18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Когда закончится кризис – вопрос уже не самый главный. Куда важнее знать, когда в экономике наступит стабильность. Пусть и на дне, как пророчат многие эксперты, но - стабильность. А затем и рост. В головах сумбур и паника уже прошли. А что с промышленностью? Все еще идем ко дну или уже оттолкнулись? На вопросы корреспондента Doc22.ru ответил исполнительный директор Союза промышленников Алтайского края Евгений Ганеман:

 

- Евгений Карлович,  как вы оцениваете ситуацию в промышленности сегодня? Самый тяжелый период уже миновал?

 

- Видите ли, в чем дело… Если сравнивать октябрь-ноябрь прошлого года  с маем-июлем нынешнего, ситуация не сказать чтобы кардинально изменилась, но взгляды на происходящее у промышленников уже другие. Люди смотрят на ситуацию по-новому.

 

- Это как? Паника прошла?

 

- Испуга, в общем-то, и не было. Весь наш директорский корпус прошел кризис 1998 года. А тогда чего только не было! Потери промышленность края понесла громадные. Даже если только по Барнаулу вспомнить: мы потеряли ХБК, завод химволокон, завод синтетического волокна, кожзавод, фабрику валяной обуви и другие предприятия.

 

- Тот кризис промышленников чему-то научил?

 

- Тогда действительно было сложнее. Многие не могли сориентироваться в происходящем, найти пути выхода из сложнейшей ситуации, в которой оказались совершенно неожиданно для себя. Главный опыт того периода – умение спокойно отнестись к происходящему, оценить его. Сегодня люди чаще находят выходы, чем десять лет назад. Да и кризис тот был сильнее. Хотя сегодня ситуация в крае очень и очень сложная. И ее нельзя оторвать от общей ситуации в России.  

 

Специфика нашего региона в том, что кризис – он не на наших предприятиях, а у потребителей продукции наших предприятий. К примеру, металлурги резко сократили объемы производства – и у «Алтай-кокса» возникли проблемы с реализацией продукции. Или еще пример: объемы грузоперевозок в стране упали, и железная дорога перестала покупать вагоны алтайского производства. В стране полностью остановилась геологоразведка, и не стало работы для «Алтайгеомаша». А до этого предприятия не успевало заказы выполнять. Сложная ситуация в сельхозмашиностроении, на оборонных предприятиях. Какое предприятие ни возьми, сразу становится понятно, насколько мы зависимы от российского рынка.  Нам сейчас надо, чтобы заработали металлурги, дорожники. Тогда и мы волей-неволей начнем работать.

 

-То есть нам следует ждать оживления сначала на мировых рынках?

 

- Я бы не сказал, что мы так сильно от них зависим. И не на всех алтайских предприятиях дела даже на пике кризиса шли плохо. Вот, к примеру, станкостроительный завод как поставлял продукцию в США, так и поставляет. Хотя и говорят, что с Америки кризис начался. На АЗПИ в самый сложный период продолжала работать экспортная цепочка.

 

- Кто еще с наименьшими потерями проходит кризис?

 

- Сложно сказать. На «Алтай-коксе», сами знаете, снизились объемы реализации. Но сейчас ситуация выправляется, начал работать Новолипецкий металлургический. Заринцы сегодня работают прямиком на отгрузку. На 1 августа предприятие подняло объемы производства до 65 % к уровню прошлого года. «Алтайвагон» стал подниматься.

 

- Какие предприятия после январско-февральского падения сегодня восстанавливают производство?

 

- Вы знаете, что существует список социально значимых предприятий. В крае таких 55. Рост объема производства с начала 2009 года отмечен на 10 предприятиях. Это – «Алтай-кокс», Алтайский шинный комбинат, «Кучуксульфат», «Алтайвагон», Бийский олеумный завод, Барнаульский станкостроительный, «Ротор», «Сибэнергомаш». Были проблемы на ВРЗ и на «Барнаултрансмаше», но сегодня ситуация там налаживается. Весь январь простоял «АТИ», но теперь работает стабильно.

