18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На прошлой неделе в материале информагентства «Регнум» редактор общественно-политического сайта «Что делать?» Валерий Савинков высказал свое мнение по факту начавшейся в изданиях «Сибирской медиагруппы» (СМГ) кампании по дискредитации губернатора Алтайского края. Господин Савинков в комментариях называет следующие возможные причины информационной атаки: 1) губернаторские амбиции владельца «СМГ» депутата Госдумы Александра Прокопьева; 2) защита интересов фармацевтической компании «Эвалар», как основы семейного бизнеса Прокопьевых.

Редакция сайта Doc22 считает необходимым высказать свою точку зрения по данной теме. Есть несколько моментов, которые заслуживают особого разговора.

Версия первая – губернаторские амбиции г-на Прокопьева. Вероятно, молодому депутату кто-то всерьез внушил, что он может в обозримом будущем возглавить целый регион. Дело нехитрое. Вокруг богатых и глянцевых олигархов всегда крутятся какие-нибудь советчики из числа мутных пиарщиков. Где деньги – там они и вертятся. Но здесь есть одно «но».

Вообще-то само по себе желание стать губернатором – деяние не наказуемое и даже в чем-то положительное. Но такое желание предполагает, как минимум, наличие у кандидата нескольких составляющих – адекватной программы развития региона на перспективу, опыта управления сложными экономическими и социальными структурами, поддержки на федеральном и региональном уровнях (в том числе местными бизнес-элитами), знание механизмов работы всей управленческой и представительной вертикали - от муниципального до федерального уровня. Претендент должен считать работу на посту руководителя региона абсолютным и безусловным приоритетом. Личных дел и бизнес-интересов на этом посту просто нет и не должно быть! И это далеко не полный список компетенций и ресурсов потенциального кандидата на губернаторское кресло в любом регионе нашей необъятной страны.

Исходя из вышесказанного, можно оценить реальные возможности бизнесмена Александра Прокопьева. У него в активе – второй созыв в качестве депутата Государственной Думы РФ и, формально, значительные финансовые ресурсы фармацевтической компании «Эвалар». В общем-то, все. Ни опыта руководства регионом, ни авторитета, ни необходимых знаний, ни политического рейтинга. Есть якобы желание, и – все! Вот если бы повернуть колесо истории страны вспять и вновь оказаться в конце 1990-х годов, то при учете фактора случайности Прокопьеву можно было бы и надеяться получить желаемое кресло. Однако в современной российской жизни такие фантастические сюжеты не имеют шансов на реализацию. Поэтому губернаторские амбиции 30-летнего Александра Прокопьева при таком раскладе – как известном анекдоте: «съест-то он съест, да кто же ему даст-то?».

Второй важный аспект – избирательная кампания депутатов Госдумы РФ в 2016 году в рамках Бийского избирательного округа, где как раз и баллотировался будущий депутат. Формально – нет проблем: по цифрам получилась убедительная победа. Однако есть небольшой осадок – процентные результаты несопоставимы с вложенными ресурсами. До начала избирательной кампании кандидатура Прокопьева рассматривалась как самая мощная и финансово обеспеченная. Выставлять какой-либо партии против такого кандидата своего серьезного оппонента – просто самим же и загубить его. Личные проблемы Прокопьева были хорошо всем известны. Общаться с разными людьми он может с трудом, но финансовые ресурсы «Эвалара» не перешибить никому. Последнее обстоятельство достаточно быстро подтвердилось активными слухами о бюджете избирательной кампании Прокопьева. Суммы назывались очень внушительные – до 100 млн. рублей. Такие средства на выборах в Госдуму в Алтайском крае еще никто никогда не тратил. При этом по ходу кампании не планировались слишком большие затраты на районные СМИ, агитационные материалы также выпускались в усеченном объеме, встреч с населением провели минимальное количество. Основные расходы пошли на широкую сеть агитаторов в каждом муниципалитете.

В таком контексте можно было прогнозировать победу на уровне 70-80% голосов по одномандатному округу. Серьезных соперников у него не было – это факт! Но что получилось? По проценту полученных голосов Александр Прокопьев не стал ожидаемым лидером госдумовской гонки по четырем краевым одномандатным округам. Оказалось, что бийский фармацевт в неофициальном соревновании победителей по одномандатным округам в Алтайском крае занял почетное третье место из четырех возможных. Со своими 36,55% голосов он проиграл заочное соревнование более скромным по своим бюджетным возмождностям Ивану Лоору (40,03%) и Даниилу Бессарабову (36,58%). И по объему внутренних проблем округа, и по качеству соперников Бийский избирательный округ (№41) существенно уступал и округу №39 (Бессарабов) и №42 (Лоор). Вот и получается, что первый экзамен на подтверждение амбиций на пост губернатора края Александр Прокопьев безнадежно провалил. Или все те же самые заезжие пиарщики раскрутили «Эвалар» на «большие бабки»? И где результат?

