Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
В Алтайском крае завершилась посевная кампания, знаменующая начало нового сельскохозяйственного года. Минувший год выявил массу проблем, прежде всего в сфере сбыта произведенного крестьянами зерна. Сегодня этой проблемой обеспокоены и чиновники, и производители, и переработчики. Своими соображениями с главным редактором информационно-аналитического сайта Doc22 Артемом Кудиновым поделился вице-президент Союза зернопереработчиков Алтайского края, председатель Совета директоров ООО «Алтайские мельницы» Валерий ГАЧМАН. - Валерий Владимирович, как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в АПК региона в минувшем сельскохозяйственном году?
- Он в первую очередь характеризовался тем, что второй год подряд был рекордный урожай пшеницы. За последние полтора десятка лет (до 2008 года) наибольший урожай в России был получен в 2002 году. Тогда было собрано «всего лишь» 92 млн. тонн зерна. Мы стали считать себя зерновой державой, было заявлено, что отныне страна станет экспортером зерна.
В 2008 году мы собрали гораздо больше - 108 млн. тонн зерна, в 2009 – 97 млн. тонн. При этом переходящие остатки за это же время выросли с 7 до 19 млн. тонн. Выходит, что прошлогоднее сокращение урожая с лихвой компенсировалось возросшими переходящими запасами зерна. В результате предложение значительно превышало внутреннее потребление и экспорт, причем больше, нежели в 2008 году, когда урожай был даже выше прошлогоднего. Предпринятые государством меры по стабилизации ситуации на рынке за счет интервенционных закупок дали лишь кратковременный эффект в «стабилизации цен». Суммарно было закуплено около 10 млн. тонн зерна. Однако и эти меры оказывают давление на рынок, ведь закупленное таким образом зерно не находится на рынке, хранясь на складах. Теперь за этот кратковременный эффект приходится расплачиваться. Государство озабочено тем, как его израсходовать. Ведь ежемесячно на хранение «интервенционного» зерна тратится около 1 млрд. руб. Между тем изъятием избыточного зерна с рынка мы комфортной цены не сформировали, только спровоцировав завышенные ожидания крестьян. Альтернативой зерновой интервенции было бы субсидирование экспорта зерна и муки. Это был бы более эффективный шаг, потребовавший в несколько раз меньшего финансирования. Но в 2008г. правительство эту меру не поддержало. Мол, такой механизм противоречит правилам, установленным в ВТО. Хотя многие страны, входящие в ВТО, прибегают к этой мере вполне открыто для защиты своего сельхозтоваропроизводителя.
Два года небывалого урожая в России, наслоившиеся на рекордные сборы пшеницы в мире (681 млн., за последние 15 лет урожай колебался – от 580 до 630 млн.тонн, среднегодовой показатель – 610 млн. тонн), да еще в период финансово-экономического кризиса! А кризис привел, помимо всего прочего, к сокращению рабочих мест в США и Западной Европе, в результате чего, без работы оказались в первую очередь гастарбайтеры из Африки, Азии и Латинской Америки. Они в свою очередь перестали посылать деньги домой, а потребление хлеба в развивающихся странах зависит от доходов населения. У нас, к счастью, оно уже давно не определяется доходами, и хлеб мы едим вдоволь всегда. А вот в мире сократилось потребление хлеба, и это отразилось на цене зерна и муки.
- Высокие урожаи в России последних лет объясняются серьезным техническим перевооружением в сельском хозяйстве, особенно в Южном Федеральном округе, Центральном Черноземье. Для специалистов очевидно, что теперь практически при относительно любых погодных условиях в России всегда теперь будут собирать не меньше 80 млн. тонн, при внутреннем потреблении – 75млн.т. Аналогичное техническое перевооружение зернового производства отмечается и у нас, на Алтае. Взять этот год. С опозданием почти на две недели стартовала посевная, но проведена она в рекордные сроки, с отставанием от среднегодового показателя меньше чем на неделю. Если бы техперевооружение села продолжилось теми темпами, как в последние годы перед кризисом, то мы бы сеяли в течение двух недель, в течение такого же времени убирали урожай, который бы составлял 24-25 ц/га. Такие урожаи, к примеру, получают в сходных климатических условиях на севере США или на юге Канады. Уверен, недалеко то время, когда по урожайности зерновых мы сравняемся с этими лидерами в производстве и экспорте зерна.
