесили» часы информатики (в основном эти были преподаватели математики и физики), удалось-таки поднять свою квалификацию до уровня «пользователей» и даже «продвинутых пользователей». Как отметила директор регионального центра дистанционного образования Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) Наталья Бурковская, за период с марта 2003 года по настоящее время, по программе «использования информационных и коммуникационных технологий» было обучено 9553 педагога, большую часть которых составили учителя сельских школ. Как особо отметила Наталья Викторовна, в обозначенное число входят и те педагоги, которые обучались на местах, благодаря тьюторам муниципальных ресурсных центров дистанционного образования.

ГЕЙМЕРЫ И ЛАМЕРЫ

Как на первых порах использовалась поставляемая в сельские школы техника – отдельный разговор. В ряде школ компьютерные классы по сути заменили игровые клубы: детишки «рубились в Контру» и другие популярные «стрелялки». В некоторых случаях руководство школ не только смотрело на этот факт сквозь пальцы, но и частично поощряло. Мол, так детишки быстрее современные технологии освоят. Тем более, что сами учителя зачастую ничего не могли предложить взамен примитивных игрушек, поскольку и подходить к компьютерам зачастую боялись. Да и все это лучше, чем по улицам коноплю курить или клей нюхать… Оно, конечно, правильно. Да только там, где это происходило без надлежащего контроля со стороны преподавателей, техника быстро забивалась «левыми» программными продуктами (на слэнге – софтом, в основном – игрушками и фильмами), часто «зависала», а то и вовсе выходила из строя.

Страдали от этого, прежде всего, сами дети, которых тут же лишали возможности играть по локальной сети, по сути возвращая их обратно на улицу. Со всеми ее прелестями и безобразиями. А на уровне края остро обозначилась проблема нехватки специалистов по ремонту и настройке компьютеров. Сейчас в Управлении по образованию администрации края  сегодня ведутся разговоры об организации окружных (либо зональных) центров по техническому, кадровому и методическому обеспечению сельских компьютерных классов. Обсуждается  вопрос о постоянном контроле за такими классами со стороны системных администраторов. Но опять же где взять столько сисадминов? Доучивать своих учителей или набирать новых (за счет средств местных бюджетов)? Пока непонятно. Школы тем временем в решении этого вопроса предоставлены сами себе: где-то просто запрещают любые «лишние» занятия, а где-то договариваются с уже существующими местными организациями, занимающимися ремонтом и обслуживанием цифровой техники. На свой страх и риск, между прочим.

ЮЗЕРЫ И ВЛАСТЬ

Совсем недавно «отгремел» скандал местного масштаба в связи с нецелевым использованием интернет-трафика, предоставляемого школам в рамках федеральной программы по информатизации. Во время своего визита в Усть-Пристанский район, губернатор Алтайского края Александр Карлин заглянул в Брусенцевскую школу, где обнаружил, что ученики чуть ли не все свободное время «сидят» на сайте депрессивного проекта «Дом-2»! И это еще полбеды: поговаривают, что ушлые малолетние пользователи Интернета «заглядывают» и на другие, менее безобидные  ресурсы. Тогда ситуация разрешилась тем, что губернатор просто пожурил школьников, призвав их к сознательности:  «Давайте договоримся, что этого больше не будет. Ведь есть же познавательные и информационные сайты. В обучающие программы и подключение к Интернету вложены большие бюджетные деньги. И использовать их нужно с максимальной отдачей».

А есть ли у этой проблемы какое-либо техническое решение, эффективно ограничивающие использование казенных компьютеров не в образовательных целях?

Ксожалению, по словам начальника отдела информатизации и информационного обеспечения образования Управления администрации края  по образованию и делам молодежи Александра Максимова,  сегодня достаточно эффективного способа борьбы с подобными явлениями не существует.

- Это как борьба со спамом (мусором, рассылаемым пользователям Интернета против их желания), - объясняет Александр Васильевич, - мы просто вводим систему контентной, содержательной  фильтрации, которая запрещает доступ по ссылкам, с использованием конкретных слов или их сочетаний. Но порноиндустрия во всемирной сети постоянно совершенствуется, а пользователи, в том числе и подростки, быстро находят нужные «лазейки». При этом на вполне приличные сайты образовательного характера, содержащие, к примеру, слово «любовь», такая система фильтрации выходить не позволяет. В итоге мы имеем дело с огромным количеством вирусов и, как следствие, внушительным «паразитным» трафиком.

