18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

За полтора года своего существования краевая Общественная палата (ОП) стала свершившимся фактом общественной жизни края, ее неотъемлемым элементом. Председатель Общественной палаты Владимир Песоцкий убежден: у этой организации есть необходимый потенциал для того, чтобы занять достойное место в структуре гражданского общества. Однако Песоцкий не скрывает того, что этот потенциал еще только предстоит реализовать.

 

 

Песоцкий Владимир Филимонович - председатель правления Алтайского банка Сбербанка России, член Правления Сбербанка России, заслуженный экономист РФ, Председатель Общественной палаты

- Владимир Филимонович, не секрет, что есть разные точки зрения на механизм формирования и работу ОП. Некоторые  общественные деятели, критически оценивающие ее деятельность, считающие ее неким декоративным органом...- Я с самого начала предвидел подобные разговоры. Федеральная Общественная палата, действительно, формировалась, что называется, «сверху». И на краевом уровне Общественная палата копировала своего федерального «собрата». Так что, мнение, что ОП – орган, созданный администрацией, отчасти, наверное, правомерно. Потому как треть (15 человек) ОП практически назначается Советом муниципальных образований, которой в значительной степени контролируется краевой властью. 
Что же касается избрания членов ОП представителями общественных организаций, то сам убедился: эффект от работы ОП был бы куда больше, если бы она формировалась из людей, имеющих достаточный кругозор в области социальных и экономических проблем. Тех людей, которые в состоянии мыслить самостоятельно, нестандартно, анализировать проблемы, формулировать собственные предложения. К сожалению, не все из нынешнего состава ОП подходят под эти критерии. Приходится с сожалением констатировать: в составе ОП есть случайные люди. И в то же время «за бортом» остались те, кто хотел бы реально работать.  Я бы на месте администрации края очень внимательно подошел бы к формированию списка от муниципальных образований. Ведь там есть люди, которые заняты хозяйственными  проблемами, успешно руководят серьезными предприятиями. Но у них нет возможности, а, может, и способностей к активной общественной деятельности.
Вот и получается, что эффект от деятельности ОП и для общества, и для всех общественных формирований, и для власти во многом зависит от ее персонального состава, от того, кто туда попал. Сегодня по истечению полутора лет работы четко определилась активная часть ОП и пассив, который только числится в ее составе. Этот пассив сложился по разным причинам. Одни попали туда, потому что проживают не в Барнауле, а столица края все-таки центр работы ОП. Другие – по своему характеру, кругозору, интеллекту.
- Как можно преодолеть такую ситуацию?
-  К сожалению, у меня нет ответа на этот вопрос. Однако я понимаю, что надо подходить к формированию ОП несколько по-иному. Если идти по «федеральному» пути и назначать «общественников», то тогда точно не избежать обвинений в том, что краевая ОП – инструмент краевой власти. Если выбирать этих людей от имени общественных организаций, то это стихийно-демократический путь, который вовсе не гарантирует избрания самых достойных. Можно пойти и по другому пути. И у власти, и у нас уже есть представление, кто в нашем обществе способен, готов к конструктивной и эффективной работе в составе ОП. Но кто их должен отобрать, внести их кандидатуры? Получается замкнутый круг. Пока же многое будет зависеть от персональных качеств членов Совета ОП, руководителей постоянных комиссий в составе ОП.
По закону в апреле будущего года полномочия ОП истекают, и вновь она будет формироваться по тем же принципам. Поэтому не исключено, что опять  туда попадут люди, мягко говоря, не совсем готовые к этой работе.
- Что представляет собой Общественная палата сегодня?
- В структуру ОП входит Совет из семи человек и 10 постоянно  действующих комиссий по различным направлениям. Постоянные комиссии для решения какого-либо конкретного вопроса создают рабочие группы, куда привлекаются эксперты, специалисты, активисты общественных движений, ученые, а также представители муниципальных образований.
Надо признать, что реально работа ведется членами Совета и председателями постоянных комиссий (некоторые из них работают активно, другие пока себя еще никак не проявили). Мы пытаемся как-то координировать, направлять работу членов Палаты, стремимся к тому, чтобы от ее работы был какой-то эффект. В этой связи решили даже создать институт представителей ОП в каждом районе края. Ведь далеко не все муниципальные образования имеют свое представительство в ОП. А значит, есть необходимость взаимодействия общественных организаций на местах с ОП, обратной связь, информирования о проблемах, возникающих в территориях края. Активность у наших представителей в районах тоже разная. Как бы то ни было, сложилась такая некоторая общественная вертикаль. О ее эффективности пока рано судить, но хотелось бы, чтобы она заработала.
Мы договорились о формировании института экспертов, куда могли бы войти общественники, не попавшие по тем или иным причинам в состав Общественной палаты. К примеру, Константин Емешин, который очень часто, при всем неоднозначном отношении к нему многих его коллег, выдвигает весьма дельные предложения. Пока таких людей к своей работе мы привлекаем мало. И это недостаток в нашей работе.
Есть небольшой аппарат ОП, который содержится за счет средств краевого бюджета. Он ведет камеральную работу, принимает обращения, жалобы, письма, просьбы граждан.

