18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В ситуационном центре Управления по труду и занятости Алтайского края состоялось итоговое совещание, посвященное итогам работы в 2009 году и основным задачам в сфере труда и занятости на 2010 год. С докладом выступил начальник УТЗН Игорь Бушмин.

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКЛАДА

начальника УТЗН  И.А. Бушмина

 

 


Об итогах работы управления Алтайского края по труду и занятости населения  в 2009 году  и основных направлениях работы на региональном рынке труда в 2010 году

 

 

 

1. Ситуация на рынке труда в Алтайском крае. Факторы, влияющие на его развитие общие итоги деятельности в 2009 году)

 

 

 

Деятельность Управления Алтайского края по труду и занятости населения  в 2009 г. была направлена на максимальное смягчение воздействия неблагоприятной  социально-экономической ситуации  на граждан и работодателей, обеспечение антикризисного управления процессами на рынке труда.

 

Если давать общую оценку, то, безусловно, многое из намеченного удалось. Нам удалось:

 

(1) в условиях повышенной неопределенности  правильно оценить риски на рынке труда;

 

(2)  привлечь в числе первых в стране необходимые  объемы средств из федерального бюджета на  мероприятия краевых целевых программ по содействию занятости и по снижению напряженности на рынке труда. Общий объем финансирования  составил  2 млрд.745 млн.700 тыс. рублей. 

 

(3) удалось минимизировать рост безработицы, поддержать доходы граждан,  и не допустить резкого  уменьшения числа рабочих мест  в базовых для края отраслях экономики. Все это, безусловно, является результатом  системных  антикризисных мер, проводимых в крае.

 

Напомню, что, по сравнению с апрелем 2009 года, на который  пришелся пик безработицы, численность безработных граждан  к концу 2009 года уменьшилась на 4 тысячи человек - с 60 тыс. 400  до 56 тыс.500 человек.    Это лучше, чем в благополучные  докризисные годы, когда численность безработных  достигала 61 тысячи в 2008 году и 76 тысяч безработных  - в 2007 году.

 

Всеми нашими программами и госуслугами было охвачено почти 360 тысяч человек;   Из них:  безработных и ищущих работу граждан- 222 тысячи.

 

К участию в краевых целевых программах было привлечено 5 тысяч работодателей. Программы осуществлялись во всех муниципальных образованиях края. В целом, в  ходе реализации  2-х краевых целевых программ  поддержан уровень занятости и доходов почти 107 тысяч граждан, в том числе более 39 тысяч работников, находящихся под риском увольнения. Благодаря программе  антикризисных мер1200 предприятий смогло выйти из кризиса и вернуться к нормальному режиму работы.

 

Различные виды поддержки от безработицы получили 152 тыс. 300 человек на общую сумму 1 млрд. 310 тыс. рублей.

 

 (4) Более чем в два раза, снизилась численность работников, которым задерживалась выплата заработной платы  - с 18тысяч 600 человек до 9тысяч. Это 0,8 % от численности занятых в экономике. Отсутствуют долги в бюджетной сфере, где занят каждый четвертый житель края. Количество организаций-должников уменьшилось с 48 в пик кризиса  (на 1 апреля 2009) до 25 (на 1 января 2010 г.). За год долги по оплате были погашены перед почти  20-ю тысячами  работниками, общая сумма выплат составила 178,3  млн. рублей.

 

(5) Еще одним значимым результатом является то, что  край в 2009 году сохранил лидерство  в Сибирском федеральном округе по темпам роста заработной платы.  Который составил - 110,6% (по статданным за 11 месяцев). Для сравнения  в СФО темпы роста составили  108,4 %, а  по России в целом – 108,3 %. В сельскохозяйственной отрасли  края обеспечен рост заработной платы на  125,5 % . 

 

Однако размер среднемесячной заработной платы в крае остается  ниже, чем в других регионах округа.  И в 2010 году  нам  всем вместе предстоит работать над этим.