Что же касается импорта зерна, то хочу заметить: в советское время страна ввозила фуражное зерно для нужд животноводства. Зато тогда и мясо не импортировали, а производили в нашей стране на ввозимом фураже. В постсоветское время, в 90-е годы, боясь голода, государство закупило огромные объемы пшеницы в США. В результате были сформированы слишком большие переходящие остатки зерна, чем мы и подорвали свое сельское хозяйство. При плановой экономике они никогда не «давили» на производство, являясь гарантами стабильности. Совсем другая картина в условиях рыночной экономики, когда переходящие остатки зерна оказывают давление на рынок, дестабилизируя его. - Теперь Россия сама стала экспортером. Есть чем гордиться?..
- Действительно, сегодня по размеру зернового экспорта Россия входит в «пятерку» ведущих экспортеров в месте с США, ЕС, Канадой, оттесняя, по очереди, Австралию и Аргентину.
Новые технологии, которые применяются сегодня в животноводстве, требуют совсем других, меньших затрат зерна. Если еще 20 лет назад на производство 1 кг мяса требовалось более 5 кг зерна, то сегодня по свиноводству этот показатель составляет 2,5 кг, а по птице – 1,8 кг. Поэтому возможности увеличения внутреннего потребления зерна в стране сегодня ограничены. За 5 лет оно выросло всего лишь с 73 до 75 млн.тонн. Не растет потребление и в развитых странах.
В то же время наши возможности по экспорту ограничены технологическими возможностями наших портов в (23 млн. тонн), хотя происходит их модернизация, строятся новые терминалы на Черном море и на Дальнем Востоке. К тому же на мировом рынке зерна нет острого дефицита. Да, мировая торговля пшеницей растет, объем за 5-10 лет увеличился со 100 до 110 млн. тонн в год, но весь рынок давно поделен. Об этом шла речь на Всемирном зерновом форуме, который прошел ровно год назад в рамках Санкт-Петербургского экономического форума. Несколько выступающих – представители ФАО, Международной продовольственной программы ООН – заявляли об 1,3 млрд. людей, голодающих на планете. Однако голодают они не из-за отсутствия продовольствия, а из-за отсутствия денежных средств. Рынок занят полностью, нет ни одного свободного места. У нас есть опыт выхода на мировой рынок с мукой, но именно теперь российские мукомолы понимают, насколько трудно занять свое место под солнцем, для чего потребуется кого-то потеснить. А тут на рынок одномоментно выходит Россия с 20 миллионами! Понятно, что этому факту никто из игроков рынка не рад… - Что же делать нам со своим избыточным зерном?
- Работать по проекту «Восточного коридора» (строительство зерновых терминалов на Дальнем Востоке) нужно, но не надо рассчитывать на легкую победу. Ведь на этом рынке присутствуют США, Австралия, Канада, попытки подвинуть их столкнутся с жестким сопротивлением. Поэтому борьба будет отчаянной и по качеству, и по цене.
К сожалению, мы пока явно проигрываем конкуренцию по логистике, доставки муки и зерна до портов. Поэтому нужна будет поддержка, комплекс протекционистских мер со стороны государства. Сегодня такая работа ведется в Минсельхозе, МЭР, ФСТ. Администрация Алтайского края, Союз зернопереработчиков Алтая добиваются расширения льгот для переработчиков Сибири по железнодорожному тарифу. При активном содействии губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина эту льготу при перевозках зерна и продуктов переработки внутри России на расстояние свыше 1100 км и при экспорте продукции до портов отгрузки на Дальнем Востоке ввели 3 года назад для всех сибирских производителей и переработчиков (коэффициент – 0,5 тарифа). Сегодня Союз зернопереработчиков Алтая вместе с ГУСХ, Управлением пищевой и перерабатывающей промышленности добивается распространение льготы не с 1100 км, а с первого километра железнодорожных перевозок, и с коэффициентом 0,3. Мы предоставили все необходимые расчеты, подтверждающие экономическую эффективность льготы с коэффициентом не 0,5, а 0,3.
Наконец, третье и, может быть, самое принципиально важное: предлагается распространить эту льготу (0,3 железнодорожного тарифа) не только до Дальневосточных портов (как сегодня), но и до портов Черного и Балтийского морей для экспорта в Северную Африку, ЮВА и Ближний Восток, Латинскую и Центральную Америку. Необходимо предоставление такой льготы и до пунктов трансграничного сухопутного перехода. Мы неоднократно доказывали необходимость этого в Министерстве сельского хозяйства, Минэкономразвития, предоставляя туда все расчеты. Ну как не подвергать критике положение, когда провозная плата, включая железнодорожный тариф с льготой, до Владивостока составляет сегодня 1900 рублей на тонну, а до станции погранперехода Хасан (граница сКНДР), которая находится в 200 км от Владивостока, - 3600 руб.! Это запредельно много! Ведь льгота не распространяется на погранпереходы, только на порты. Поэтому экспорт в Северную Корею через станцию Хасан или в Монголию через станцию Наушки (а Алтай больше всех поставляет туда муку, его доля в российских поставках составляет не менее 80 процентов) государство никак не поддерживает. В результате установленный тариф никак не повышает конкурентоспособность алтайского зерна на рынках Монголии и Северной Кореи, где и без того значительны позиции северокитайских производителей.
