В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций
В столице Алтайского края почти на 20 процентов возрос объем инвестиций
Краевая программа по подготовке кадров рабочих специальностей действует только с прошлого года, хотя проблема кадрового обеспечения промышленных предприятий края обострилась давно. За это время удалось осуществлять точный мониторинг конъюнктуры, прогнозировать динамику и тенденции развития ситуации на краевом рынке труда. Но, как оказалось, для удовлетворения потребностей всех отраслей растущей экономики края в полном объеме этого не достаточно. О том, как решается эта проблема и каковы перспективы оптимизации рынка труда, рассказывает директор Алтайского краевого центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения Александр Курносов. По его словам, практически вся работа, в том числе и по мониторингу рабочих мест, началась в июле-августе 2006 года. Как раз в тот период, когда Центр с федерального финансирования передали на краевое, подчинив Управлению по образованию. - Работая в системе профессионального образования, хорошо помню, как от нас на краевом уровне постоянно требовали выпускать тех специалистов, которые будут востребованы на рынке труда края, - вспоминает Александр Курносов. - Проблема в том, что руководители образовательных учреждений не могли знать о том, какие профессии востребованы, поэтому были вынуждены опираться только на спрос со стороны потенциальных учеников: есть у нас, к примеру, 50 желающих стать юристами, ради бога ребята, идите. Между тем, за время перестройки престиж некоторых профессий снизился настолько, что по некоторым данным, предприятия отказывались от исполнения каких-то заказов только из-за нехватки рабочих рук! А в соседней Новосибирской области одно из оборонных предприятий для того, чтобы не потерять заказ, было вынуждено «завозить» токарей вахтовым методом из соседнего региона. - Сейчас ситуация изменилась? - Не во всем. Хотя сегодня благодаря работе созданного нами отдела прогнозирования есть точные данные, каких специалистов в крае подготовлено больше, чем надо, а каких – не хватает. Это действительно серьезный прорыв в регулировании рынка труда, поскольку до прошлого года этот вопрос вообще никак не решался. - Насколько точны ваши данные и прогнозы? Какова методика их разработки? - У нас собраны и обрабатываются данные практически по всем районам края. Мы собираем информацию о наличии трудозанятого населения и вакансий в каждом из районов, о количестве состоящих на учёте безработных граждан, предприятий и тех, кто на них трудится. Затем специалисты предлагают заполнить работодателям анкету, которая содержит следующие позиции: демографический и квалификационный состав, наличие вакансий, ввод новых рабочих мест, количество уволенных и сокращённых. После чего эти данные обрабатываются посредством специально разработанной для этих целей программы, которая выдает нам голые цифры. Затем социологи и экономисты нашего отдела прогнозирования составляют на основе этих данных прогнозы по каждой из профессий, причем, как по отдельным районам, так и в целом по краю. Что интересно, социологи используют свои методики, экономисты – свои, а результат, как правило, совпадает. - И как эти данные применяются на практике? - Наши прогнозы передаются в краевое Управление по образованию, которое должно корректировать конкретные цифры приема в учреждения НПО. Таким образом, за счет бюджета должны выпускаться только представители профессий, востребованных на рынке труда. - Означает ли это, что обучать профессиям, не востребованным на рынке труда, хотя и пользующимся популярностью, будут меньше? - Что ж, это было бы вполне логично. К примеру, Барнаулу уже не нужны повара в том количестве, в котором их сегодня продолжают готовить. Инструкторы по туризму также не востребованы: на туристических базах успешно работают люди, хоть не имеющие соответствующего образования, но увлеченные и имеющие опыт работы. Отмечается очевидное перепроизводство бухгалтеров, экономистов, парикмахеров и т.д. Так зачем, спрашивается, нашей системе образования тратить значительные бюджетные деньги на подготовку потенциальных безработных? Тем более, что уже и на федеральном уровне этот вопрос ставится достаточно жестко: министр образования сказал, что юристов и экономистов (которых и на федеральном рынке труда - переизбыток) в наступающем учебном году на бюджетной основе принимать не будут. Первые шаги в этом направлении уже сделаны на уровне системы образования края. А в следующем году подход будет еще более жесткий, особенно в системе НПО: тех же парикмахеров сверх необходимой нормы будут обучать только за деньги… - Но ведь одними лишь экономическими рычагами проблему не решить: если родители будут уверены, что та или иная профессия предоставит их чаду путевку в жизнь, они оплатят его обучение. И в итоге мы все равно получим безработного, пусть и не за бюджетные средства… - Согласен. По нашим данным, около 