 

(6) В 2009 году удалось завершить аттестацию рабочих мест  по условиям труда в 1 тысяче 300 организациях, обследованы свыше 48 тысяч рабочих мест, на которых занято 63 тысячи  работников. Это рекордное значение. В предыдущие годы  этот показатель был в  1,5 раза ниже.  Снизился производственный травматизм. За год на 26 человек уменьшилось количество работников, получивших тяжелые травмы на производстве, и на 24 работника меньше погибло при  выполнении трудовых обязанностей.

 

(7) Но самый главный результат нашей работы в 2009 году – это сохранение социальной стабильности в обществе. Этому  способствовала совместная, напряженная  работа с социальными партнерами:  работодателями, общественными организациями, в т.ч. самой массовой- профсоюзами, Пенсионным фондом, а также Прокуратурой, Государственной инспекцией труда, Налоговой службой, другими контрольными и надзорными органами и, конечно же, органами власти всех уровней.

 

Мне хотелось бы искренне поблагодарить всех вас за проделанную работу и надежное, оперативное взаимодействие. Рассчитываю на такое же взаимопонимание и в  2010 году.

 

                                         

 

Основные направления действий УТЗН и КГУ ЦЗН на рынке труда Алтайского края  (анализ  по направлениям деятельности)

 

 

 

Говоря о 2009 годе, я назвал бы его годом испытаний на прочность государственной службы занятости края.

 

Наша работа была направлена на реализацию  не одной, как раньше, целевой программы  «Содействия занятости населения», но и новой для края  программы  дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. А это двойная нагрузка, двойная ответственность на работников. 

 

Хочу поблагодарить за эту напряженную работу,  ответственное отношение к выполнению задач работников  управления  и Центров занятости населения.

 

В 2009 г. значительно возросло число обращений неработающих граждан в службу занятости  - до 176 тыс. человек. Кроме того, были оказаны государственные услуги еще 55 тысячам работников, находившихся под риском увольнения.

 

Для содействия занятости такого количества граждан, центрами занятости было обеспечено постоянное взаимодействие почти с 9-ю тыс. работодателей.   В базу данных включено 125 тыс. вакансий.

 

В итоге каждый второй обратившийся (или 86 тысяч человек) был трудоустроен. В том числе 30 тысяч граждан - на постоянные рабочие места.

 

Вместе с тем, замечу, что вакансий, заявленных в службу занятости было недостаточно, чтобы трудоустроить всех желающих. Ощущался дисбаланс спроса и предложения на локальных рынках труда территорий.  Со  своей стороны мы, в три раза  (до 57 тысяч) увеличили количество временных рабочих мест.

 

Последовательно проводилась работа по замещению иностранной рабочей силы местными трудовыми ресурсами.

 

Поэтому при формировании квоты на привлечения иностранных работников приоритет отдавался  иностранным работникам высокой квалификации  и  лишь при условии, что эти специалисты отсутствуют на краевом рынке  труда.

 

В результате по согласованию с краевыми отраслевыми управлениями квота   в 2009 году  была уменьшена в  5 раз по сравнению 2008 годом ( с 17 тысяч  700 человек до 3,5 тысяч человек) ,  в 2010 году эта практика продолжена – в квоту  на этот год вошли  1568 человек.

 

Еще раз обращаю внимание руководителей краевых Управлений, муниципальных органов власти и работодателей на необходимость в 2010 году сохранять и создавать новые рабочие места, особенно постоянные.

 

Социальная значимость проблематики  труда и занятости в условиях кризиса обусловила повышенное внимание к этой теме не только руководства страны и региона, депутатского корпуса,  но и представителей общественности, политических партий, средств массовой информации, отдельных граждан.

 

Край неоднократно отчитывался на федеральном уровне,  в  том числе    трижды  в ходе  видео селекторных совещаний  Правительства Российской Федерации, на межведомственной комиссии под председательством вице-премьера Правительства Александра Жукова, на совещании, которое проводил председатель Счетной палаты РФ Сергей  Степашин, специальных селекторах Минздравсоцразвития и Роструда. 

 

На краевом уровне вопросы  труда и занятости ежемесячно рассматривались на заседаниях антикризисной рабочей группы, возглавляемой Губернатором края А.Б. Карлиным, соответствующей подгруппе, которой руководит вице-губернатор Н.П. Черепанов, депутатскими объединениями.

