Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Среднемесячная заработная плата в Алтайском крае достигла почти 52 тысяч рублей
Медпункт на селе подчас является единственным учреждением здравоохранения, реально доступным местным жителям. Чтобы добраться до городской поликлиники или районной больницы, деревенским пенсионерам приходится вставать ни свет ни заря — расписание и регулярность движения автобусов в селах оставляет желать лучшего. Во многих сельских населенных пунктах района для оказания медпомощи существуют так называемые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы). В них жители могут получить первую медицинскую помощь, а для населения отдаленных населенных пунктов ФАПы являются зачастую единственно доступным учреждением здравоохранения. Сегодня ФАПы переживают свое второе рождение и возвращают себе статутс реальной площадки сохранения здоровья в сельской местности. Как заявили в Главном управлении Алтайского края по здравоохранению, разговоры о свертывании сети ФАПов, сокращении их финансирования не имеют под собой никакой основы. Более того, в 2009 году средств из бюджета на содержание и развитие ФАПов будет выделено значительно больше. Что и говорить, одной из основных проблем оказания качественной медицинской помощи на селе долгое время было состояние фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП). Зачастую имея устаревшее или изношенное медицинское оборудование, располагаясь в неприспособленных помещениях, они не могли в полном объёме выполнять свои задачи. Несколько лет назад было решено радикально изменить положение дел в низовом звене системы здравоохранения края. Удалось не только полностью сохранить сеть сельских лечебно-профилактических учреждений, но и не допустить снижения доступности первичной медико-санитарной помощи. Конечно, произошла естественная реструктуризация сельских медицинских учреждений: сократилось количество участковых больниц и врачебных амбулаторий, которые были преобразованы в ФАПы. Связано это в первую очередь с уменьшением численности обслуживаемого населения и длительным отсутствием специалистов в этих учреждениях. В соответствии с федеральным законом № 131 в 24 сельских районах края полномочия по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению, проживающему в сельских поселениях, сосредоточены на уровне ЦРБ. В остальных районах полномочия по содержанию и развитию сельских амбулаторий, участковых больниц и ФАПов, услугам связи, доставке экстренных больных делегированы администрациям поселений с передачей соответствующих субвенций. Кардинальное изменение в отношении к «сельским пунктам здоровья» произошло в 2006 году. В течение этого года все алтайские ФАПы были оснащены фельдшерскими наборами за счет средств краевого бюджета. И это несмотря на то, что фельдшерско-акушерские пункты не входят в систему обязательного медицинского страхования и полностью финансируются в соответствии с ФЗ № 131 муниципалитетами. В 2008 году без учета средств нацпроекта «Здоровье» на содержание ФАПов планировалось направить127,7 млн. рублей, предварительный план на 2009 год составляет 140,5 млн. рублей. Основным условием сохранения сети учреждений сельского здравоохранения является своевременное лицензирование лечебно-профилактических учреждений и их подразделений: участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Проблема лицензирования является одной из наиболее значимых для здравоохранения села и требует значительных финансовых затрат. Но и она решается. Так, в 2007 году на подготовку и проведение лицензирования органы местного самоуправления сельских муниципальных районов затратили 69,7 млн. руб. По состоянию на 1 декабря 2008 года не имели лицензии на оказание первичной медико-санитарной помощи только девять фельдшерско-акушерских пунктах из 930. А ещё 1,5 года назад были нелицензированы практически все (!) ФАПы. Следует учесть, что объем средств, израсходованных на предлицензионную подготовку и лицензирование, значительно меньше финансовых потерь муниципальных районов при безлицензионной деятельности. Главным управлением по здравоохранению совместно с муниципалитетами проведен детальный анализ состояния материально-технической базы врачебных амбулаторий, участковых больниц и ФАПов. При этом информация сопоставлялась с данными о численности обслуживаемого населения и расстоянии до базовой ЦРБ. Без такого анализа невозможна оптимизация системы здравоохранения алтайского села, организации его максимально эффективной работы в интересах населения. По итогам изучения сделаны выводы, что исходя из материально-технического состояния, нецелесообразно вкладывать средства в ремонтные работы в 24 участковых больниц, 80 сельских врачебных амбулаторий и 182 фельдшерско-акушерских пунктов. Правда, это вовсе не означает, что эти учреждения сельского здравоохранения будут закрыты. А вот в Ельцовском, Калманском, Кулундинском, Родинском, Советском, Усть-Калманском и Шипуновском районах ситуация выглядит благополучно. Кстати, для дальнейшего развития сельского здравоохранения завершается разработка типового проекта по модульному строительству ФАПов с привлечением потенциала строительной отрасли края. Это значит, что вместо неприспособленных, изношенных помещений появятся новые современные объекты, оснащенные всем необходимым оборудованием и инструментарием. Постепенно решается проблема и кадрового обеспечения фельдшерско-акушерских пунктов. Так, из 930 фельдшерско-акушерских пунктов неукомплектованы средним медицинским персоналом лишь девять. В последние два года на развитие здравоохранения края направлены значительные материальные и финансовые ресурсы. Так, за 11 месяцев 2008 года выплаты фельдшерам из федерального бюджета по приоритетному национальному проекту «Здоровье» составили 89,8 млн. рублей на скорой медицинской помощи и ФАПам - 55,8 млн. рублей. Однако, надо признать, что кадровая проблема ФАПов, как, впрочем, и всего сельского здравоохранения по-прежнему сохраняет свою остроту. О действенности уже предпринятых краевыми властями мер для качественных изменений в сельской медицине свидетельствуют позитивные изменения в демографической ситуации в Алтайском крае. В текущем году продолжилась тенденция снижения общей, преждевременной и младенческой смертности, кроме того, выросла рождаемость и, как следствие, значительно сократилась естественная убыль населения. ФАПы, несмотря на свое скромное положение, играют в этих процессах неоспоримо важную роль первичного звена всей системы здравоохранения края. |