18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Алтайский край – единственный регион в стране, которому за последние годы удалось нарастить объемы зерноперерабатывающих мощностей более чем в два раза. В то же время в соседних Новосибирской, Омской, Томской областях и других регионах Сибири этот показатель практически не изменился. Однако это вовсе не означает, что отрасль зернопереработки развивается на Алтае без проблем…

Кто диктует цену на зерно

Как известно, в постановлении Администрации Алтайского края «Об организации сельскохозяйственных работ в 2007 году» уже установлены цены на сельхозпродукцию, поставляемую сельхозпредприятиями в счет погашения бюджетных кредитов. Такого в новейшей истории агропроизводства в крае еще не было. Крестьяне таким обстоятельством более чем довольны. Во-первых, закупочная цена на самую «ходовую» пшеницу третьего класса установлена на уровне 3750 рублей за тонну, что обеспечивает неплохую для нашего времени рентабельность. Во-вторых, впервые цена на сельхозпродукцию (принимаемую краем в счет погашения товарных и прочих кредитов) обозначена еще до начала весенне-полевых работ. А это означает, что  у руководителей хозяйств  появилась уникальная возможность планировать свои расходы по расчетам с бюджетом еще до того, как зерно упадет в землю.

Зачем это было сделано? Дело в том, что расчеты по взятым из краевого бюджета средствам всегда идут достаточно тяжело. А это постановление должно решать сразу две задачи: стимулировать возврат долга и одновременно поддерживать проведение крестьянами сезонных сельхозработ. Как пояснил председатель Союза крестьянских и фермерских формирований края, известный в крае фермер Владимир Устинов, благодаря заявленной краевой властью хорошей цене, остальные покупатели, включая зернопереработчиков, тоже вынуждены к ней «подтягиваться».

Впрочем, председатель Союза зернопереработчиков Алтайского края, заслуженный работник сельского хозяйства Виктор Фоминых эту ситуацию представляет несколько иначе:

- Я сам когда-то начинал работать на земле и знаю, что это за труд, - рассказывает он. – Поэтому убежден: подобная поддержка крестьянина со стороны властей играет немалую роль. Понятно, что сельхозтехника не первый год требует обновления, ее износ достиг немыслимых пределов. Финансово-экономическое состояние большинства хозяйств – критическое, а уровень зарплаты на селе не выдерживает никакой критики. Но с другой стороны, зернопереработчики вынуждены просчитывать хотя бы минимальную рентабельность, исходя из рыночной цены уже переработанного продукта. Особенно, если учесть тот факт, что более 80% продуктов переработки приходится отправлять в другие регионы.

То есть рыночная цена на зерно в крае определяется не столько  желанием переработчиков максимально повысить собственную рентабельность, сколько размером железнодорожных тарифов, цен на энергоносители. Наконец, складывающеся конъюнктурой рынка, где алтайским производителям приходится вступать в острую конкуренцию с другими его участниками. «Поэтому понятно, что той цены, которую администрация края выставляет для расчетов с бюджетом, на рынке нет. С другой стороны, подобные шаги могут стать причиной попыток морального давления крестьян на зернопереработчиков: мол, почему ваша цена ниже краевой?» - продолжает Виктор Фоминых.

Действительно, когда к каждой тонне продукции нашего аграрного региона из-за растущих транспортных тарифов добавляется по 1000 – 1200 рублей, становится понятно, почему алтайские переработчики постепенно теряют свои позиции на завоеванных не так давно рынках сбыта в европейской части России. И это при том, что по качеству алтайская продукция по-прежнему вне конкуренции.

Перетягивание одеяла

Очевидно, желания производителей зерна часто не совпадают с возможностями переработчиков. В этой связи в Союзе зернопереработчиков края сложилось мнение, согласно которому взаимоотношения между крестьянином и зернопереработчиками должны координироваться властью. И механизм этот обязательно должен стимулировать загрузку свою, краевую отрасль. Ведь именно она в значительной мере формирует доходную часть краевого и местных бюджетов. А значит, от эффективности ее работы во многом зависит их стабильное пополнение.

Сегодня же, как не крути, львиная доля переработанной продукции уходит за пределы нашего региона. В то же время ясно: для любой территории продавать сырье гораздо менее выгодно, чем реализовывать уже переработанную продукцию. Между тем, в последние годы только по железной дороге за пределы края уходило от 800 тысяч до миллиона тонн непереработанного зерна. В таких условиях алтайские зернопереработчики вынуждены закупать зерно в соседних регионах: большинство из них на 40, а то и на 50% работают на привозном сырье.