Вот и получается, что мука, которую алтайские переработчики посредством своей объединенной сбытовой компании «Алтайские мельницы» направляют на экспорт, в структуре этой цены более 50 процентов составляют транспортные расходы. В таких условиях не сможет работать и конкурировать ни одно предприятие! Это проблема не алтайских переработчиков, не сельхозтоваропроизводителей, не региональной власти. Ее надо решать только на федеральном уровне. Губернатор края поддержал наши предложения и направил их в правительство, в аппарат Президента РФ. - Вы упомянули «Алтайские мельницы». Каковы итоги работы этой во многом уникальной для России экспортной компании?
- ООО «Алтайские мельницы» созданы для продвижения всей алтайской муки, не четырех компаний – учредителей, а всех мукомолов. Сегодня компании удалось установить деловые отношения со всеми крупными переработчиками края и даже прилегающих регионов (Новосибирской и Томской областей).
Деятельность компании «Алтайские мельницы» в 2009 – 2010 гг. была направлена на эффективное использование административного и коммерческого ресурса в целях продвижения продукции алтайской зерноперерабатывающей отрасли на рынки ближнего и дальнего зарубежья. За прошедший год компания установила контакты и наладила информационный обмен с российскими и зарубежными дипломатическими структурами. Было установлено взаимодействие с посольствами и торгпредствами России в КНДР, Республике Корее, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме, Китае, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Афганистане, Иране, Ираке, Йемене, Иордании, Сирии, Израиле, Египте, Алжире, Марокко, Анголе, Гвинее, Ливии, Венесуэле, Бразилии, Кубе.
При поддержке краевой администрации и Министерства экономического развития РФ вопрос экспорта российской муки стал включаться в итоговые протоколы на всех межгосударственных встречах России со странами, являющимися потенциальными импортерами муки.
Представителей компании «Алтайские мельницы» приглашают на все заседания Межправительственных Комиссий и Деловых Советов в качестве экспертов по вопросам экономического сотрудничества:
В ближайшее время компания планирует принять участие в работе Межправительственных Комиссий Россия – Саудовская Аравия (Санкт-Петербург) в июне, Россия – КНДР (Санкт-Петербург) в сентябре 2010 года.
Первые шаги, предпринятые компанией по продвижению алтайских зернопродуктов, показали, что зарубежные потребители не знают российскую муку и приравнивают ее к низкокачественной муке некоторых азиатских стран. Это подтвердило необходимость всех видов рекламной поддержки для продвижения российской продукции за рубежом. В связи с этим была проделана работа по изучению зарубежных и международных требований к качеству муки.
Все полученные документы были изучены коммерческими и техническими службами предприятий, входящих в состав «Алтайских мельниц». Согласно зарубежным требованиям на всех предприятиях было установлено оборудование по обогащению муки витаминами. Теперь это дает возможность алтайским зернопереработчикам принимать участие в международных гуманитарных поставках, проводимых ООН и МЧС РФ. Также, это позволяет обеспечивать зарубежных потребителей не просто качественной продукцией, но и обогащенной витаминно-минеральным комплексом. Так, к примеру, завершен первый этап работы по подготовке и подаче документов для сертификации алтайской муки в индонезийской системе сертификации продуктов питания SNI, к стати, в России это делается впервые. Компанией «Алтайские мельницы» оформлены документы и оплачен сбор за регистрацию торговой марки «Алейка» в Индонезии. На следующем этапе мы ожидаем прибытия инспектора из Индонезии для экспертизы производства и отбора проб муки для лабораторных исследований на соответствие требованиям SNI, которые считаются одними из самых строгих качественных требований в Юго-Восточной Азии. Компании еще предстоит большая работа по сертификации производства и самой продукции, однако в перспективе это откроет для алтайской муки не только рынок крупнейшего мирового импортера муки – Индонезии (население 220 млн. чел), но и Малайзии, Филиппин, Кореи, Вьетнама, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. - А с вашей точки зрения, такие перспективы реальны?
- Есть ли еще какие-нибудь специфические предпочтения потенциальных потребителей?