 

Управлением   в 2009 году было подготовлено более 860 отчетов, докладов, информаций о ходе реализации краевых целевых программ, мерах по ликвидации долгов по заработной плате и повышению ее уровня и  по другим вопросам. Это в 3 раза  больше, чем годом ранее!

 

Специалисты УТЗН и ЦЗН принимали активное участие в «круглых столах», обучающих семинарах, прямых линиях с читателями краевых СМИ, Интернет-форумах,  регулярно организовывались пресс-туры, пресс-конференции.

 

В разы увеличилось информирование через местные СМИ. В 2009 году размещено 3975 материалов, издано 250 наименований раздаточных материалов (листовки, брошюры, буклеты и т.д.).

 

Расширилась аудитория информирования. В настоящее время служба занятости сотрудничает более чем со ста (100) печатными изданиями, 16-ю теле-радио каналами и информагентствами. По единому стандарту  налажено взаимодействие с  семи десятью (70) городскими и районными газетами. В них  ежемесячно выходит тематическая полоса центров занятости – «Рынок труда».

 

Кроме того, в рамках выполнения государственного административного  регламента,  был  оказан максимально возможный объем услуг по информированию.  Более 400 тыс. человек  и 14 тыс. работодателей смогли оперативно получить информацию о ситуации на рынке труда,  антикризисных мерах,  услугах службы занятости.

 

Улучшилось качество, оперативность и  доступность информации, она приближена  к месту проживания граждан. Сайт Управления получил статус официального и был нами  полностью обновлен.Информация о вакансиях, размещенная на нем, обновляется ежедневно, а новости - по нескольку раз в день. Как результат, посещаемость  сайта по сравнению с 2008 г. увеличилась в десятки раз.

 

Во всех  муниципальных образованиях размещены наружные информационные щиты, баннеры службы занятости с актуальными материалами. 

 

Кроме того, вне помещений центров занятости населения  размешено более 1400 стендов  с необходимой информацией.

 

По итогам 2009 года управление по труду и занятости населения возглавило рейтинг открытости среди 34 органов исполнительной власти Алтайского края.

 

Большое внимание в 2009 году уделялось полноте и качеству предоставления государственных услуг. Для удобства клиентов во всех  центрах занятости населения  края внедрено автоинформирование, электронное управление очередью, доступ в интернет. Установлены  информационные киоски (сенсорные терминалы) для самостоятельного поиска работы.  Воспользоваться такой услугой  в 2009 смогли также  25 тысяч посетителей  8 крупных торговых центров Барнаула. В 2010 г. для удобства поиска работы молодежью такие  информационные киоски  планируется  разместить непосредственно в крупнейших ВУЗах края. Дальнейшее развитие получит направление электронного предоставления услуг.

 

Оперативному информированию населения способствовали «горячие линии», открытые как в центрах занятости, так и общекраевая - на базе Барнаульского центра занятости. С их помощью  граждане и работодатели получили  в 2009 году свыше 82 тыс. консультаций. Еще 37 тыс. работодателей и граждан, ищущих работу, были  проинформированы в рамках ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Их было организовано более шести ста (600).

 

2009 г. была  усилена  работа в рамках активной политики занятости по следующим основным направлениям:

  • организация общественных работ и временной занятости;
  • профессиональное обучение и переобучение;
  • поддержка малого бизнеса и самозанятости;
  • адресная поддержка граждан, переезжающих для работы в другую местность;

 

 Кратко остановлюсь на каждом:

 

1.Самым значимым фактором снижения напряженности на рынке труда в 2009 г. стали общественные работы и временное трудоустройство. За счет них  удалось поддержать занятость и доходы  61 тысячи человек, в том числе более 34 тысяч работников, находившихся под угрозой увольнения. В  рамках этого направления были трудоустроены 3 тысячи граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке -  инвалиды, одинокие и многодетные родители; женщины, воспитывающие малолетних детей.

 

В 2010 году эта работа будет продолжена, мы планируем  организацию общественных работ и временной занятости для 20 тысяч человек. Кроме этого решен вопрос об оказании работодателям финансовой поддержки на оборудование специальных  рабочих мест для трудоустройства инвалидов. На них трудоустроятся 200 граждан, имеющих ограничения в труде.