С тем, что такое положение дел нельзя назвать правильным, согласен и председатель краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук.

- Прежде всего это связано с дефицитом собственных  оборотных средств сельхозпроизводителей, – считает он. - Поэтому за счет финансовых ресурсов зерновых трейдеров они закрывают свои проблемы и вынуждены отдавать зерно посреднику по дешевке. Решение этой проблемы может быть только через исполнение закона о закупках и поставках продукции сельского хозяйства и продовольствия для государственных и муниципальных нужд. Государство по закону обязано закупить у крестьян все зерно по цене, которая обеспечит уровень рентабельности, необходимый для расширенного воспроизводства. Тогда можно регулировать: где, когда и на каких условиях перерабатывать это зерно.

Пока же взаимоотношения переработчиков и крестьян часто напоминают ситуацию с перетягиванием сильно потрепанного одеяла, которое, того и гляди, порвется. Крестьянину хочется продать свое зерно подороже (что вполне естественно), и он, воспользовавшись предоставляемой поддержкой краевых властей, со спокойной совестью продает свое зерно за пределы региона, обеспечивая загрузку инорегиональных перерабатывающих мощностей. Единственный, кто сегодня в выигрыше, так это обозначенные Назарчуком перекупщики – зернотрейдеры. Из-за непродуманной системы налогообложения в сельском хозяйстве сегодня до 80% зерна в крае проходит через руки перекупщиков. Переработчики работают с НДС, а большинство крестьян перешло на систему налогообложения без него, что часто и мешает им взаимодействовать напрямую. Страдают в итоге все участники рынка. А крайним в результате этого дисбаланса оказывается   краевой бюджет.

Внешние факторы

Пару-тройку лет назад один из самых известных фермеров Алтайского края Александр Гуков открыто призывал селян отказываться от приоритета производства зерна в земледелии. Мол, невыгодно это. С одной стороны цену на рынке со своей дешевой продукцией сбивают казахстанские производители зерна (пользующиеся мощнейшей поддержкой государства). А с другой – наши же, алтайские зернопереработчики при приеме зерна намеренно и искусственно занижают классность (уровень клейковины, а значит и закупочную цену) сдаваемого им зерна. Но если последнее обстоятельство не проверяла ни одна независимая лаборатория, то Казахстан действительно очень сильно влиял на зерновой рынок Алтайского края. Причем давление казахстанских зернопроизводителей на наш рынок продолжает расти. Если республика производила около 12 миллионов тонн зерна в год, то порядка 7 миллионов экспортировалось на Алтай и в другие регионы. Именно в этот период цена на пшеницу для алтайских крестьян (при их издержках) упала чуть ли не ниже себестоимости.

Сегодня Казахстан меняет экспортную политику, делая ставку на Китай, Иран, Афганистан и соседний Узбекистан. Кроме того, в некоторых регионах европейской части России начали возрождать собственную зерноперерабатывающую промышленность.

«Переработка сегодня живет запасами «старого жира» семилетней давности, - рассказывает Виктор Фоминых. - Тогда в европейских регионах мельницы стояли, а алтайская мука пользовалась невероятным спросом. Собственно, за счет этого переработчики и провели в свое время техническое перевооружение, модернизацию производства. Что называется, не на Канарах «пузо грели», а вложили средства в более совершенные технологии, ориентированные на максимальное удовлетворение платежеспособного спроса. Сегодня по уровню оснащенности мы не уступаем лучшим зарубежным предприятиям. Эти технологии позволяют нам говорить о том, что у ведущих алтайских зернопереработчиков самые низкие издержки производства в России (если в среднем по стране порядка 1200 рублей на каждую тонну, то у нас менее 900). Но даже в таких условиях у нас не получается оставаться конкурентноспособными по цене».

В Омске и Новосибирске – ситуация обратная: у них гораздо лучше развито полеводство, а переработка стоит на месте. Как показывает статистика, урожайность в Омской, Новосибирской областях, Тюменском крае постоянно растет и уже сегодня эти регионы опережают Алтайский край по этому показателю на 5-9 центнеров с гектара. Неудивительно, что этим регионам прирост зерновой «валовки» позволяет экспортировать свое сырье на Алтай, где есть необходимые условия и возможности для переработки.