В 2009 году «Алтайские мельницы» прошли регистрацию в Российском Представительстве Всемирной Продовольственной программы (ВПП) ООН и выполнили первые контракты на поставку витаминизированной муки в Киргизию и гороха в Таджикистан.
В настоящее время компания зарегистрирована в штаб-квартире Всемирной Продовольственной Программы ООН в Риме, Италия, за номером 500229920, как официальный поставщик ООН. Это первый этап регистрации, который позволяет принимать участие в тендерах ВПП ООН на территории стран СНГ, Афганистана и КНДР, оказывая продовольственную помощь в натуральном виде. С этого года нас регулярно приглашают принимать участие в тендерах ВПП ООН, т.е. осваивать деньги, выделенные на закупки продовольствия. Сегодня мы популяризируем идею резкого повышения взноса России в ВПП. Таким образом, удастся продвигать нашу сельхозпродукцию на внешних рынках, как делают, к примеру, США. Сейчас взнос России несравнимо значительно меньше, чем у других участников гуманитарной программы.
Совместно с Департаментом перерабатывающей промышленности и конъюнктуры рынка и качества продукции Министерства сельского хозяйства РФ ведется работа по осуществлению «пилотного» проекта поставок продовольствия «Школьное питание» в рамках Всемирной Продовольственной Программы ООН.
Подчеркну, что до сегодняшнего дня штаб-квартира ВПП ООН в Риме работала с двумя российскими компаниями – ФГУ «Агентство «Эмерком» и Объединенная Зерновая Компания. Теперь, с появлением компании «Алтайские мельницы» в России появился новый оператор, способный осуществлять поставки продуктов зернопереработки, и, не имеющий субъективных недостатков, свойственных для ФГУ «Агентство «Эмерком» и Объединенной Зерновой Компании.
В 2010 году компания «Алтайские мельницы» планирует принимать активное участие в гуманитарных программах ВПП ООН и увеличить объемы поставляемой из России продукции. Для этого есть соответствующий продовольственный потенциал и заинтересованность со стороны штаб-квартиры ВПП ООН. - Куда осуществляет ООО «Алтайские мельницы» коммерческие поставки?
В начале марта 2010 ООО «Алтайские мельницы» принимали делегацию из КНДР на предмет сотрудничества по поставкам муки и других продуктов зернопереработки. В составе корейской делегации были представители государственного внешнеторгового объединения Чон Гил и первый секретарь торгового советника Посольства КНДР в России.
В ходе встречи были согласованы вопросы качества и логистики. Корейская сторона высоко оценила производственные возможности предприятий, входящих в состав ООО «Алтайские мельницы» и приняла решение постепенно выводить на свой рынок муку алтайского производства. Результатом переговоров стало подписание контракта на поставку пробной партии алтайской муки в количестве 2000 тонн. Данный контракт был подписан во исполнение протокола о намерениях на поставку 60 тыс. тонн.
В начале мая 2010 года в рамках подписанного контракта произведена отгрузка в КНДР 400 тонн муки улучшенными показателями по белизне и содержанию сырой клейковины. Отгрузка произведена через станцию Хасан ДВЖД. В начале июня эта партия прибыла в КНДР. В начале июля отгрузили еще партию объемом в 600 тонн муки, в августе планируем - 450 тонн.
Также ведутся переговоры о начале поставок пробной партии аналогичной муки транзитом через территорию Китая (пограничный переход Забайкальск - Манчжурия).
В целом рынок муки КНДР для экспорта из РФ оценивается нами в 300 – 500 тыс. тонн. Алтайский край является наиболее конкурентоспособным среди зернопроизводящих регионов России для вхождения на корейский рынок и поглощения доли китайского экспорта. «Алтайские мельницы» прилагают все усилия для того, чтобы сохранить интерес КНДР к алтайской продукции. Железнодорожный тариф от Алтайского края до станции Хасан по-прежнему составляет около 3600 руб. за 1 тонну при стоимости муки, изготовленной по корейским требованиям, 3500 руб. за 1 тонну. В конце мая этого года была произведена отгрузка 496 тонн муки в Китай в адрес Общества Красного Креста Провинции Гуйчжоу. В мае 2010 года при поддержке Торгового Представительства РФ в Иране начались переговоры с иранской компанией, заинтересованной в поставке 12 тыс. тонн муки 1 сорта с улучшенными показателями. По запросу иранской стороны подготовлено предложение на поставку такой муки морскими контейнерами через порт Новороссийск и железнодорожными вагонами через станцию Сарахс на границе Ирана и Туркменистана.