 

2. Свою конкурентоспособность посредством профессионального обучения в 2009 г. повысили 11,5 тыс. человек. Из них 6600 человек из числа безработных граждан и 4900 человек  - из числа работников, находящихся под риском увольнения.  В первом случае, безработным предложены вакансии, во втором – работники   сохранили свою занятость.

 

Обучение велось в 156 учебных заведениях края. Что также способствовало сохранению  в них рабочих мест и развитию материальной базы. 

 

В 2010 году в рамках программы Дополнительных мер мы дадим возможность пройти опережающее обучение всем работникам в соответствии с заявками работодателей.

 

 3.Благодаря краевым целевым программам  в 2009 году  содействие в организации собственного дела получили  1350 безработных граждан , из них 1300 человек получили  стартовый капитал в размере 58 800 руб. каждый.  

 

80 процентов из них - это сельчане.

 

Этими предпринимателями было создано дополнительно 1400 постоянных и временных рабочих мест.

 

Важно то, что услугой смогли воспользоваться особые категории наших клиентов:

  • 262 человека –это молодые люди,
  • 83 человека, напрямую пострадавших от кризиса и уволенных по причине сокращения численности или штата,
  • 35 инвалидов,
  • 32 выпускника.

 

Получили развитие в крае такие виды предпринимательской деятельности как пчеловодство, растениеводство и овощеводство, разведение скота, предоставление услуг населению.

 

Важно, что обеспечена преемственность в поддержке начинающего бизнеса.  Благодаря нашей совместной работе с  Управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в 2009 г. гранты  краевой Администрации  получили  19 начинающих предпринимателей из числа бывших безработных.

 

С учетом важности и восстребованности  этого направления по согласованию с муниципалитетами  на 2010 год в программе  Дополнительных мер в 3 раза  (до 4950 человек) увеличена  численность безработных граждан, которым будет оказана государственная поддержка на  организацию малого бизнеса в размере 58800 рублей.  Хорошим стимулом  для этого будет финансирование на эту же сумму каждого дополнительного рабочего места, созданного предпринимателем.

 

Это позволит в 2010 году  перейти к более сложным видам бизнеса и кооперации.  

 

4.  В  2009 году жителям края  была предложена новая возможность для  занятости – это оказание адресной поддержки  для переезда  в другую местность с целью трудоустройства.  В рамках программы «Дополнительных мер…»  ею воспользовались около 1тысячи человек.  

 

В том числе  687 человек были трудоустроены за пределами края. Для этого Управлением были установлены связи с Новосибирской и Сахалинской областями, Камчатским краем, Ханты-Мансийским автономным округом.

 

Это направление работы не является особо востребованным, поэтому в 2010 году мы планируем оказать поддержку не более 200 гражданам.

 

5. Большое внимание в 2009 г. было уделено профессиональной ориентации граждан. Из 65 тысяч человек, получивших эту услугу- половина молодые люди.  

 

За психологической поддержкой обратилось 3-и тысячи безработных граждан. Психологами  службы занятости им оказана профессиональная помощь. Важной частью нашей работы  в 2009 году стало проведение в организациях предувольнительных консультаций. Этой услугой воспользовались 13 тысяч  граждан.

 

6. Практически каждый третий гражданин, обратившийся в службу занятости в 2009 году, относился к категории испытывающих трудности в поиске работы: это инвалиды, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и другие.

 

Подчеркну, что   эти люди особо нуждаются в нашей поддержке и, конечно же, получают ее. В результате за год было трудоустроено около 40 тысяч граждан данной категории, направлено на профессиональное обучение – около 2 тысяч.

 

Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что, несмотря на кризисные явления, трудоустроено на условиях постоянной и временной занятости около 2000 граждан, относящихся к категории инвалидов. Этому способствовали тесные контакты с общественными организациями  инвалидов.

 

7. Особое  внимание в 2009 году уделялось трудоустройству молодежи и выпускников учебных заведений профессионального образования. Это направление реализуется совместно службой занятости, муниципалитетами, управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, учебными заведениями профессионального образования и работодателями. 

