18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

«Использование техники на газомоторном топливе в сельском хозяйстве как меру снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции» обсудили аграрии в рамках международного форума «Всероссийский день поля». Инициатором проведения выступила компания «Агромашхолдинг», входящая в структуру концерна «Тракторные заводы», совместно с Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, дорожно-строительному и коммунальному машиностроению Союза машиностроителей России.

Завод «Агромаш» начал разработку двигателей на газомоторном топливе ещё в 80-е годы. Первоначально на пропан-бутановой смеси – главным образом потому, что в СССР была создана развитая инфраструктура производства и доставки топлива до конечного потребителя, а объём баков для смеси был сопоставим с традиционными топливными баками для дизельного топлива.

«Большую перспективность показал метан, как экономичный, стабильный, безопасный и экологичный (полностью отсутствует выброс сажи) вид топлива, - рассказал исполнительный директор ООО «Агромашхолдинг» Мурад Караджаев. - В 2013 году на заводе приступили к созданию линейки коммунальной и сельхозтехники, работающей на метане, на базе двигателя мощностью от 30 до 85 лошадиных сил собственной разработки (этот сегмент рынка на предприятии оценивают, как наиболее ёмкий – 10-15 тысяч тракторов в год)».

Интересный факт. Давление в баллоне с метаном составляет 780-800 атмосфер. При этом каждый из них оснащён системой защиты по 4 параметрам: давлению, температуре, обрыву газовой трубки и остановке двигателя. Во всех подобных случаях клапан блокирует подачу газа из баллона.

О развитии сети заправочных газовых станций рассказал заместитель директора ООО «Газпром газомоторное топливо» (филиал в г. Томск) Пётр Евсейкин. Компания была создана в 2013 году и определена большим «Газпромом» единым оператором на рынке газомоторного топлива на рынке РФ.

Справка. Экономия на топливе в среднем в год может составить до 600 тысяч рублей при средней стоимости трактора 1,6 миллионов рублей без учёта государственных субсидий, которые действуют в настоящее время (благодаря субсидии Минпромторга стоимость трактора снизится до 1 миллиона 250 тысяч рублей). Примерный срок окупаемости трактора составляет около 2-х лет.

Приоритетной задачей для «Газпрома» является развитие заправочной инфраструктуры. В настоящее время в Сибирском федеральном округе насчитывается всего 11 станций заправки метаном. До 2022 года планируется строительство 7 пунктов в Алтайском крае – 4 из них на территории Барнаула (сейчас в столице края существует только 1 заправочная станция), 2 в Бийске и 1 в Новоалтайске. Учитывая сезонный спрос и удалённость сельхозпредприятий, планируется развивать систему мобильных заправочных станций, смонтированных на базе грузовых автомобилей.

Справка. Стоимость одного куба метана составляет около 12 рублей (один куб газа примерно равен литру жидкого топлива), что снижает расходы на топливо примерно в 2-3 раза. При этом метан легче воздуха, поэтому при любой утечке он моментально улетучивается через отверстия в крыше ангара, и не накапливается, создавая взрывоопасную обстановку. Также метан оказывает щадящее действие на внутренние поверхности двигателя – отсутствует нагар, в топливе нет серы, поэтому не страдает хон на стенках цилиндров, а равномерное сгорание газа препятствует возникновению губительной детонации.

Развитие сети заправок осложняет тот факт, что автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) в настоящее время по закону являются опасными производственными объектами, что накладывает множество ограничений на их размещение. Компания «Газпром» намерена выйти с законодательной инициативой в Госдуму РФ с целью исключения АГНКС из перечня опасных производственных объектов.

Эксперты считают, что переход на метан позволит дотационному по преимуществу агробизнесу существенно снизить издержки на топливо

Заместитель директора ООО «Газпром газомоторное топливо» (филиал в г. Томск) Пётр Евсейкин также подчеркнул, что в компании понимают, что переход на газомоторное топливо зачастую связан с серьёзными материальными затратами для предприятий. Для нивелирования этих издержек существует две программы: установка газового оборудования на транспорт или сельхозтехнику с возможностью оплаты через полгода или год (так на пассажирских перевозках переоборудование автобуса ПАЗ стоит около 150 тысяч рублей – окупить эти затраты перевозчик может в течение 6-ти, максимум 9-ти месяцев). Вторая программа предлагает установку газового оборудования в аренду. Контрагент оплачивает 10% стоимости оборудования за установку. Определяются минимальные объемы потребления топлива, и остальная часть суммы разбивается равными долями и прибавляет к стоимости одного куба топлива примерно 3-4 рубля. Остаточную стоимость предприятие должно оплатить спустя 3 года.

Стоит добавить, что для использования техники на природном газе существует ряд законодательных требований и регламентов – ключевым требованием является установка проточно-вытяжной вентиляции в гаражных боксах для хранения газомоторной техники.

«Широкое использование природного газа в качестве моторного топлива было выбрано руководством нашей страны в качестве одного из эффективных инструментов развития российской экономики. Несмотря на то, что Россия лидирует по запасам природного газа в мире, пока она находится лишь на 20­м месте по числу потребителей газомоторного топлива», отмечают в Главном управлении сельского хозяйства Алтайского края.

Посетители экспозиции «Всероссийского Дня поля» в Алтайском крае увидели 6 моделей колесных тракторов компании «Агромаш» мощностью от 30 до 85 лошадиных сил с газовым и дизельным двигателями, две гусеничные машины и зерноуборочные комбайны 3 и 4 классов. Здесь же были представлены газопоршневые агрегаты и дизельные двигатели Алтайского моторного завода. На мощностях АМЗ (как и ООО «Агромашхолдинг» входящего в состав концерна «Тракторные заводы») ещё в 2014 году была начата подготовка к производству нового двигателя 6ЧНГ 13/14, работающего на метане. Для этого в эксплуатацию введен сертифицированный бокс, в котором опытный образец двигателя проходит испытания и отладку параметров работы.