Хорошо еще, что пока этот «паразитный трафик» не «влетает в копеечку» нашей системе регионального и муниципального образования. Компания РТКОММ, являющаяся генподрядчиком и провайдером в рамках федеральной программы информатизации школ, трафик для юных юзеров пока предоставляет за счет средств федерального бюджета. Но только - пока. Николай Черепанов уже успел озвучить информацию о том, что сегодня на федеральном уровне ставится вопрос поиска других источников финансирования работы школьников в глобальной сети. И как этот вопрос будет решаться – пока не знает никто.

НЕ ХВАТАЕТ СКОРОСТИ

По словам специалистов Управления по образованию, из 1500 школ Алтайского края сегодня  только в 140 нет компьютерных классов. В основном, это малокомплектные школы, где обучаются не более десяти человек. Тем не менее, до первого сентября  полная компьютеризация школ края должна завершиться. Во всяком случае, это обещают краевые чиновники.

Что же касается собственно информатизации, то здесь все технические сложности и проблемы связаны с изношенностью магистральных путей в некоторых отдаленных селах и недостаточной скорости трафика, предоставляемого компанией РТКОММ: 8-12 mb.в секунду при необходимых 190. Между тем, за качество связи фактически отвечает  в качестве субподрядчика и организатором каналов передачи данных между школами края  и национальным оператором в Сибирском федеральном округе компанией РТКОММ  региональный филиал «Сибирьтелеком». А качество связи, скорость передачи информации особенно актуальны в крупных школах, где возможен очень большой групповой трафик. Актуальность этой проблеме придает и тот факт, что Алтайский край прочно удерживает ведущее место в СФО по темпам информатизации. Достаточно сказать, что на сегодняшний день к глобальной сети подключено 1080 школ, и регион лидирует по темпам и масштабам информатизации.

ЭХО «ДЕЛА ПОНОСОВА»

Недавнее заявление алтайского депутата Госдумы, коммуниста Михаила Заполева об использовании нелицензионного ПО (программного обеспечения) многими чиновниками, ничего кроме юмористических Интернет-комментариев да официальной обеспокоенности аппарата Госдумы скандальными последствиями таких деклараций не вызвало. Напомним, заявление это было сделано в связи с нашумевшим делом директора школы села Сычево Пермской области Александра Поносова: на жестких дисках компьютерного класса этой школы стояла нелицензионная операционная система Windows. Причем, комментируя это дело, редкий журналист не воспользовался возможностью подшутить по поводу распространенности пиратского ПО в России.

- А нам совсем не до шуток, - заявил по этому поводу Александр Максимов. - На всех компьютерах, поступающие в край централизованно, уже стоят лицензионные ОС Windows и другое ПО. Это предусмотрено программой развития единой образовательной информационной среды.

Проблемы могут возникнуть с теми компьютерами, которые поступают нецентрализованно. Например, в качестве спонсорской помощи, что происходит довольно часто.

Между тем в головах федеральных чиновников вызрела-таки идея кардинального решения проблемы нелицензионного ПО в системе образования России. Связана она с полным отказом от пополнения карманов корпорации «Microsoft» в пользу ПО, не требующего никакого лицензирования. Речь идет о так называемых юниксоподобных операционных системах, среди которых особо выделяют ОС Linux. Именно так в свое время поступили в Англии и во Франции. И на образовательном процессе отказ от «винды» отразился только положительно, ведь по своим функциям эта «операционка» мало в чем уступает «винде», а кое-где и превосходит ее. Что же до Алтайского края, то у нас уже в следующем учебном году в некоторых наиболее подготовленных школах начнется реализация пилотного проекта по переходу на Linux, OpenOffice (бесплатный аналог «Microsoft Office») и другое бесплатное ПО.

Как бы то ни было, по словам вице-губернатора Николая Черепанова, работа по инвентаризации и проверке легальности всего ПО, установленного в алтайских школах, продолжится.