- С какими проблемами обращаются к вам граждане?

- Как правило,  эти обращения связаны с деятельностью органов исполнительной власти или даже хозяйствующих субъектов. Честно говоря, когда мы начали формировать план своей работы, сделали так: запросили мнение всех членов Совета, ряда общественных организаций и даже некоторых органов власти. Когда мы свели все эти предложения (а их оказалось более полутора сотен!), мы поняли, что можем утонуть в этих проблемах. Мы попытались ранжировать, выделить самые крупные вопросы и заниматься в первоочередном порядке. Так вот, хотел бы заметить, что по этим крупным вопросам есть обстоятельная реакция власти. Более того, для обсуждения острых проблем мы договорились периодически, где-то раз в полгода, встречаться с губернатором. Что же касается конкретных проблем, то в первую очередь стоит выделить вопросы  реформирования, ремонта аварийного жилья и др. С этими вот жалобами и обращениями граждан мы обращаемся в различные краевые ведомства, органы власти Барнаула, краевой Совет. Могу сказать, что на каждый наш запрос есть ответы.  Иными словами, существует ответная реакция. Есть и очевидные отписки, есть и подробные, дельные ответы по существу. Кстати, по итогам встречи с активом ОП губернатор распорядился дать исчерпывающие ответы на все поставленные нами вопросы.
- Чем занимается Общественная палата? Что можно занести в актив ее работы за минувшие полтора года?
- Впервые в истории алтайского общества мы подвели некоторые итоги его состояния, выпустив основательный доклад «О состоянии гражданского общества в Алтайском крае». Там наша оценка, наши воззрения на то, что мы называем гражданским обществом в крае. Уверен, что оно, несмотря на разные существующие мнения и суждения, есть и в России, и на Алтае.
Как-то так получилось, что первым делом, которым занялась ОП, стало рассмотрение проекта концепции соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае. Собрали «круглый стол», провели открытые общественные слушания. В результате наши замечания и предложения были учтены при окончательном принятии этого документа. Другое дело – как он работает, как выполняются его положения. Следить за этим, контролировать его выполнение – как раз и задача общественных организаций и Общественной палаты. И мы будем возвращаться к обсуждению этих проблем. К примеру, отношение правоохранительных органов (в первую очередь, милиции) к гражданам. Проблему эту будем рассматривать вместе с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. У нас уже есть статистика обращений, жалобы на нарушения закона со стороны милиции. А она свидетельствует, что  число таких правонарушений, к сожалению, растет. Договорились, что в таком обсуждении примут участие юристы, ученые, представители общественных и правозащитных организаций. Думаю, что и руководство правоохранительных органов заинтересовано в том, чтобы факты нарушения закона были преданы гласности, чтобы вместе с общественностью обсудить пути искоренения подобных нарушений.

На днях мы обсуждали вместе с председателем комиссии по делам молодежи Степурко, другими членами ОП подготовку к широкому общественному обсуждению проблем молодежной политики в самом широком смысле. И важным аспектом этих проблем считаю резкое падение в последние годы престижа труда. Сегодня единственным приемлемым вариантом для многих является дорога на «Фабрику звезд» либо в ди-джеи. А ведь даже олигархом не станешь, не трудясь от зари до зари. В свое время к труду приучали детишек еще в детском саду, затем – на уроках труда в школе (сегодня их нет!), в вузе – в студенческих стройотрядах. Наши нынешние реалии воспитывают человека инфантильного, ждущего манны небесной и не готового прикладывать усилия, чтобы добиться в жизни чего-то самому. Кстати, в функции нашей Общественной палаты входит и отслеживание реализации национальных проектов. Но о каких национальных проектах может идти речь при таком отношении человека к труду! Я уже как-то публично говорил: «Задача власти и всех общественных организаций – поднимать престиж производительного труда!».Еще одной проблемой, на которой не могу не остановиться, это правовой нигилизм, наплевательское отношение людей к закону. Граждане не знают и не умеют защищать свои права. Эта проблема и власти, и самых разных общественных организаций.

