18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

О чрезвычайной важности печатного слова неоднократно говорил еще в начале прошлого века лидер большевистской партии Владимир Ленин. Из его «Искры», как известно, разгорелось такое пламя – мало не показалось. Ленин отмечал, что «роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор».

С тех пор мало что изменилось. Правда, большинство современных изданий уже давно не являются чисто партийными СМИ, а обслуживают, прежде всего, корпоративные интересы своих владельцев, что в нынешней ситуации не принято считать чем-то зазорным. Впрочем, и чисто партийная печать не умерла окончательно. Любая уважающая себя мало-мальски влиятельная политическая структура считает своим долгом выпускать собственную газету, в которой стремится изложить позицию как объединения в целом, так и отдельных ее членов.

Региональные партийные отделения также стремятся обзавестись собственным печатным органом – все зависит от материальных и организационных возможностей. В прежние годы партии чаще напоминали о себе в период избирательных кампаний, когда на избирателей обрушивался поток газет, листовок, брошюр, бюллетеней, журналов и прочих недолговечных бумажных СМИ. Как только задачи, стоявшие в ходе избирательной кампании выполнялись (или, наоборот, не выполнялись) эти издания тихо умирали, не вызывая особого протеста как у читателей, так и у людей, работавших над ними – они понимали, что мавр сделал свое дело, и теперь должен уйти.

Однако, не стоит думать, что одноразовые политические цели не оставили никакого следа в интеллектуальном пространстве. К примеру, в 1999 году регионального организация СПС помогла выпустить очередной номер краевого альманаха «Ликбез», насквозь антибуржуазного издания, между прочим. Говорят, впоследствии либералы были очень недовольны тем, что «купились» на просьбы активистов местной богемы.

И снова вспоминается Ильич. «Руководить партией при теперешнем гигантском, невероятном росте движения, можно только печатью» - писал он в 1905 году. Учитывая, что большинство партийных боссов вышли из рядов КПСС, изучавших ленинское наследие, не удивительно, что региональные организации практически всех партий к сегодняшнему дню обзавелись собственными печатными органами.

«Единороссы» выпускают газету с незамысловатым названием «Единая Россия» на Алтае», где столь же незамысловатым языком рассказывают о своих успехах, хвалят московское начальство, критикуют оппонентов (например, в одном из номеров была размещена рецензия на книжку Дмитрия Рогозина) – в общем, выставка достижений партийного хозяйства с малой толикой шельмования «злостных политических элементов».

Местные жириновцы с осени 2006 года издают газету «ЛДПР на Алтае». Ее содержание аналогично джентльменскому набору алтайского «ЕдРа». Впрочем, это издание порой украшают тексты выступлений Владимира Вольфовича, читать разительные филиппики которого – занятие эмоционально захватывающее.

У «актуальных левых» из «Справедливой России» в распоряжении имеется сразу четыре газеты – «Справедливая Россия» на Алтае» (без этого названия в данном случае просто никуда!), «Народный контроль», «Вестник нашего района» и «Деловой курьер Алтая». Правда, свою чисто партийную направленность афиширует только первое издание. Остальные выполняют локальные задачи, но тоже работают на партию. Причем на страницах этих «локальных» изданий можно встретить весьма любопытные материалы – к примеру, мысли по «еврейскому вопросу», или прогнозы о предстоящем крахе доллара. Ясное дело, относительно «свободный» статус трех упомянутых газет позволяет печатать такие вольности.

У коммунистов главным рупором с середины 90-х годов является газета «Голос труда», унаследовавшая традиции советской прессы со всеми их достоинствами и недостатками. Наряду с живыми и острыми материалами «Голос» не чурается и занудных размышлизмов руководителей левого движения на Алтае. Эффективность этого пресс-коктейля кому-то может показаться сомнительной, но учредителей газеты она, похоже, устраивает.

Краевое отделение «Яблока» выпускает свой боевой листок «За права человека на Алтае» - любопытная смесь пиара Явлинского, Гончаренко (руководителя алтайских «яблочников») и острых материалов на социальные темы. Газета пережила даже несколько судебных разбирательств.

Алтайский СПС ранее выпускал задиристое «Правое дело на Алтае», в адрес которого метали гром и молнии чиновники и местные олигархи. Но с переменой регионального партийного начальства выпуск газеты сошел на нет.

Весьма примечательно, что практически вся местная партийная печать столь настойчиво старалась уйти от «правдинско-известинских» традиций советских времен, так пылко открещивалась от них, что не нашла ничего лучшего, как вернуться к ним. Внутрипартийные документы, внутрипартийные новости, заказные, «проскользные» материалы, плюс кроссворд с анекдотами – таков нехитрый рецепт «лепки» партгазеты.

Все возвращается на круги своя. Неумолимый закон истории. Так стоило ли в 90-е клеймить печатный «совок», чтобы, в конце концов, осознать его незаменимость?