18+

В Алтайском крае продолжает расти заработная плата

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Информация и статьи - Промышленность и экономика
16.02.2007

Стройка века

Кто выиграет от строительства ГЭС в республике Алтай?
В этом году спорам вокруг возведения гидроэлектростанции на реке Катунь в Горном Алтае исполняется 20 лет. И сегодня эта история как никогда близка к своему логическому завершению: парламентарии маленькой, но гордой республики решили, что Алтайская ГЭС все-таки будет построена. А организованное акционерное общество «Алтайская ГЭС» еще в прошлом году успело заявить о выпуске почти пяти миллионов (по 100 рублей за штуку) собственных акций, часть из которых совершенно бесплатно достанется местному населению.

Историческое для республики Алтай решение было принято на недавнем расширенном совещании в Горно-Алтайске, с участием полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина. Причем, сделано это было  единогласно, несмотря на продолжающиеся протесты со стороны экологов и целого ряда авторитетных экономистов…

«За»

Хотя, казалось бы, кому, как не экономистам говорить о перспективности проекта гидроэлектростанции? Простейший «железобетонный» аргумент привел в одном из своих комментариев заместитель председателя Правительства Республики Алтай (в прошлом – директор Барнаульского ликероводочного завода) Роберт Пальталлер. По его словам, строительство предлагаемой экологами газотурбинной станции (а газ в республике появится уже через год) означает использование невозобновляемого источника энергии, цену на который устанавливают продавцы. Поэтому и ставится задача развития собственных, возобновляемых источников энергии. А электроэнергии Алтайской ГЭС с лихвой хватит и на собственные растущие нужды республики, и на продажу.

В пользу строительства говорит и серьезный уровень безработицы в Республике Алтай, ведь на возведение такого сложного гидротехнического сооружения понадобится значительные трудовые ресурсы. Будут рабочие места и для тех, кому предстоит работать на построенной ГЭС.

Что касается предполагаемого вреда для экологии, то сторонники говорят о наличии всех (или почти всех) необходимых документов для успешного прохождения экологической экспертизы. В частности, вероятность опасного накопления ртути, о которой так много кричали экологи, по утверждению дирекции ООО «Алтайская ГЭС», изучалась коллективом из 40 институтов и лабораторий под руководством Президиума СО РАН. Ученые пришли к выводу, что в водохранилище ГЭС содержание ртути составит не более 0,06 мкг/л, то есть 0,1 ПДК.

К слову и сам проект Алтайской ГЭС выглядит намного экологичнее предыдущего: плотина сооружения достигает 57 метров высоты, что в три раза меньше ранее проектировавшейся  Катунской ГЭС. Площадь зеркала водохранилища составит 12,1 кв. км, что в семь раз «скромнее», чем планировалось проектом Катунской ГЭС. Это, кстати, в 90 раз меньше Новосибирского водохранилища и в 20 раз меньше Телецкого озера. Соответственно и протесты экологов, по идее, должны звучать, как минимум в 10 раз тише.

«Против»

…Тем не менее, экологи продолжают настаивать на том, что строительство даже такой, уменьшенной ГЭС окажет серьезное влияние на экологию республики, а значит, и на ее туристическую привлекательность. По старинной «советской» традиции после предполагаемого строительства наверняка останутся такие кучи мусора, с которыми не всякий бульдозер справится. Мало того, сегодняшние дороги никак не предназначены для тяжелой грузовой техники, использование которой предполагает само строительство. А разбитые дороги с кучами мусора никак не поспособствуют развитию туризма в республике. Об этом-то и кричат поддерживаемые экологами туристские организации. В частности, в распространенном обращении Новосибирской ассоциации туристических организаций говорится о том, что само строительство ГЭС ведёт к ряду проблем, связанных с нарушением экологической среды республики Алтай, среди которых: возникновение различного вида инфекций, изменение климата и увеличение числа наводнений. А не далее, как первого февраля сего года представители научного сообщества Алтайского края обнародовали открытое письмо на имя главы Республики Алтай Александра Бердникова: «Возведение плотины и затопление значительных площадей, - говорится в письме, - неизбежно приведет к загрязнению воды гниющими органическими веществами и увлажнению климата. Все это негативно отразится на развитии курортного бизнеса не только в Республике Алтай, но и в Алтайском крае, в частности, понизит привлекательность для отдыхающих особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на границе с Горным Алтаем».

