1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
1,8 миллиарда рублей вложили в строительство и капитальный ремонт в Алтайском крае
Ситуация на рынке труда Алтайского края стабилизировалась. По данным мониторинга, проводимого региональным управлением по труду и занятости населения в режиме он-лайн, позитивные изменения стали проявляться еще в апреле и продолжается по сей день. Однако расслабляться рано…
О том, что впереди нас ждет новая волна сокращений, сказал на совещании заместителей глав муниципальных образований края начальник регионального управления по труду и занятости населения Игорь Бушмин. К сегодняшнему дню более 300 организаций края заявили о планируемом сокращении штата общей численностью более 7 тыс. человек. Бушмин предполагает, что до реального увольнения дойдет, скорее всего, в половине случаев. Но и это – серьезная проблема, которую нужно незамедлительно решать. Лучше – до того момента, когда люди окажутся за воротами своих предприятий. Возможности помогать гражданам, потерявшим из-за кризиса работу, у властей есть. Достаточно сказать, что хорошо финансируется краевая целевая программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году». И эта программа, направленная на содействие людям в поиске работы, в крае не единственная. Одна из основных контрмер – опережающее обучение востребованным профессиям. Работник еще не уволен, он только получил уведомление (или же серьезно опасается потерять работу, так как видит, в какой ситуации находится его предприятие), а его уже готовы обучать другой специальности. Вопросы переобучения находятся в ведении государственной службы занятости и регионального управления по труду и занятости населения. «Дополнительные меры…» дали результат. Число официально зарегистрированных безработных снизилась на 10 % и составляет сегодня 54,2 тыс. человек. Государственная биржа труда располагает 12,7 тыс. вакансий. 228 предприятий, пострадавших от кризиса в первые, самые трудные месяцы, уже вошли в обычный ритм работы, перейдя на полную рабочую неделю. К ним относятся «Алтай-кокс», цементный завод в Заринском районе, Барнаульский ремонтно-инструментальный завод, бийский спиртзавод, предприятия «Алтайавтодора» и многие другие. На 5 тыс. сократилось и число работников, находящихся в вынужденном простое или переведенных на неполную рабочую неделю. Теперь таких остается 43 тыс. человек. - Улучшение ситуации на рынке труда надо оценивать как краткосрочную передышку, - считает Игорь Бушмин. – Макроэкономические процессы улучшаются не так динамично, как хотелось бы. В июле и сентябре 314 предприятий планируют освободить 7529 работников. Из которых 77 % пройдут по процедуре массового сокращения. Наиболее крупные сокращения заявили «Алтайский трактор», Барнаульский вагоноремонтный завод, Барнаултрансмаш, «Алтайвагон». Однако, исходя из практики предыдущих месяцев, далеко не все работники в итоге теряют работу, примерно половина остается на своих рабочих местах. К зонам риска относятся четыре отрасли – промышленность, строительство, сельское хозяйство и ЖКХ. К основным рискам в реальном секторе экономики можно отнести пять моментов, влияющих на социальную напряженность в обществе. Чего нельзя допустить, а если это все же произошло, в максимально сжатые сроки восстановить? Во-первых, сокращения официальной занятости населения, роста уровня регистрируемой безработицы и формальной занятости, снижения уровня эффективности занятости. Во-вторых, - снижения доходов граждан, необоснованного введения в организациях механизма неполной занятости, сокращения выплат социального характера и затрат на персонал в целом. В-третьих, - невыполнения или снижения обязательств работодателей перед работниками, в том числе с нарушением трудового законодательства. Что, как правило, сопровождается увеличением долгов по зарплате, ростом количества несчастных случаев на производстве, возникновением коллективных трудовых споров. По мнению Бушмина, это может привести к существенной деформации системы социально-трудовых отношений. В-четвертых, нельзя допускать увеличения диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, что при низком уровне трудовой мобильности граждан ведет к формированию очагов застойной безработицы и еще большей дифференциации городов и районов края по уровню безработицы. В-пятых, следует воспрепятствовать уменьшению возможности трудоустройства для ряда социально-демографических групп населения, таких, как инвалиды, не имеющие опыта работы выпускники учебных заведений, женщины, имеющие малолетних детей. Позиция государства и регионов в вопросах трудоустройства граждан определена предельно четко. Сегодня проводится социально ориентированная политика, направленная на защиту интересов каждого конкретного человека. Для справки: на начало года максимальное пособие (4900 рублей) получали 6,5 процента безработных, на 1 июня – 13,3 %, минимальное (781 рубль) – 69,9 %, сегодня - 72,4 %. Размер минимального пособия увеличен до 850 рублей. Расширен перечень получателей максимального пособия. Теперь нет разницы, уволен ты по сокращению, по собственному желанию или по согласованию сторон. Все организации при решении о введении на предприятии неполной занятости должны в трехдневный срок сообщить об этом в государственную службу занятости, а работники этих организаций считаются находящимися под риском увольнения. А вся информация об изменениях в федеральном законе о занятости - с комментариями к ним - размещена на официальном сайте Управления по труду и занятости населения.
- Нужно усилить регулирование процессов, происходящих на рынке труда, - считает Игорь Бушмин. – В их основе должно быть формирование у работодателей социально ответственного поведения. Пример: если работодатель, несмотря на воздействие кризиса, продолжает исправно платить налоги и зарплату, создает на предприятии общественные и временные рабочие места, только бы не увольнять работников – такой работодатель вправе рассчитывать на определенные преференции. Мы должны ему максимально помочь пережить сложный период. Государственная политика на рынке труда реализуются сегодня в двух дополняющих друг друга направлениях. Это, во-первых, содействие занятости через государственную службу занятости, которая направлена на защиту граждан от безработицы. И экономическая политика в интересах трудоустройства населения, которая направлена на сохранение существующих и создание дополнительных рабочих мест, на повышение эффективности занятости. Муниципалитеты могут и обязаны добиться системности в такой работе. - Примерами такого, грамотного и эффективного подхода мы пока не располагаем, зато есть факты нарушения трудового законодательства, что недопустимо в принципе. Контроль необходимо ужесточать. В ближайшее время будут более четко обозначены критерии социальной ответственности работодателей и местной власти, -предупредил Бушмин. Алтайский край - единственный регион на территории от Урала до Дальнего Востока, где начато проведение социальной экспертизы ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов, а также иных нормативных правовых актов, предусматривающих оказание предприятиям господдержки из бюджета края. Задача экспертизы – оценить степень влияния каждого бизнес-проекта на рынок труда, оценить степень социального эффекта в результате оказанной поддержки. Бушмин предложил муниципалитетам незамедлительно включиться в эту работу. Местной власти рекомендовано активнее привлекать профсоюзы, прокуратуру, главное, чтобы дело спорилось.
|