Между тем при проведении переговоров с иранской стороной мы вынуждены были признать высокую конкурентоспособность экспортеров из Казахстана. Рассчитываем, что конкурентоспособность российских экспортеров можно было бы поднять путем субсидирования экспортных поставок, что применяется во многих странах - экспортерах муки. Следует обратить внимание на то, что при отсутствии льготирования части железнодорожных тарифа до портов Черноморского бассейна и прямого субсидирования экспортных поставок мы можем не выдержать ценовой конкуренции со стороны Турции и Казахстана, где, как известно, агрессивный экспорт опирается на активную государственную поддержку.
Для выхода на зарубежные рынки мука должна стать одним из приоритетных для России продуктов экспорта. Только совпадение коммерческих и государственных интересов позволит российской муке успешно конкурировать на зарубежных рынках. - Однако проблемы транспортных тарифов должна решаться на федеральном уровне…
Основной способ решения проблемы реализации избыточного зерна – это наращивание экспорта путем изъятия с рынка излишков зерна в виде муки. Особенно в тех регионах, где они есть. Излишки в Южном федеральном округе, Центрально-Черноземном районе и Северо-Кавказском ФО изымаются экспортерами зерна. Излишки есть в Приволжском, Уральском федеральных округах, а самая напряженная ситуация – в Сибирском ФО, откуда сложнее всего вывезти зерно и продукты его переработки на экспорт. Эта транспортная проблема в России существовала всегда, и всегда существовали льготы, даже в царской России. И в мировой практике существует субсидирование транспортных издержек фермерам, переработчикам, которое напрямую зависит от удаленности от морских портов, рынков сбыта. К примеру, Венгрия, как известно, не имеющая выхода к морю, после вступления в ЕС получила субсидию, равную железнодорожному тарифу до ближайшего морского порта. А в США сумма поддержки фермера варьируется в зависимости от удаленности от портов. - А как вообще, с вашей точки зрения, формируется цена на зерно, продукты его переработки в РФ?
Главный внутренний индикатор того, как будет вести себя рынок, - это наличие переходящих остатков зерна прошлых лет. Урожай в ближайшие годы может сокращаться, но давление на рынок этих переходящих остатков ослабевать не будет. Нередко обвиняют в низкой цене на зерно зернопереработчиков Алтайского края. Это совершенно несправедливые упреки! Сегодня в Алтайском крае у владельца пшеницы на расстоянии 50 км есть как минимум два, а то и больше, мукомольных предприятия, т.е. есть есть выбор для реализации, а у мукомолов есть постоянная конкуренция за сырье. Даже не будь в нашем регионе такой развитий зерноперерабатывающей инфраструктуры, цена на зерно по причине производства, превышающего внутреннее потребление, формировалась бы по той же схеме, которую я описал выше. - Каков ваш прогноз развития ситуации на зерновом рынке? - Как бы то ни было, экспорт страны растет. Причем ничего не остается, как наращивать его и впредь. Нередко в те регионы мира, где придется вступать в острую конкуренцию с другими игроками. Можно говорить об увеличении поставок в Юго-Восточную Азию, но т.н. «восточный коридор» логистически пока не отработан. Направление явно перспективное, двигаться туда нужно, но прорваться на ограниченный рынок зерна в значительном объеме невозможно за короткий период времени.
Почему нас поддерживает губернатор края, федеральный центр? Потому как все понимают, что решается не отраслевая проблема. Роль зернопереработчиков – связывать производителей зерна и потребителей. К счастью, крупнейший рынок импорта – Центральная (25 процентов мирового импорта муки) и Юго-Восточная Азия, географически не слишком удалены от нас. В то же время Алтайский край является крупнейшим в России производителем крупы (20 процентов от общероссийского объема) и муки (12 процентов). Региональной властью проделана колоссальная работа для того, чтобы продвинуться на перспективные рынки. Управление международных отношений Алтайского края. помогло нам установить отношения с торговыми представительствами во всех (всех!!!) странах, являющихся значительными импортерами. А алтайские зернопереработчики объединились для продвижения своей продукции. Все факторы – на нашей стороне. К тому же мы не приходим в роли просителей. Мы рассказываем, что мы уже сделали. А делаем, признаться, многое.
Главная проблема, которая позволит динамично развиваться сельскому хозяйству региона, - это расширение рынков сбыта. Если эта проблема будет решаться, то будет и наращивание объемов производства, модернизация производства, внедрение современных технологий. Если нет, то ни новая техника, ни технологии не спасут производство, никакое субсидирование со стороны государства не сможет заменить продажу произведенной продукции по выгодной цене в нужном объеме. Последние два года это наглядно продемонстрировали.
|