 

В регионе по данной теме состоялось заседание  двух координационных советов Сибирского федерального округа. Проведенная Управлением работа по организации мероприятий получила высокую оценку, и мы также благодарны управлению по образованию и делам молодежи за активное участие в этом. 

 

Подчеркну, что выбор  Алтайского края, как площадки для обсуждения  проблем трудоустройства выпускников был не случайным.  У нас даже  в сложном 2009 году не снижены показатели  трудоустройства этой категории  молодежи.  Кстати, в прошлом году впервые  была организована стажировка для 1190 выпускников.

 

В 2010 году объемы стажировок будут сохранены. Впервые службой занятости будет оплачиваться  труд наставников.

 

8. Хочу подчеркнуть актуальность работы по профориентации  и трудовому воспитанию молодежи в рамках акции «5-я трудовая».

 

В первую очередь, работа была предоставлена  подросткам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

 

Замечу, в 2009 году «5-я трудовая» окончательно оформилась в краевое подростковое движение с девизом «Мой труд вливается в труд моего края»,  с собственной атрибутикой: флагом, значком, формой. А также торжественной церемонией ее открытия и закрытия, конкурсами профессионального мастерства, акциями  и мероприятиями.

 

Всего при содействии службы занятости в свободное от учебы время  было трудоустроено  почти 32 тысячи   подростков.

 

Необходимо сделать все, чтобы  и в 2010 году дать возможность поработать  не меньшему количеству наших детей.

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

В  Конституции Российской Федерации записано, что наша страна – это социальное государство,  политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это достигается, в том числе и эффективной занятостью, которая обеспечивает  достойный  заработок,  сохранение здоровья, рост благосостояния, образовательного и профессионального уровня каждого работника на основе роста общественной производительности труда.

 

Поэтому органы власти и общество в целом никогда не снимают этот вопрос с повестки дня, идет постоянный диалог в рамках социального партнерства.

 

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что эффективность занятости является результатом проведения активной политики занятости и регулирования рынка труда, взаимодействия основных социальных институтов.

 

Наряду с реализацией мер прямого управления рынка труда в крае созданы механизмы регулирования через систему договорных с участниками этого рынка в формате социального партнерства либо частно-государственного партнерства.

 

Для  этого последовательно были приняты  5 соответствующих постановлений Администрации края. В качестве базовых  являются постановления «…. о проведении социальной экспертизы краевых программ, инвестиционных проектов, соглашений о социально-экономическом партнерстве …  в части их влияния на  создание и сохранение рабочих мест и занятость населения Алтайского края»  и  постановление «О повышении социальной  ответственности работодателей Алтайского края».

Ими определена система государственного протекционизма и поддержки участников рынка труда с социально - ответственным поведением.

 

Между управлением и администрациями городов и районов заключены соглашения о совместных действиях по формированию в крае института социально-ответственных работодателей.

 

В 2009 году было заключено 7 соглашений о сотрудничестве с краевыми структурами: управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры,  Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (2 соглашения), Управлением Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю,  Государственной инспекцией труда в Алтайском крае. Продолжает реализовываться соглашение с Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю. 

 

В 2009 году 55 работодателей были признаны социально-ответственными. Работа эта в 2010 году получит свое развитие.

 

Процитирую Губернатора Алтайского края  А.Б. Карлина, он сказал «Социальная ответственность должна стать основой деятельности предпринимательского сообщества».

 

Основным звеном в решении социально-значимых проблем в 2009 году  была краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В ее составе функционируют рабочие группы по вопросам оплаты труда и по вопросам охраны труда и производственной безопасности.

 

В условиях проявления кризиса возросла актуальность вопросов достойной заработной платы, ее своевременной выплаты, соблюдения норм охраны труда.

 

В 2009 году по всем этим позициям отмечены изменения в лучшую сторону.

 

В прошедшем году проведено 18 заседаний рабочей группы по вопросам оплаты труда, в том числе 5 - в формате видеоконференции. Заслушаны отчеты глав или заместителей глав  39 районов и городов края и 103 руководителей и собственников организаций. Позитивная динамика снижения задолженности по заработной плате в 2009 году имела место в 45 муниципальных образованиях края.