Добавьте к этому недавнее обращение Алтайской ассоциации туризма к Владимиру Путину, в котором президента страны просят воспрепятствовать строительству Катунской ГЭС. В обращении, помимо прочего, говорится об отсутствии у дирекции Алтайской ГЭС заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением российского законодательства. Собственно, именно поэтому Ростехнадзор аннулировал Декларацию безопасности Алтайской ГЭС на реке Катуни и исключил этот объект из регистра строящихся гидротехнических сооружений страны.

Впрочем, с экспертизой руководство республики как-нибудь разберется. Шибко уж серьезные средства стоят на кону для того, чтобы вот так все «похерить», не использовав как следует последний шанс. Ведь срок действия положительного заключения Министерства природных ресурсов Российской Федерации на Обоснование инвестиций в строительство Алтайской гидроэлектростанции на реке Катунь в Республике Алтай истекает в 2007 году.

Не все понятно

Все помнят, как руководитель межрегионального территориального управления Ростехнадзора РФ по Сибирскому федеральному округу Леонид Баклицкий поначалу (вскоре после своего вступления в эту должность) весьма неодобрительно отнесся к проекту строительства ГЭС. Но потом случилось нечто такое, после чего руководитель ОАО «Алтайская ГЭС» Сергей Шабалин смог заручиться поддержкой влиятельного чиновника. Для пользующегося невысокой репутацией Шабалина это имело большое значение:  ведь он успел «прославиться» довольно громким скандалом, связанным с миллиардными убытками и крупными долгами «Алтайэнерго», где он гнесколько лет назад занимал пост гендиректора. , Даже Чубайс успел весьма нелестно высказаться о своем бывшем подчиненном.

Есть в этом деле и другие нюансы. Что бы ни говорили депутаты Эл-Курултая, руководство Республики Алтай и сам Шабалин, строительство Алтайской ГЭС – не гуманитарная и не благотворительная акция, единственная цель которой максимально облагодетельствовать местное население. В уставе любого акционерного общества, в качестве основной цели его создания декларируется «извлечение прибыли». Поэтому и возникают вопросы к инвесторам и инициаторам проекта. К примеру, все прогнозы по поводу роста энергопотребления жителями республики в ближайшие годы выглядят малоубедительно. Сегодня республика потребляет не более 550 миллионов кВт электроэнергии в год, не жалуясь при этом на ее нехватку. При этом проектная мощность Алтайской ГЭС составляет 850 млн. кВт. А поскольку строительство энергоемких производств на территории горного Алтая не планируется (туристические комплексы, разумеется, не в счет), проект изначально нацелен на экспорт энергии. Спросите, куда? Да, конечно же, в Китай. Сегодня китайское руководство в качестве приоритета видит развитие своих северных территорий. К ним относится и соседствующий с Республикой Алтай Синьцзян-Уйгурский автономный район. А это означает, что великому соседу могут понадобиться огромные объемы электроэнергии, и он будет готов выкладывать за нее большие деньги. А это значит, что алтайские аборигены останутся со своими акциями (кстати, по утверждению авторитетного горноалтайского еженедельника «Листок», населению раздадут не более 1% акций «Алтайской ГЭС»), как те папуасы с бусами, а украденная у них «золотая» электроэнергия пойдет на экспорт. А «радетели» за народ только руками разведет перед своими избирателями, мол, так решил наш стратегический инвестор, основной акционер…

Впрочем, и мифическому «стратегическому инвестору» в этом проекте есть чего бояться. Если, как утверждает сам Шабалин, основу рабочей силы при возведении ГЭС составят нигде не работающие сегодня алтайцы, то никто не даст никакой гарантии, что стройматериалов и цемента на это сооружение уйдет столько, сколько предусмотрено сметой. Ведрами весь «лишний» цемент на хознужды порастащат. А ведь там землетрясения случаются. И если верить тексту жалобы региональной Алтайской общественной организации «Защита Тэнгри», датированной прошлым годом, то определение сейсмичности площадки в районе намечаемого строительства, заказчиком строительства ОАО «Горно-Алтайская ГЭС» вообще не проводилось! Мало того, в условиях роста цен на стройматериалы, сама смета расходов на строительство давненько не пересматривалась…

Зачем тогда вообще строить?

Впрочем, все вышеперечисленные «страшилки» не пугают ни г-на Шабалина, ни «Эл-Курултай», ни правительство республики. Это говорит либо о готовности предусмотрительного правительства к возможным проблемам со строительством ГЭС, либо… Как отмечает одно из горноалтайских СМИ, «весьма вероятно, что нынешнее руководство ОАО «ГорноАлтайская ГЭС» не намерено строить саму электростанцию. Думаю, в планах господина Шабалина - создать красиво выглядящий «полуфабрикат» и быстро продать его втридорога»…