18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

К такому выводу пришли эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», проводившие специальное исследование бюрократического аппарата в разных регионах России.

ЧИНОВНИКОВ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЕЗДЕ

Анализировались данные по итогам 2011 года по следующим позициям: численность чиновников на 10 тыс. человек населения региона; численность чиновников; доля чиновников в общей численности занятых в экономике; доход консолидированного бюджета региона; внутренний региональный продукт на душу населения. Под чиновниками понимались работники, занимающие должности гражданских и муниципальных служащих.

По итогам исследований Алтайский край занял 48 место, оказавшись в самой середине общероссийского «бюрократического» рейтинга.

Численность чиновников на 10 тыс. человек составил 72 (при среднероссийском показателе - 67), численность чиновников – 17412 человек, Доля чиновников в общей численности занятых в экономике региона – 1,5 процента. При этом доход консолидированного  бюджета региона в 2011 году составила 81 204 млн. руб., а ВРП на душу населения (2010) 123,7 тыс. рублей/чел.

Примерно такие же позиции и у наших соседей, других регионов Сибирского федерального округа. Новосибирская область заняла в рейтинге 52 место (соответствующие параметры – 70 чел./10000, 18900 чел., 1,4%, 112630,3 млн. руб., 181 тыс. руб. на чел.). Омская область – 61 место (66 чел./10000, 12938 чел., 1,3%, 67352,3 млн. руб., 187,6 тыс. руб./чел.), Кемеровская область – 73 место (59 чел./10000, 16278 чел., 1,2%, 128335,8 млн. руб., 225,1 тыс. руб./чел.).

А вот в Томской области (41 место) доля чиновников выше и составляет 1,6 процентов. Хотя в абсолютных цифрах их вдвое меньше, чем в Алтайском крае, а ВРП на душу населения вдвое превышает алтайские показатели.  Похожая ситуация и в Красноярском крае (28 место в рейтинге «забюрократизированности»), Республике Хакасия (31 место), Иркутской области (38 место), Республике Бурятия (45 место).

В то же время Республика Алтай добилась рекордного 5 места с самыми высокими показателями «забюрократизированности» своей социальной сферы и экономики. Численность чиновников, по данным экспертов «РИА-Аналитика», в Горном Алтае составляет 138 чел. на 10 тыс. жителей республики, а их доля среди занятых в экономике превысила 3 процентов. При этом собственные доходы консолидированного бюджета региона – одни из самых низких. Схожая ситуация и в Республике Тыва (11 место в рейтинге), однако по численности чиновников на 10 тыс. человек Тыва значительно уступает Республике Алтай, не имеющей равных среди сибирских регионов.

Между тем наиболее забюрократизированные регионы в России – это Чукотский автономный округ и Ненецкий автономный округ, где самая высокая доля чиновников в общей численности занятых в экономике (5%) и самое высокое их число на 10 тысяч человек населения – 323 и 244 соответственно.

Самый низкий уровень забюрократизированности зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тыс. человек населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. При этом их доля в общей численности занятых в экономике меньше 1%. К регионам с небольшим чиновничьим аппаратом можно также отнести Московскую, Свердловскую, Воронежскую, Челябинскую области, Республики Башкортостан, Татарстан и Дагестан.

А СКОЛЬКО НАДО?

Как показывают результаты сравнения с другими странами мира, мнение о переизбытке чиновников в нашей стране является достаточно спорным. Так, если в России по итогам 2011 года на 10 тыс. человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях, то в экономически растущем Китае эта цифра составляет, по расчетам экспертов «РИА-Аналитика», около 50.

При этом в Румынии на 10 тыс. населения приходится примерно 250 человек, занятых на госслужбе, в Германии и Норвегии - около 300, в США – около 350, а во Франции – порядка 400 госслужащих (то есть в относительных величинах чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России!).

Причем эксперта «РИА-Аналитика» приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу. Они не исключают того, что, возможно, проблемы в работе бюрократического аппарата в нашей стране связаны как раз с нехваткой этих самых чиновников. В отдельных случаях это, возможно, и так, однако повысить качество бюрократического аппарата можно и другим способами. Причем это будет связано, скорее, с развитием современных технологий и снижением коррупции, а не только с ростом заработных плат.

В Европе, например, зарплаты госсектора, как правило, не уступают, а чаще всего превосходят средние по стране. В России ситуация с доходами чиновников в целом аналогична.

Также можно увидеть некоторую небольшую отрицательную зависимость, которая прослеживается между долей населения, занятого в малом и среднем бизнесе, и количеством чиновников на душу населения в регионах. Однако она действительно слишком невелика, чтобы делать громкие выводы о том, что раздувшийся госаппарат душит малый бизнес.

В целом, как показали результаты исследования, отсутствие значимой связи между экономическими показателями регионов и уровнем их бюрократизации можно объяснить тем, что количество чиновников России еще далеко от оптимального.

Как показал анализ, динамика развития конкретного региона очень слабо зависит от численности в нем чиновников. Величина бюрократического аппарата в целом не влияет на изменение экономических показателей. Иными словами, учитывая международный опыт, можно сделать смелый и очень непопулярный в народе вывод, что российской экономике чиновников действительно не хватает. Или, по крайней мере, по мере роста экономики потребуется и рост чиновничьего аппарата

НЕ ВЫПЛЕСНУТЬ РЕБЕНКА

Итак, по мнению авторитетных и неангажированных экспертов, засилья чиновников в России в реальности вовсе не наблюдается. По крайней мере, в том, что касается их численности. Однако многочисленные факты коррупции, других нарушений и просто примеры неэффективной работы госаппарата формируют крайне негативное отношение в обществе к чиновничеству. Это, в свою очередь, стимулирует в обществе желание подвергнуть чиновничий аппарат сокращению.

Огульно сокращать чиновников, на взгляд экспертов «РИА-Аналитика», не очень продуктивно, ведь таким образом старые болезни не вылечить, а качество управления может заметно снизиться.

Если система уже сформирована с таким количеством чиновников, то любая радикальная ломка тех или иных звеньев может привести к самым непредсказуемым результатам. Кроме того, сокращение аппарата, согласно распространенной российской практике, затрагивает в первую очередь мелких чиновников на местах, а сам административный аппарат имеет удивительную способность к самовосстановлению.

Поэтому проблема коррупции и неэффективности чиновничества будет решена только тогда, когда изменится само общество в целом – в частности, возникнут и окрепнут институты контроля со стороны гражданского общества. На это, конечно, потребуется время, отмечают эксперты «РИА-Аналитика».