Как бы то ни было, загрузка мощностей зерноперерабатывающих предприятий края составляет сегодня менее 70%. И по прогнозам самих зернопереработчиков, к следующему году этот уровень может снизиться до 60%. Причем, речь идет о средних цифрах. По некоторым позициям мощности загружены менее, чем на 40%!

Получается, что, нарастив в свое время перерабатывающие мощности, наши зерновые гиганты сами же создали себе проблемы с закупкой сырья и сбытом готовой продукции.

Что делать с тарифами?

Постоянно растущие железнодорожные тарифы серьезно мешают как крестьянам, так и зернопереработчикам. Причем последним этот фактор грозит достаточно серьезными последствиями…

- Одним из наиболее привлекательных для нас рынков сбыта является, к примеру, Узбекистан, - рассуждает Фоминых - Но наши интересы там представлены довольно слабо. Прежде всего из-за неравных условий, в которые руководство республики ставит алтайских и собственных производителей. Даже транспортные тарифы для «своих» и «чужих» отличаются как минимум на 50%. А такие вопросы должны решаться уже на государственном уровне. То же самое касается и европейских рынков, с которых таким образом нас постоянно выдавливают. Если так будет продолжаться, край может потерять многое!..

Следует отметить, что в части решения проблемы транспортных тарифов краевые власти целиком и полностью на стороне своих производителей. Все, от представителей Зернового союза до депутатов, чиновников и главы администрации края, неоднократно обращались в Минсельхоз, РЖД и другие организации, решения которых могут повлиять на выравнивание конкурентных возможностей. Совсем недавно глава администрации края на заседании Правительства РФ вновь поднял вопрос о снижении транспортных тарифов для поставок алтайского зерна. Но пока ответа на конкретно поставленный вопрос дано не было. Даже, несмотря на широко озвученный на самом высоком уровне тезис о создании равных конкурентных условий для всех регионов на рынках России.

Вот их-то и придется добиваться всем заинтересованным сторонам совместными усилиями. Иначе, как выразился Виктор Фоминых, зернопереработчики будут вынуждены конкурировать друг против друга на том небольшом пятачке, который им останется. Дальний Восток, северные регионы, куда путь еще не закрыт - все не «проглотит». Закроются рынки и для производителей зерна, что для аграрного региона может закончиться катастрофой.

Выход есть?

Провал интервенционных торгов в прошлом году и не очень впечатляющие их результаты в предыдущие годы показывают, что этот механизм госрегулирования рынка требует серьезной доводки и проработки. Но есть и другие предложения, способные если не решить, то хотя бы сгладить зерновую проблему края.

В частности, этот вопрос можно было бы решить через дополнительную поддержку тех, кто сдает зерно местным переработчикам, способствую расширения налогооблагаемой базы своего региона. Условно говоря, край мог бы дотировать каждую тонну зерна, сданную местным переработчикам, за счет какого-то процента с налоговых отчислений с этой же тонны. Таким образом, край поощрял бы, стимулировал объем налоговых поступлений, одновременно поддерживая производителей зерна и переработчиков. Сегодня же, получая поддержку из бюджета, крестьянин зачастую продает зерно по своему усмотрению, без учета региональных интересов, а подчас и вопреки здравому смыслу, элементарному экономическому расчету.

Другой вариант, который неоднократно обсуждался в отраслевом сообществе,  – коллективное соглашение между производителями и переработчиками зерна. Скажем, зернопереработчики при посредничестве властей дадут гарантии, что примут пшеницу третьего класса по цене 3500 рублей за тонну, а крестьяне, в свою очередь, свяжут себя обязательствами сдачи зерна на предприятие. Что интересно, однажды Союз зернопереработчиков края уже предлагал такой вариант, но натолкнулся на возражения и активное противодействие некоторых руководителей хозяйств. Получается, что им гораздо удобнее сдавать пшеничку перекупщикам подешевле и «в черную». С тем, чтобы неучтенную разницу положить себе в карман.

Возможны и другие варианты решения назревших проблем. Главное, что уже сегодня, не откладывая на будущее, нужно открыто и конструктивно, при участии всех сторон подвергнуть их тщательному анализу, предложить пути и механизмы их преодоления. С учетом интересов всех участников АПК и стратегических задач, которые ставит перед собой сегодня руководство края.