18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Реструктуризация сети образовательных учреждений Алтайского края – процесс этот обществом вопринимается неоднозначно. Противники реструктуризации считают: закрытие школы приведет к самоликвидации села, люди разъедутся. Так ли это? Кто прав – общественники или чиновники от образования?

  

В Управлении Алтайского края по образованию и делам молодежи признают, что реструктуризация, как любой процесс в социальной сфере, проходит очень сложно. Но подчеркивают при этом, что оптимизация образовательной сети идет по всей стране. Реструктуризация имеет свои плюсы и минусы, а в Алтайском крае требует особого регулирования – из-за преобладания сельской территории, сельских школ. В крае реструктуризация школьной сети проводится уже три года.

 

По мнению заместителя начальника Управления по образованию и делам молодежи Юрия Абдуллаева, в пользу реструктуризации можно назвать по крайней мере три объективные причины. Во-первых, продолжающееся снижение численности школьников. В 2009 году – на 1 тысячу учащихся. Вторая причина – экономическая. В нынешней ситуации, обусловленной глобальным кризисом, муниципалитеты вынуждены гораздо эффективнее использовать имеющиеся средства. Но главная причина, почему реструктуризация идет и будет завершена в 2011 году, - это обеспечение доступности и качества образования.

 

- Когда бываешь в маленьких сельских школах, понимаешь, что во многих из них о современном качественном образовании говорить очень сложно, - считает Абдуллаев.

 

Ход реструктуризации образовательной сети был рассмотрен на краевой совещании глав муниципалитетов, которое проводил заместитель губернатора Борис Ларин.

 

Что дает реструктуризация? Первое – концентрируются ресурсы, и это позволяет улучшить материальную и методическую базу. Во-вторых, за счет концентрации ресурса улучшается кадровое обеспечение образовательного процесса. Как говорится – качество школ не может быть выше качества (то есть, профессиональной подготовленности) учителей. Кроме этого, новые экономические механизмы создают условия для оптимизации расходов на образование.

 

Чтобы предупреждать возникающую социальную напряженность, управление разослало главам муниципалитетов письма с предложением плана-графика реструктуризации  и четкими методическим рекомендациями – что, как, в какие сроки и что в результате? Более того, управление привлекает общественность к участию в реструктуризации школ. По мнению Абдуллаева, большинство конфликтов, потоки обращений граждан связаны в первую очередь с недостаточной разъяснительной работой администраций муниципальных образований среди общественности о необходимости принятия тех или иных решений.

 

В соответствии с законами «Об образовании» и «Об обеспечении прав и защите детей» любое мероприятие по реорганизации учебного заведения должно, во-первых, предваряться экспертным заключением, в которых должны быть глубоко проработаны возможные риски, как отрицательные, так и положительные.  Во-вторых, нужно иначе, считают в Управлении, подбирать состав экспертной комиссии. Абдуллаев считает, что экспертная комиссия не должна состоять преимущественно из чиновников, как это сейчас, так как это снижает доверие населения к экспертному решению. Управление по образованию предложило главам муниципалитетов активнее включать в экспертную комиссию представителей профсоюзов, общественных организаций и, конечно, родителей.

 

- Решение о закрытии школы может принять только сельский сход, - подчеркивает Абдуллаев. – Но никто с населением предварительно не работает, никто не общается с группами, которые против. В итоге на сход приходят, как правило, одни пенсионерки. И первым вопросом на сходе зачастую стоит выбор пастуха, и только после выносится вопрос о реструктуризации школы. Да, бабушки против закрытия школы. При этом начинаешь спрашивать, и выясняется, что никакие внуки у этой бабушки в школе не учатся, и сама она лет 30 в школу не заходила, но все равно она – против.

 

Что дала реструктуризация? По данным Управления, результаты хорошие. Доля школьников, которые обучаются в современных условиях, выросла с 35 до 70 %. Конечно, в значительной мере повлиял нацпроект, но и укрупнение школ оказало свое позитивное действие. Второй результат – значительно увеличилось количество учащихся, имеющих доступ к предпрофильному и профильному образованию. В малокомплектной школе это было бы невозможно. Выросло число школьников, получающих образование повышенного уровня – в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением тех или иных предметов.

 

В 2010 году планируется реструктуризировать 87 образовательных учреждений, из них 81 – сельские школы. Из городских – 5 в Барнауле и одна в Рубцовске. В прошлом году реструктуризацию прошли 159 школ, в этом – на 55 % меньше.

 

- Типичной ошибка, к которой приводит нежелание местной администрации вести разъяснительную работу, - Западноугловская школа Ключевского района, - приводит пример Абдуллаев. - Общественность возмутилась – не дадим закрыть школу. В самой школе 5 учителей в резиновых сапогах, ученики все троечники. И «благодаря» топорной, непродуманной работе муниципалитета люди вмешались и запретили проводить реструктуризацию. Сегодня с этой школой очень много проблем. Качества образования она никакого не дает, и сегодня уже все понимают, что дальше в таком виде эта школа существовать не должна. Но подступиться к ней, после всего произошедшего, сегодня просто боятся.  

 

Еще одна проблема – отсутствие во многих муниципальных образованиях планов по развитию образовательной сети. В муниципалитетах не задумываются, какой будет школа в 2015-2020 году. Между тем сегодня есть статистические данные, на основе которых можно составить стратегический прогноз, опираясь, например, на данные увеличения или сокращения численности детей.

 

Реструктуризация идет повсеместно, но жалобы поступают далеко не отовсюду. Совсем не жалуются Алтайский, Егорьевский, Заринский, Зональный, Родинский, Славгородский, Табунский, Тогульский, Тюменцевский, Хабарский районы. Там что, «затюканные» люд живут? Или все же информированные? Эти районы сегодня существенно продвинулись в обеспечении современных условий образования.

 

- Процесс реструктуризации будет продолжаться, - проинформировал глав муниципалитетов края замначальника Управления. - Наша общая стратегия – учреждение образования подергается реструктуризации не с целью экономии средств. Главное – обеспечить современно качественное образование.

 

P.S. В крае 400 малокомплектных школ, которые никогда не смогут быть подвергнуты реструктуризации, так как в тех местах невозможно организовать подвоз школьников.  


 

Борис Ларин:

 

- Вокруг этой темы много популизма разводится. Несколько примеров. В одном селе на сходе больше всех против реструктуризации школы выступала женщина, которая сама, как выяснилось, возит детей в другое село, где школа посильнее. Некоторые общественные деятели ездят на «лексусах» и ищут своим детям гимназии – где более качественное образование, где директор получше и пожестче, где дисциплина и порядок, где питание лучше. При этом шумят-то как против реструктуризации! Они вообще сельскую школу хоть раз видели?.. Чему можно научить в школе, где 5-10 учеников, где предметы совмещаются. Как потом ребенку, когда он вырастет, старшеклассником станет и начнет все понимать, как нам, взрослым, им в глаза-то смотреть?  А он спросит: почему я не получил хорошее образование, как другие?