Третий ключевой момент – миф о неограниченности финансовых ресурсов «Эвалара». Нет сомнений в том, что фармацевтическая компания является одной из крупнейших в регионе и зависит не только от правильно построенного производственного процесса, но еще и от рекламы. На рекламу в телевизоре, газетах и соцсетях «Эвалар» тратит колоссальные средства. Что говорить – в компании нашлись мастера по проталкиванию неоднозначной в общем-то продукции.

Тогда почему же эксперты говорят о том, Александр Прокопьев пришел в Госдуму, чтобы защитить бизнес, и что это единственный вариант «Эвалара» удержать позиции на рынке? Вероятно, потому что главная продукция «Эвалара» и главная суть его доходов – это производство и продажа разнообразных БАДов. Пищевые добавки имеют растущий спрос, когда у населения есть излишки средств, которые можно тратить на предметы, не относящиеся к группе первой, второй и даже третьей необходимости. Но БАДы – это не лекарства. Поэтому, можно предположить, что, если у населения возникают какие-либо экономические напряжения, спрос на подобные товары закономерно снижается. И в таком положении любая компания неизбежно начинает испытывать трудности со стабильным притоком финансовых ресурсов. Поэтому самый дешевый вариант – получить необходимые средства либо из бюджета, либо из банков, но при поддержке бюджета. Но бюджет Алтайского края уже 11 лет как перестал быть кормушкой для авторов коммерческих проектов. На федеральном уровне в нынешней сложной экономической ситуации тоже никто не спешит выделить полмиллиарда рублей. Опять же – не те сегодня времена…

Когда речь идет о защите бизнеса, нужно понимать, что основные ресурсы компании «Эвалар» вложены в производство. Но, кроме производства, есть еще и другие активы, которые не могут себя полностью финансово обеспечить. Речь идет о медийных активах («СМГ»), которые приносят в основном убытки. Что-то вроде чемодана без ручки – и нести накладно, и бросить жалко. По некоторым оценкам, в прошлом году убытки по этой статье расходов составили у «Эвалара» от 10 до 40 млн. рублей. Дорогая медиаигрушка. Значит, контролируемые СМИ должны отработать поставленную задачу. Иначе зачем Александру Прокопьеву кормить «Политсиб.ру», «АиФ-Алтай», «Автограф», «КП-Алтай», «Банкфакс», ТВ «Наши новости», ТВ «Город», «Бийский рабочий» и многие другие издания, большой круг сетевых проектов. Может быть, крупнейший медийный олигарх Алтайского края наконец-то задумался об эффективности расходов на всю эту камарилью?

Конечно, можно предполагать, что главной причиной информационного обострения с краевыми властями является стремление Прокопьева и отдельных примкнувших к нему редакторов повысить рейтинг своих СМИ, увеличить их рекламную привлекательность. Но по факту получается, что на деле активизируются попытки давления на власть с использованием зачастую надуманные фактов и поводов. В такой ситуации заложниками становятся рядовые журналисты, которые участвуют в борьбе, но ради чего? Как всегда – в политических или экономических битвах страдает пехота, которая отрабатывает сформулированный заказ вне зависимости от того, знает ли она реальные причины этих действий или нет.

А теперь – самое главное. Журналисты и редакторы «СМГ» имеют право высказываться на любую тему. Пусть даже без учета мнения самой региональной власти. Но когда один из главных обозревателей медиагруппы Михаил Гундарин в минувший четверг обвинил налоговиков и региональную власть в заказном характере проводимых проверок, это уже явный перебор. Реплика Гундарина означает - маневры и дипломатия закончились, началась PR-бомбардировка. Только осознает ли безвозвратность таких действий, открывая огонь, сам г-н Прокопьев? Якобы «наезд налоговой» и якобы с подачи администрации – это очень серьезное обвинение, идущее вразрез с установками Президента. Нужно иметь железобетонные факты для таких обвинений. Правда, из мнения Гундарина не очень понятно – кто проверял, кого и за что? И были ли в действительности проверки? Если нет, то это очень грязный пи-ар.

Михаил Литвинов