 

То есть наращивают объемы производства с января 2009 года 19 % социально значимых предприятий края. В 2008 году рост наблюдался на 33 предприятиях из списка.   

Снижение объемов производства за первое полугодие 2009 года отмечено на 43 предприятиях. В основном это отрасли машиностроения и химической промышленности.

В 2008 году в крае  в первом полугодии было 6 предприятий-миллиардеров, в этом – 4.

 

- В каких отраслях, по вашей оценке, ситуация начнет выправляться быстрее? Какие-то перспективы просматриваются?

 

- Наверное, постабильнее других отраслей будет работать оборонный комплекс. Предприятиям, которые не сумели или не успели провести модернизацию производства до кризиса, - им будет тяжелее других. Таких много.

Как, к примеру, сегодня понять, дадут ли ожидаемый эффект правительственные меры по поддержке «АвтоВАЗа»? Если автопром заработает, и наши предприятия – моторный завод, завод алюминиевого литья, АЗПИ – тоже воспрянут. Эксперты в этом вопросе разделились на два равных лагеря. «АвтоВАЗ» для нас сегодня – очень большая проблема.

 

Очень остро стоят вопросы по выплате заработной платы. Да, это вопросы большой

социальной значимости. Но не нужно видеть в директоре завода врага. Надо разбираться в каждой ситуации индивидуально. В определенной степени помогает краевая рабочая группа по заработной плате. Согласен – ситуация, когда зарплата не выплачивается месяцами, недопустима. Но надо и директора понять: денег в обрез – с реализацией-то продукции проблем! А еще за электроэнергию, за сырье заплати, налоги заплати, иначе сразу с прокурором объясняться придется.

 

- Скидок на кризис прокуратура не делает?

 

- Да что вы! Ни на йоту…

 

- Как быть тем, кто не успел переоснастить производство до кризиса?

 

- Надо реально оценить ситуацию, в которой оказались, обстановку вокруг. Понять, есть ли шансы сохраниться в новых условиях. Если перспектив не видно – финиш предсказуем. Нужны эффективные собственники, талантливые управленцы.

 

- А есть, по-вашему, смысл, в условиях кризиса заниматься модернизацией производства, если до кризиса предприятие по каким-то причинам не сделало этого?

 

- Смотря на что брать кредит. Если нужно, скажем, модернизировать какое-то звено в производственной цепочке, и это приведет к повышению качества продукции на выходе, - для этого нужно стараться сделать все возможное. А все производство модернизировать – где ж такие деньги сегодня взять? Даже если какой банк и согласится выдать – а отдавать как при нынешнем спросе?

 

- Насколько эффективной оказалась программа антикризисных мер, принятая в крае в ноябре прошлого года?

 

- Хорошая программа, в ней есть все, что нужно. Большой плюс в том, что наша краевая администрация тащит в край деньги, откуда только можно. А вот федеральные антикризисные меры неэффективны, по большей части они так и остались на бумаге. Где обещанная помощь предприятиям по федеральным спискам? Край делает что может – субсидирует кредиты по инвестиционным проектам, оперативно рассматриваются «горячие» вопросы. Но предприятия надеялись, к примеру, на более дешевые кредиты. А это уже федеральные меры. Хорошая была бы помощь.

Еще мы надеялись, что будет оказана помощь – нет, не нашим предприятиям – а потребителям продукции наших предприятий – металлургам, автопрому тому же. До сих пор такой помощи нет.  

Другими словами, край работает эффективно, максимально использует свой ресурс, а федеральный центр – нет.

Предприятия, кстати, тоже работают совершенно по-разному. Причина – в эффективности управления. Если команда менеджеров слабая – предприятие из кризиса не выберется.

 

- Насколько эффективной может стать кооперация предприятий в условиях кризиса? Насколько вообще это актуально?

 

- Это уже происходит, и это очень эффективно. Вот, к примеру, биофармацевтический кластер – это и есть кооперация. Сегодня обсуждается вопрос о создании машиностроительного кластера. Хорошее дело, но надо понимать, что он должен строиться вокруг ведущего предприятия. Например, вокруг тракторного завода. Непростая тема, сами понимаете.

