18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Скандалы вокруг фармацевтической компании «Эвалар» продолжают множиться и развиваться. Новый аспект в деятельности компании осветило в свой публикации федеральное издание «The Moscow P>ost». В ней идет речь о многомиллиардных вложениях компании в недобросовестную рекламу и получении с этого неблаговидного действия весьма ощутимой прибыли. Публикуем данную статью полностью.


 

Миллиардные прибыли «Эвалара» за счет обмана

 

Фармацевтическая компания «Эвалар» является одним из крупнейших в России производителем биологически-активных добавок (БАДов). При этом Федеральная Антимонопольная Служба постоянно требует от компании прекратить рекламу БАДов как лекарственных препаратов или средств, которые оказывают лечебное воздействие.

На сайте ФАС размещено 11 материалов за 2006, 2009, 2011, 2012 и 2016 годы о признании недостоверной рекламы продукции «Эвалара», о судебных решениях по фактам нарушения компанией закона «О рекламе», вынесении штрафов и предписаний о прекращении распространения недостоверной рекламы БАДов, которые якобы обладают лечебными свойствами.

Вообще БАДы – это рекламный миф пищевых добавок, позволяющий производителю получать миллиардную прибыль. Только реклама должна быть постоянной и массированной. Например, как у «Эвалара», который начал размещать рекламу в федеральных изданиях в 1996 году, что позволило через год увеличить выручку компании вдвое.

Последние данные о рекламном бюджете компании, которые публиковались в открытой печати, относятся к 2013 году. Тогда выручка «Эвалара» составляла 6,6 млрд. руб., а чистая прибыль - 1,8 млрд. руб. На рекламу было потрачено 2,5 млрд. рублей, что позволило компании занять 21 место в общероссийском рейтинге крупнейших рекламодателей страны. Для сравнения: известная компания Coca-Cola в это же время затратила на рекламу своей продукции всего на 43 млн. меньше, чем «Эвалар». Реклама – основной способ для «Эвалара» удерживать темп продаж своей продукции на российском рынке.

По официальным данным (досье контрагента по данным ИФНС РФ) чистая прибыль компании «Эвалар» в 2014 году составила 3,2 млрд. рублей, а в 2015 – почти 2,8 млрд. рублей. По итогам 2016 года компания «Эвалар» увеличила свою выручку на 24% по сравнению с 2015 годом (указано на официальном сайте), тогда как, по данным DSM-Group, рынок БАД в целом завершил 2016 год с отрицательными показателями роста — 1%. Фармацевтическая продукция «Эвалар» также опережает весь российский фармрынок по объему выручки: рост составил 11% и 6% соответственно.

Даже при отсутствии опубликованного рекламного бюджета понятно, что он существенно вырос по сравнению с 13-м годом, когда прибыль компании составляла всего 1,8 млрд. Потому что без масштабной рекламы бизнес умрет, ведь из 200 наименований продукции фармацевтической компании «Эвалар» всего 11 (!) являются действительно лекарственными препаратами, а остальные – это БАДы, настойки, чаи для похудения и проч.

Однако постоянные попытки «Эвалара» в своей рекламе представить БАДы в качестве если не лекарства, то препаратов, оказывающих лечебное воздействие, это далеко не единственная форма обмана покупателей. Есть и другие, о которых стоит поговорить.

Наверное, после рекламы следующим обманом можно считать продажу БАДов через аптечную сеть. В экономике есть такой термин - «товар неэластичного спроса». Это товар, объем потребления которого стабилен при изменении цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости для населения. То есть часть продуктов питания и лекарственных средств.

А где мы покупаем лекарства? Понятно, в аптеке. Потому что только там они и продаются. И есть устойчивый стереотип массового сознания – то, что продается в аптеке – либо лекарство, либо то, что оказывает лечебное воздействие. Одно из конкурентный преимуществ «Эвалара» состоит именно в том, что БАДы этой компании продаются преимущественно в аптеках. Этой стратегии компания придерживается фактически с момента начала производства БАДов. В соединении с массированной рекламой на каналах ТВ – получается сверхэффект по покупкам.

Кстати, в 2013 году в Госдуме РФ рассматривался законопроект (автор депутат Антон Беляков), по которому БАДы должны быть исключены из товаров, которые продаются в аптечных сетях, именно потому, что они являются пищевыми добавками и лечению не имеют никакого отношения. «На мой взгляд, продажа препаратов, лечебные свойства которых научно не доказаны, может квалифицироваться как банальный обман потребителей или даже мошенничество», утверждал Беляков.

Законопроект получил положительное заключение правительства и профильного комитета, но потом к обсуждению подключилось «профессиональное сообщество» и после консультаций появился компромиссный вариант. А жаль! Общероссийскую «панаму» с БАДами можно притормозить не мизерными штрафами (что такое штраф в 100 или 200 тысяч рублей по сравнению с 3-мя млрд. прибыли?), а переводом системы их продажи на общие условия рынка. Это тем более актуально, что в БАДах от «Эвалара» периодически находят то дрожжи и плесень, то мышьяк. И эта продукция продается в аптеках!

Некоторые наименования компания выпускает в двух видах: как лекарственное средство и как БАД. Названия практически дублируются, что позволяет вводить в заблуждение невнимательного потребителя: «Атероклефит» и «Атероклефит Био», «Красный корень» и «Красный корень плюс», «Ци-Клим» и «Ци-Клим Аланин» и так далее.

В 2015 году Лариса Прокопьева фактически проговорилась, заявив журналистам, что БАДы «Эвалара», пользующиеся спросом у покупателя, в случае успешных клинических испытаний переводятся в категорию лекарственных средств. Поразительное по своей откровенности заявление. Как такое вообще возможно? Лекарства по закону проходят многоступенчатые экспертизы, испытания, заключения и проч. А у «Эвалара» все просто: если активные продажи, значит БАД «переводится» в категорию лекарства! Очередной обман, либо уже преступление.

Вообще, «Эвалар» с самого своего возникновения ходит по грани закона. И речь в данном случае уже не о постоянных претензиях ФАСа по поводу нарушений в рекламе.

Совсем недавно вся Россия следила за гибелью сотни человек в Иркутской области, которые пили средство для ванн «Боярышник». Большое содержание непитьевого спирта, безакцизное производство, продажа из-под прилавка… Мало кто знает, что в истории «Эвалара» была похожая история, только в 2001 году. По аналогии с «Настойкой боярышника» компания целый год выпускала аналогичную «Настойку сабельника» для суставов и позвоночника. «В отличие от «Настойки боярышника» нашей настойкой действительно лечились, по ощущениям, сразу всей страной», — вспоминает Прокопьева в одном из интервью. Видимо также лечились, как и современными БАДами от «Эвалара».

В социальных сетях много отзывов о неэффективности эваларовских БАДов и об их качестве. Есть и такой: «В среде сотрудников предприятия уже давно известно, что качественные компоненты, используемые для получения сертификатов, в массовом производстве заменяются на китайские недоброкачественные сырьевые материалы, а поскольку производство закрыто для любого рода проверок, уличить «Эвалар» в подлоге практически невозможно». Правда иногда находят в БАДах «Эвалара» плесень и мышьяк. А сколько такой продукции в действительности – пока большой вопрос.

С откровенной циничностью Лариса Прокопьева некоторое время назад сказала: «Наше производство сертифицировано по GMP, производить лекарства или БАДы — для нас особой разницы нет. Пойдем туда, где будет прибыль».

Нужно признать: слова хозяйки компании не расходятся с делом. Семья Прокопьевых продолжает получать огромные прибыли, зарабатывая на обмане потребителей.

Источник