- Что бы вы, Владимир Филимонович, отнесли к недостаткам в работе Общественной палаты?

- По итогам деятельности ОП за полтора года выделил бы два крупных, ключевых недостатка. Во-первых, это низкая эффективность нашей работы. Или власть нас не слышит, или у нас еще голос слабый… Слабо взаимодействуем с прессой. Проблема эффективности нашей работы стояла и, видимо, еще будет стоять. Тому есть множество причин: и наша активность, и реакция власти, и поддержка общественных организаций. Во-вторых, недостаток организационный – слабость экспертизы законопроектов, законотворческой работы.

- Как складываются взаимоотношения с политическими партиями? Ведь зачастую ОП работает на одном с ними «поле»?

- Взаимодействия с политическими партиями сегодня нет. Но оно, наверное, нужно. Разумеется, по закону ни один член ОП не имеет права состоять в какой-либо политической партии. Что же касается взаимодействия, то оно существует на уровне личных контактов, отношений. Я, к примеру, общаюсь с лидерами «Единой России», других партий. Думаю, какое-то взаимодействие между ОП и партиями должно существовать. Политики поднимают некие общественные проблемы, предлагают и пытаются организовать какую-то форму их решения, мобилизует общественность. И в этом отношении нам надо сотрудничать. Хотя здесь есть опасность политизации, «приватизации» ОП какими-либо политическими силами. Я этого, признаться, опасаюсь. Тем более, что если и не явно, то косвенно такое давление есть. Как бы то ни было, в преддверии череды грядущих выборов Общественной палате не нужно полностью уходить, дистанцироваться  от этого важного общественного события. Нам наверняка придется участвовать в работе каких-то наблюдательных органов, взаимодействовать с избирательными комиссиями на всех уровнях. К тому же через общественные организации надо повышать политическую грамотность, политическую культуру населения. Чтобы отличить демагогию и популизм от реальных политических программных установок, ответственной и реалистичных требований. Это надо нам делать.

- Как взаимодействуете с Общественными палатами на уровне муниципалитетов?

- Мы провели встречу с представителями общественных организаций, в том числе и с теми, которые не имеют своего представительства в краевой Общественной палате. Продекларировали, что готовы сотрудничать со всеми без исключения реально работающими общественными организациями. Однако надо разбираться в каждом конкретном случае. К примеру, в Бийске группа людей самопровозгласила себя «независимой» Общественной палатой. Тесного контакта с ними не было. Более того, по нашей информации, там собрались весьма амбициозные люди, и настрой был такой же, неконструктивный. Когда же в Бийске была создана легитимная Общественная палата, мы выразили готовность сотрудничать с нею, и такое сотрудничество сегодня налаживается.

- Зачем вам, руководителю крупнейшего в регионе банка, такая серьезная и ответственная общественная нагрузка, как председательство в краевой Общественной палате? Неужто до этого не хватало «общественной нагрузки»?

- Честно говоря, я с самого начала на этот орган смотрел как на структуру, которая может довести до власти определенное мнение если и не всего общества, то его активной части, которой небезразличны проблемы края. И когда предложили возглавить ОП, то, подумав, все-таки согласился. Честно вам скажу: дорабатываю этот срок, и в мае будущего года ухожу с поста председателя краевой ОП. Вижу вполне достойных людей, которые могли бы занять это место, будучи меньше загружены профессиональной деятельностью. В том числе, и в нынешнем составе, и за его пределами. Думаю, что на этом месте должен быть человек достаточного интеллекта, широкого кругозора, богатого жизненного опыта, хорошо разбирающийся в нынешних экономических и социальных проблемах края, имеющий свой взгляд на их решение. И, повторюсь, обладающий большими возможностями и свободным временем для общественной работы.

- Не означает ли это, что вы в некотором смысле разочаровались в институте Общественной палаты?

- Нет, ни в коем случае! Больше того, я теперь еще больше убежден: Общественная палата необходима. Должен быть какой-то консолидирующий, координирующий орган. Несмотря на все существующие, порой нелицеприятные мнения по поводу ее работы, за время своей работы в Общественной палате я еще больше укрепился в этом своем мнении. Да, наверное, ОП работает еще недостаточно эффективно. Но ведь мы начинали «с  нуля», не имели ни опыта, ни представления, что делать. Если сформировать Общественную палату в более качественном составе, польза, вне всякого сомнения, будет всем: и жителям края, и общественным организациям, и власти. Уверен: у этого общественного института будущее, перспектива есть.