70% выпускников школ края рассчитывают поступить в ВУЗы. И это при том, что 70% имеющихся на рынке труда (данные краевого Управления занятости) представлены рабочими профессиями. Даже те ребята из сельской местности, которые после окончания обучения намерены вернуться в село, хотят получить профессию юриста, врача и учителя. Другие традиционные сельские профессии их интересуют гораздо меньше. С одной стороны, их понять можно. Они не понаслышке знают о тяжелых условиях труда на селе и о том, как они оплачиваются. Но, с другой стороны, они очень слабо информированы о других, более перспективных вакансиях. К примеру, помимо животноводов, в ближайшие 5–7 лет в крае будут очень востребованы станочники и электросварщики. - А как вы информируете выпускников школ о ситуации на рынке труда? - Мы выпустили справочник абитуриента, который рассказывает о потребностях рынка труда. Несмотря на то, что часть тиража разошлась по школам бесплатно, спрос на этот справочник достаточно большой, потому что он содержит полный перечень всех учебных заведений в Алтайском крае и некоторых учебных заведений Сибири. Кроме того, мы совместно с Управлением по образованию разрабатываем сайт, на котором будет размещен полный перечень профессий, востребованных на рынке Алтайского края. Там же можно будет узнать, где этим профессиям обучают, каковы медицинские, психофизиологические и иные требования к обладателям той или иной специальности. - Речь идет о профессиональной ориентации через Интернет? - В какой-то степени. Для нас очень важно, чтобы каждый интересующийся любом населённом пункте Алтайского края мог получить нашу квалифицированную помощь. Со следующего года центр профориентации планирует начать практику выездов в сельские районы. В каждой школе будем рассказывать о мире профессий, проводить профтестирование, объяснять, к чему приводит ошибка при выборе профессии. То есть, приблизить, сделать доступнее наши услуги, которые мы ежедневно оказываем в стенах нашего центра, к их потребителям в территориях края. Кроме того, в каждом из образовательных округов края от нас на постоянной основе будет работать по одному–два профконсультанта. Главная наша задача - определитьь психофизиологические качества выпускника, а затем с учётом потребностей рынка труда порекомендовать ему ту профессию, в которой он сможет чего-то добиться, чувствовать себя комфортно. - А этого будет достаточно для того, чтобы насытить рынок труда? - Конечно, нет. И дело тут не только в непрестижности рабочих профессий. По данным проведенного нами мониторинга, среди определяющих мотивов в выборе профессии у подростков на первом месте стоит уровень зарплаты (69% из опрошенных по краю и 76,1% - по Барнаулу). И только на втором – сложившиеся в обществе стереотипы престижности (46% и 44% соответственно). По тем же данным, наиболее популярными являются профессии юриста и экономиста. Между тем, на рынке труда края наиболее востребованы станочники, ткачи, прядильщики и проходчики. Известно, что Барнаульский станкостроительный завод уже в этом году подал заявку в городскую службу занятости на 138 человек. Также заявляют о потребности в кадрах ОАО АПЗ «Ротор», ФНПЦ «Алтай», ЗАО БМК «Меланжист Алтая», другие предприятия… Система НПО достаточно мобильна для того, чтобы в течение короткого времени (года-двух) обеспечить необходимое количество представителей нужных профессий. Проблема в том, что не все предприятия готовы принять на приемлемых условиях, скажем, выпускника-токаря третьего разряда. Даже несмотря на острый кадровый голод. Хорошую зарплату (кое-где до 30 тысяч рублей и выше) готовы предоставить работникам опытным. А система профессионального образования такого опыта не дает. - Так как же разорвать замкнутый круг? - На таких предприятиях, как Барнаульский станкостроительный завод, существует достаточно эффективная и отработанная система патроната и ученичества. Правда, таких примеров – единицы. Тем не менее, решение этой проблемы на краевом уровне уже найдено. Речь о создании так называемых ресурсных центров. По своей сути это профессиональные училища, обеспеченные современной техникой и высококвалифицированными кадрами для более глубокого профессионального обучения. Для нашей системы образования ресурсные центры - явление новое, не опробованное. Придется опираться на опыт других регионов, где учащийся сначала получает профессию в ПТУ, а затем повышает свой разряд в таких вот центрах. - При каких условиях может принципиально измениться сложившееся отношение к рабочим профессиям? Что может повысить их престиж и популярность? - Тут необходимо создание целого комплекса предпосылок. Когда работодатели в массовом порядке начнут совершенствовать технологию, модернизировать парк оборудования, повышать зарплату и социальные гарантии, улучшать условия труда – никого не надо будет тащить за уши к станку. Наши буклеты, брошюры и прочая агитация не понадобятся: очереди у проходных заводов выстроятся сами собой. |