Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Начиная с 2006 года, в крае ликвидировано более 500 несанкционированных свалок бытового и промышленного мусора. Но свалки обладают особенностью появляться вновь. И не важно где. Лишь бы не под ногами. Но с 1 января стихийным свалкам придет конец. Они запрещены на самом высоком уровне, ужесточаются санкции в отношении нарушителей закона. Узаконенные свалки, однако, можно оставить. Вот только в этом-то и проблема, да еще какая! В крае, как известно, примерно 1600 сел. И примерно столько же несанкционированных свалок. Это вам не город, к примеру, Барнаул, где контролирующих ведомств – не перечесть. Да и то свалка на свалке!.. Работы – непочатый край, а времени – в обрез. Поэтому депутаты краевого Законодательного Собрания не стали отсиживаться по кабинетам для «выработки» своих предложений от каждого комитета, а собрались недавно четырьмя комитетами сразу. Чтобы обсудить один вопрос – как на территории нашего региона реализуется ими же принятый в феврале 2008 года закон «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае». Такого, чтобы четыре комитета в одном зале (если это не сессия КЗС) – раньше не бывало. Серьезная, выходит, ситуация. Тема отходов, как бытовых, так и производственных, таит в себе массу подводных камней, иначе – аспектов. Чтобы узаконить свалку, все эти аспекты необходимо учесть – земельные, экологические, финансовые, гражданско-правовые и многие-многие другие. С хранением и утилизацией отходов у нас по-прежнему дела обстоят плохо, и депутаты это признают. По данным статистики, в 2008 году край «произвел» 2,6 млн. тонн отходов. Из них было обезврежено около 20 тыс. тонн. В общей массе отходов 95 % являются отходами 5 класса опасности. Сколько в крае несанкционированных свалок – доподлинно не знает, пожалуй, никто. А вот санкционированные подсчитаны – 886 свалок. И только 20 из них соответствуют требованиям санитарных правил! Виновные – а это местная власть, то бишь органы местного самоуправления - от наказания, в принципе, не уходят - прокуратура, суд и природоохранное ведомство бдят и если надо штрафует, конечно. В этом году, например, на 1,4 млн. рублей штрафов выписали. Но чище не становится. В соответствии с федеральным законодательством ответственность за свалки (читай: полномочия) возложены на местное самоуправление. Депутаты считают, что полномочия между федеральным центром, регионом и муниципалитетами хоть и разграничены 131-ФЗ, но не до конца отрегулированы. Поэтому «эффективность их реализации недостаточна». Но бездействие местной власти – не единственная причина того, что свалки везде и всюду, и никто за ними не следит. Депутаты признают, что в местных бюджетах недостаточно средств. Как быть? С неба ведь деньги «на мусор» не упадут? Депутаты пришли к выводу, что необходимо разработать краевую целевую программу по отходам. Эту идею поддержал председатель Заксобрания Иван Лоор. Сейчас такая программа действует, но ее действие заканчивается в 2009 году. Финансирование по программе предусмотрено в размере 56 млн. рублей, и деньги выделяются. По словам начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края Алексея Дуброва, программа выполняется. Но нужно уже думать о новой КЦП, тем более что проблема остается острой, а с 1 января 2010 года станет еще острей. Дубров считает, что в этом году программу разработать не удастся – времени не хватит. Разбираться нужно не только со свалками на территории сельских поселений, но также в природоохранных зонах, со свалками вблизи водоемов, с золоотвалами, которые наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей. А ведь есть еще скотомогильники и биотермические ямы – всего около 700 по краю. И далеко не все из этих захоронений отходов произведены по всем правилам. А еще тонны пестицидов, с которыми надо что-то делать (захоранивать по всем правилам или вывозить на специальные полигоны). Сегодня в крае 132 организации получили лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Этого, конечно, недостаточно. - Необходимо оказать методическую и организационную помощь органам местного самоуправления по вопросам обращения с отходами, разработать нормативно-методическую документацию, оказать информационную поддержку в разработке правил обращения с отходами, - считает Алексей Дубров. И в самом деле, местная власть хоть и знает о своих обязанностях (было время изучить 131-ФЗ), но исполнять их не спешит. К примеру, как рассказала начальник отдела по надзору за состоянием среды обитания и условиями проживания Управления Федеральной службы Роспотребнадзора Оксана Коршунова, каждое муниципальное образование, каждое поселение должно иметь схему санитарной расчистки территории. Она, по словам Коршуновой, не требует значительных финансовых вливаний. Тем не менее, из 1600 населенных пунктов только 53 имеют такие схемы. Еще один аспект – необходимость оформить землю под свалкой. По словам главы администрации Топчихинского района Александра Григорьева, процедура оформления (межевание и санэпидобследование) обойдется району примерно в 1 млн. рублей. Это очень дорого, считает Григорьев. Одним словом, вопросов пока больше, чем ответов. Депутаты приняли решение изучить возможность привлечения дополнительных источников финансирования на реализацию мер по узакониванию полигонов твердых и бытовых отходов. Будет также изучена возможность разработки краевой программы обращения с отходами производства и потребления, возможность оказания финансовой помощи и других мер господдержки предприятиям малого и среднего бизнеса в использовании ими малоотходных и безотходных технологий. Особенно депутатам понравилось предложение одного из коллег создать в крае экологическую полицию. По примеру других регионов, где она полицейские с экологическим уклоном уже навели ужасу на нарушителей российского законодательства в сфере обращения с отходами. Кто знает, может и у нас эта мера сработает. В условиях, когда местная власть полномочиями наделена по самую маковку, а средствами – как-то не очень. |