 

В результате совместной работы с органами надзора и контроля 19 руководителей организаций - должников дисквалифицированы.

 

Для края актуальным является выплата долгов предприятиями-банкротами. На них приходится  более 94 млн. рублей или 61 % от общей суммы долга. Управлением подготовлена соответствующая законодательная инициатива по привлечению к ответственности за невыплату заработной платы собственников организаций и антикризисных управляющих. Она была впервые озвучена Губернатором и одобрена в рамках совещания, которое прошло в крае с участием Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки.

 

По состоянию на 1 января 2010 года долги остаются в 10 районах и 3 городах. Более 91 % долга приходится на 5 предприятий Барнаула, Бийска и Рубцовска. Среди районов наибольшие суммы – в Баевском и Благовещенском районах.

 

Несколько слов о наших действиях в направлении повышения размера заработной платы. В сложившихся условиях, в целом, показатели, установленные на 2009 год в плане социально-экономического развития Алтайского края, выполнены.Средняя заработная плата в ноябре 2009 года достигла 11 тысяч 193 рублей. На величину средней заработной платы объективно сказывается высокая доля занятых в сельскохозяйственном производстве. В 2009 году здесь средняя заработная плата составила немногим более 6 тысяч 700 рублей или почти в 2 раза ниже средней по краю.

 

Резервы для повышения заработной платы имеются именно в этой отрасли. В  том числе за счет легализации натуральной оплаты и наведения порядка в учете фактически отработанного времени. Это одна из актуальных задач, несмотря на то, что по информации местных органов по труду  из 3 тысяч работодателей, заслушанных на рабочих группах, 70 процентов  повысили заработную плату своим работникам.

 

а) Для решения проблемы повышения уровня оплаты труда на краевом уровне в новой редакции принято постановление Администрации края «Об утверждении Положения об оплате труда руководителей краевых государственных унитарных предприятий Алтайского края». Новизна  в том, что размер заработной платы  руководителя поставлен в прямую зависимость от изменения средей заработной платы по предприятию и конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности.Мы полагаем, что такой же подход будет распространен и на муниципальном уровне.

 

б) Положительный результат дало принятое в крае решение о предоставлении организациям государственной поддержки только при условии выплаты ими заработной платы не ниже , чем  в среднем по отрасли или краю.

 

в) В бюджетной сфере хорошую прибавку получили учителя школ, в результате перевода на новые системы оплаты труда. Их средняя зарплата в 2009 году выше, чем в сфере производства ( 11 тысяч рублей).

 

Вместе с тем острота проблемы повышения заработной платы сохраняется. Для ее решения в реальном секторе экономики Управлением внесено предложение о принятии регионального МРОТ, величина которого выше 4 330 рублей и дифференцируется по основным профессионально-квалификационным группам.

 

Обращаюсь к социальным партнерам с просьбой поддержать нашу инициативу и сработать, как единая команда.

 

В Алтайском крае особое внимание уделяется трудоохранной работе.

 

Принято и реализуется краевая целевая программа «Улучшение условий и охраны труда».  На 2010-2012 годы в краевом бюджете затраты на ее финансирование увеличены в 3 раза-до 1,5 млн. рублей.

 

В 2009 году в крае  успешно продолжалось формирование 4-х уровневой модели управления охраной труда: безопасное рабочее место, безопасное предприятие, безопасная территория и безопасный регион.

 

Государственный сертификат безопасности труда как показатель наивысшей степени социальной ответственности работодателей в области охраны труда. в крае уже имеют 458 организаций.  В том числе в 2009 году обладателями государственных сертификатов стали  55 работодателей.

 

Мы прекрасно понимаем, что полностью  исключить влияние вредных факторов на работника не возможно. И ставим задачу их минимизировать, создать действенную систему управления рисками. Аттестация рабочих мест -  главный инструмент  выявления, оценки и контроля  таких рисков.

