18+

В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Эффективному использованию государственных и муниципальных ресурсов при реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы было посвящено состоявшееся накануне заседании Совета администрации Алтайского края под председательством губернатора края Александра Карлина.

По словам вице-губернатора, начальника Главэкономики региона Михаила Щетинина, выступившего с основным докладом, в 2011 году за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов на реализацию целевых программ в крае было направлено 19,1 млрд. руб., привлечено 32, 7 млрд. рублей из внебюджетных источников. Однако в отношении эффективности освоения этих значительных средства,  инвестиционной деятельности некоторых ведомств, муниципалитетов у регионального руководства есть серьезные претензии.

СТРОИТЬ С УМОМ

В Алтайском крае в последние строится много, вкладываются в это большие деньги. Так, в прошлом году были построены, реконструированы и капитально отремонтированы 36 школа и 10 детсадов.  В рамках программы «75х75» было построено 20 объектов образования. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 11 школ, 6 детских садов, начать строительство более десятка новых объектов. В прошлом году особое внимание в крае уделялось проблемам дошкольного образования. Была разработана специальная целевая программа, рассчитанная на 2011-2015 годы. В результате в 2011 году было создано более 12 тыс. новых мест в детских садах. Это самый высокий показатель в Сибирском федеральном округе, один из самых высоких в России. Планируется, что в этом году эта работа будет продолжена,  будет организовано более 10 тыс. мест в детсадах.

Что же касается здравоохранения, то за последние пять лет инвестиции в эту социальную сферу выросли более чем в 5 раз, а количество строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов увеличилось в четыре с лишним раза. В 2011 году введены в строй 16 объектов здравоохранения, как в сельских районах, так и крупные общекраевые учреждения здравоохранения.

Однако некоторые объекты (цифры приводились) были введены в строй несвоевременно из низкого качества работ, нарушения сроков, недостаточного финансирования со стороны муниципалитетов. До сих пор не сформирован реестр проектов повторного применения (типовых проектов), использование которых позволило бы сократить сроки строительства, удешевить его. А вопрос, что называется, перезрел. Достаточно сказать, что в 2011 году не были обеспечены проектной документацией четыре из пяти строящихся  объектов социальной сферы. В 2012 году запланировано строительство 45 объектов социальной сферы, из них не имеют утвержденной документации 36.

По словам начальника Управления по строительству и архитектуре Александра Мишустина, такое положение дел не позволяет достоверно определить стоимость строительства объекта на момент выбора подрядчика, обеспечить контроль за качеством  выполнениея работ и приводит, как правило, к увеличению стоимости строительства. Затягиваются сроки проведения конкурсных процедур по выбору генподрядчика, что сказывается на темпах строительства. 

- Мы уже не один год говорим о разработке типовых проектов. Говорим много, а с места дело не сдвигается… По всей видимости, нет заинтересованности в удешевлении строительства… - отметил Александр Карлин.

 Губернатор заявил между тем, что разработка и широкое применение в строительстве социальных объектов типовых проектов – один из путей сокращения бюрократических и административных барьеров в строительной отрасли, снижения сроков разрешительных процедур и т.д. А именно эта задача объявлена новым руководством страны своей приоритетной задачей на самую ближайшую перспективу. 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА

- Муниципалитеты как свою инвестиционную деятельность планируют? Есть ли муниципальные инвестиционные программы? – спросил губернатор

- Нет, но в этом году по результатам нашего взаимодействия с инвестиционными уполномоченными, на основании отчетов об их работе мы планируем на 2013 год в каждом муниципальном районе такие инвестпрограммы принять, - заявил в ответ Михаил Щетинин.

Губернатор предложил в крупных городах края такую работу надо начинать в первую очередь. Ведь туда направляются значительные инвестиционных ресурсы из разных источников. Взять, к примеру, наукоград Бийск, куда средства напрямую  поступают из федерального бюджета. Краевые власти хотят понимать, как используются вкладываемые средств, а муниципалитеты должны учитывать сопрягать свою работу с интересами и планами краевых властей.

- Нам нужны не документы, а четкое представление о том, каким ресурсом располагает муниципалитет и что он видит для себя в качестве приоритетов развития, - подчеркнул Карлин.

Это, по словам губернатора Карлина, касается и муниципальных программ создания новых мест в детских садах. Таких программ сегодня нет на уровне муниципалитетов

- Хотел бы заметить,  что ведомственная программа – формулировка весьма условная. У нас нет чисто отраслевых программ, поскольку в подавляющем большинстве случаев они носят межведомственный и общекраевой характер и имеют значительный мультипликативный  по своим социальным последствиям эффект для всего края.

КОЛИЧЕСТВО – НЕ САМОЦЕЛЬ

Сказанное в заключение совещания губернатором можно расценить как смещение приоритетов в инвестиционной политике краевых властей. Речи идет о существенном повышении требований к качеству осуществляемых проектов и программ, строящихся объектов, эффективности их последующего использования. «Количество программ – не самоцель. Хотя иногда мы и вынуждены заниматься мелкотемьем, исполняя требования и являясь заложниками условий, выдвигаемых некоторыми федеральными ведомствами», - обратил внимание своих подчиненных Александр Карлин.

В этой связи не случайным выглядит требование губернатора ко всем краевым ведомствам сформировать регистры объектов во всех отраслях. Это требование глава края адресовал к ведомствам культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта и др. В общем, ко всей социальной сферы, куда направляются значительные средства. Причем начальнику «физкультурно-спортивного» ведомства Владимиру Альту Карлин предложил включать в «свой» регистр и объекты, находящиеся в частной собственности, но тоже работающие на социальную сферу.

Такая установка вполне понятна. Строится, реконструируется, капитально ремонтируется в крае много. Но вот как используются эти объекты, сколько их, каково их состояние и в каком объеме необходима господдержка, подчас неизвестно. Видимо, пришло время провести масштабную ревизию объектов социальной сферы, находящихся на территории Алтайского края. А уж потом планировать дальнейшую работу по ее развитию и совершенствованию.

- Все наши краевые целевые программы мы условно можем разделить на две группы. Одна – это проекты, имеющие прямую увязку с федеральными аналогами. Вторая – я бы их назвал, группа «суверенных» программ, где мы ориентируемся только на собственный ресурс. При этом «суверенность» порой возникает не от снобизма, а из-за того, что нас, грубо говоря, иногда обманывают в наших ожиданиях. Пример – программа сельского туризма, была обещана федеральная. Конечно, наш труд не пропадет, и федеральная программа по развитию сельского туризма появится, поскольку вполне вписывается в те меры поддержки села, которые предусмотрены т.н. «зеленой корзиной» при вступлении России в ВТО. Напрашивается вывод о необходимости более тесной увязки краевых программ, краевой адресной инвестиционной программы  с федеральными целевыми программами, - подытожил губернатор Карлин.