 

- А как вы оцениваете роль малого бизнеса в промышленной сфере? Насколько сегодня развито взаимодействие малого и крупного бизнеса?

 

- Вопрос очень интересный. Действительно, зачем крупному предприятию изготавливать какую-нибудь мелочь, если это можно поручить, или заказать, малому предприятию? Но здесь есть подводные камни. Мне непонятна логика предпринимателей, которые зачастую, получив заказ от крупного предприятия, в первую очередь думают об увеличении доходов, в ущерб качеству. Это подрывает саму идею кооперации малого и крупного бизнеса. Обе стороны должны выполнять взятые на себя обязательства на 100 %.

 

Но отдельные примеры отлаженного взаимопонимания в крае есть. Например, ФНПЦ  «Алтай» работает с более полусотней мелких предприятий. Правда, «Алтай» и был инициатором их создания. Но главное в том, что это действенная схема.

Но я не думаю, что малый бизнес может стать рычагом для скорейшего выхода промышленности из кризиса. Другое дело, что он может существенно повлиять на занятость населения, что само по себе хорошо.
 

- Много говорят о том, что кризис заставляет, подталкивает даже к переходу на новые технологии – самые эффективные, ресурсосберегающие, конкурентные. Это действительно происходит?

 

-  Это сегодня очень модное словосочетание – «новые технологии». При этом люди, произносящие его, зачастую не вдаются в смысл. Что это? Как вы полагаете, возможно ли сегодня перевести большой бизнес на «новые технологии»? Думаю, совершенно невозможно.

 

- Почему?

 

- Во-первых, ни у кого нет оборотных средств. Взять в нынешних условиях кредит – гибель для крупного предприятия. Ведь речь идет не просто о кредите, а об очень большом кредите. Как я понимаю, под «новыми технологиями» подразумевается иностранное оборудование, иностранные производственные линии. А они очень дорогие.

Да, обновлять производство необходимо, и тянуть с этим нежелательно. Но я бы и на старом оборудовании не стал ставить крест. Многие старые станки и агрегаты еще могут приносить пользу. И не нужно думать, будто бы на Западе все оборудование -  только новое и современное. Немало там и старого, даже 1930-х годов выпуска, сам видел. Если работает исправно, от него никто не отказывается.

 

Главное, считаю, для наших заводов - знать, что именно выпускать. Уметь просчитывать, что у тебя купят завтра, в перспективе. Следовательно – очень велика роль менеджмента.

 

- Евгений Карлович, как, по-вашему, будут развиваться события в промышленной сфере до конца 2009 года и в следующем году?

 

- Я сам не очень верю в прогнозы, отношусь к ним осторожно. Вот, например, президент Медведев недавно сказал, что мы еще не достигли дна кризиса. Министр финансов Кудрин заявил, что в 2010 году в экономике начнется подъем. На мой взгляд, конец 2009 года будет для всех очень сложным в социальном плане. Люди, условно говоря, вернутся с дач и им нужна будет работа. Второй момент: в крае немало предприятий принадлежат крупным собственникам, которые, к слову сказать, живут далеко за пределами нашего региона, например, в Москве. Как на них повлиять, если станет известно о сокращении штата работников на одном из их предприятий, расположенном в Алтайском крае? Со своими владельцами заводов и фабрик еще как-то можно договориться, прийти к взаимопониманию, применить административный ресурс, наконец.

 

Кроме того, мы не знаем, какой будет тарифная политика в 2010 году на энергоносители, ценовая политика на основные виды сырья.  На металл, например.

 

Самая главная задача сегодня – удержать рабочие места, не допустить сокращения. В этом плане очень важно максимально полно и эффективно использовать алтайский ресурс. Зачем везти из других регионов товары, производство которых с успехом налажено на Алтае, и качеством не хуже, и в цене не проигрывает. Зачастую даже дешевле выходит, а значит выгоднее. Надо думать о будущем и помогать друг другу сегодня.