 

В территориальном разрезе лидерские позиции по аттестации рабочих мест удерживают: ЗАТО Сибирский, Ребрихинский, Шелаболихинский, Благовещенский, Топчихинский районы, города Белокуриха, Заринск, Новоалтайск.

 

Несмотря на рекордно высокие в 2009 году темпы проведения аттестации, 2/5 ( две пятых) работников в крае трудятся на рабочих местах, не прошедших аттестацию. Поэтому в 2010 году предстоит напряженная работа по улучшению этого показателя.

 

Не  менее  значимым является обучение по охране труда.  По закону каждый руководитель и специалист, отвечающий за охрану труда, обязан  проходить обучение не реже 1 раза в 3 года.  В 2009 году за счет  средств работодателей  было обучено более 16 тысяч  человек  или  почти на 3 тысячи  больше 2008 года. Однако, это не повод для успокоения, так как  закон выполнен только на 85% (нужно было обучить не менее 19 тысяч человек).  

 

Тактическая задача по данному направлению деятельности - обеспечить безусловное соблюдение законодательства и оказать государственную услугу высокого качества.  Стратегическая задача – сохранить работникам жизнь и здоровье.

 

Еще одна важная тема – профессиональное обеспечение охраны труда. Нам удалось в 2009 году существенно продвинуться вперед. По данным отделов по труду штатные специалисты по охране труда уже есть в 94% организаций. В 2008 году этот показатель составлял 74 %.

 

Задача 2010 года достичь 100 % (процентного) показателя во всех территориях, как этого требует закон.

 

            Следующее направление, требующее постоянного повышенного внимания - это увеличение работодателями финансирования  мероприятия по сохранению здоровья работников.

 

Положительную динамику по этому показателю мы имеем  с 2002 года. В прошлом году в целом по краю мы перешли порог в четыре тысячи рублей (4027 рублей).     

 

Еще одна задача на 2010 год - это повышение экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

 

Состояние дел нас не устраивает. Потому, что в 2009 году только два с половиной десятка работодателей получили скидки к страховым тарифам в размере 40%. Правом на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников воспользовался лишь 431 работодатель. Эти показатели могут быть в разы выше.

 

 

 

Контроль исполнения переданных полномочий, государственных гарантий и законных прав граждан в сфере труда и занятости 

 

В 2009 году  Управлением по труду и занятости населения проводилась системная работа, направленная на безусловное обеспечение законных прав и гарантий граждан в социально - трудовой сфере.

 

В этих целях управлением тесно взаимодействовало с органами контроля и надзора. При выявлении нарушений в сфере труда и занятости населения служба занятости  в оперативном порядке сообщает о них в эти органы. За год было направлено   419 письменных обращений.

 

В связи с необходимостью погашения долгов по заработной плате значительный массив  писем  был направлен в администрации городов и районов – 219, руководителям организаций, арбитражным управляющим и  собственникам имущества организаций  - 70 писем, 39 раз мы обращались в краевые управления. Проведено 97 внутренних проверок деятельности центров занятости и восемнадцати работодателей по выполнению законодательства о занятости.

 

Как эффективное мы оцениваем  взаимодействие с  отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю, с  правоохранительными  и судебными органами по выявлению фактов незаконного получения гражданами пособий по безработице, пенсии по старости, назначенной досрочно. В результате  совместной работы за год в бюджет были возвращены существенные  средства (2,4 млн. руб.).

 

В то же время  контролирующими органами в течение года  проведена 131 проверка соответствия деятельности самой службы занятости  требованиям законодательства.

 

Завершая свое выступление, проинформирую, что в 2010 году  на осуществление  полномочий  по реализации государственной политики занятости и мероприятий  по снижению напряженности на рынке труда в регион будет привлечено финансовых средств  2,8 млрд. рублей , что больше чем в 2009 году.

 

Реализация всех мероприятий позволит создать почти 5 тысяч постоянных рабочих мест и сохранить свыше 40 тыс. действующих рабочих мест.

 

Это существенный вклад в поддержание занятости  жителей края. По оценкам Управления при стабильном состоянии экономики к концу года численность и уровень регистрируемой безработицы будут снижены.

 

Подчеркну, что для этого нам  всем предстоит напряженно и эффективно потрудиться.