18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Обзор политики государственных внутренних заимствований органов власти Алтайского края, представленный в статье доцента кафедры экономики, финансов и кредита Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова Татьяны Ярышевой продолжает анализ статистики государственного долга региона.

Обзор политики государственных внутренних заимствований органов власти Алтайского края, представленный в статье доцента кафедры  экономики, финансов и кредита Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова Татьяны Ярышевой продолжает анализ статистики государственного долга региона. Автор анализирует структуру доходов консолидированного бюджета Алтайского края и государственный внутренний долг региона по отношению к собственным доходам за последние 12 лет. Это позволяет автору выявить тенденция сокращения долговой нагрузки на бюджет Алтайского края. По мнению автора статьи проводимая в регионе финансовая политика позволяет не только стабилизировать, но и улучшить показатели социально-экономического развития.


 

Правительство Алтайского края проводит сбалансированную политику

государственных внутренних заимствований

 

Ярышева Татьяна Николаевна,

доцент кафедры Экономика, финансы и кредит ФГБОУВО АГТУ им. И.И. Ползунова

 

Алтайский край один из регионов России, завершивших финансовый 2016 год с профицитом. Основную часть в расходах края составляют образование (26,26%), социальная политика (20,45%), национальная экономика (19,99%) и здравоохранение (18,56%). Таким образом, две трети общей суммы затрат в крае идет на развитие и поддержание социальной сферы, что подтверждает социальную направленность бюджетной политики края. При этом источниками финансирования расходов региона выступают преимущественно (на 67%) собственные доходы. Достаточно велика зависимость регионального бюджета от внешних финансов, привлекаемых в форме межбюджетных трансфертов, однако, явно заметна тенденция к ее ослаблению при стабильно увеличивающихся собственных доходах региона. За последние пять лет увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет края составило 138%, при этом в среднем в год бюджет края прирастает на 8%, 2016 год отличается максимальным за данный период приростом в 17%.

Doc22.ru Структура доходов консолидированного бюджета Алтайского края 2009-2016 гг

Власти Алтайского края довольно сдержанно относятся к заимствованиям. На фоне растущих показателей государственного долга субъектов Российской Федерации (абсолютный размер государственного долга вырос на 74% за последние пять лет), темпы роста задолженности края перед федеральным центром сегодня незначительны. Размер внутреннего государственного долга Алтайского края на 1 января 2017 года составил 2,2 млрд. рублей (справочно: средний размер государственного долга по субъектам РФ 27,7 млрд. руб.; максимум – 150,0 млрд. руб. в Краснодарском крае). Данная величина не превышает 4,5% собственных доходов краевого бюджета и является наименьшей по Сибири. В целом по России Алтайский край находится на шестом месте по доле обязательств в доходах, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской и Сахалинской областям, а также г. Севастополь.

Doc22.ru Мониторинг сбалансированности бюджетов субъектов РФ (бюджет субъекта) (по состоянию на 1 января 2017 года)

По данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства государственный долг отдельных субъектов РФ на 1 января 2017 года превысил их собственные доходы. В разряд таких регионов попали Республика Мордовия (при доходах в 22,8 млн. руб. имеет задолженность в 40,2 млн. руб., превышение на 76%), Республика Хакасия, Костромская и Астраханская области и (превышение на 45,5%, 43,3% и 35,4%, соответственно), в меньшей степени, но все же превысили стопроцентный рубеж такие субъекты, как Республика Карелия (15,1%), Смоленская область (13,0%), Республика Марий Эл и Еврейская автономная область (0,9% и 0,6%, соответственно). В 46 регионах России размер государственного долга превышает 50% собственных доходов.

За последние пять лет в Алтайском крае среднее значение данного показателя составило чуть более 4%, а максимальное - не превысило 6% в 2015 году. Такая тенденция выглядит достаточно позитивно на фоне роста государственного внутреннего долга в целом по России. За тот же пятилетний период доля внутреннего долга в доходах субъектов выросла в среднем с 26% до 35%. Если расширить временной период исследования до 12 лет, то тенденция сокращения долговой нагрузки на бюджет Алтайского края выглядит еще более привлекательно.

Doc22.ru Алтайский край. Государственный внутренний долг по отношению  к собственным доходам. 2005-2017 гг

С 2004 года по 2016 год государственный внутренний долг края по отношению к собственным доходам сократился с 57% (при средней величине 23%) до 4,4% (при среднем значении 35%).

Объем государственного долга в расчете на душу населения на 1 января 2017 года в Алтайском крае также является минимальным по России (0,9 тыс. руб./чел.), а «лидируют» по этой позиции Ненецкий автономный округ (82,1 тыс. руб./чел.), Магаданская область (82,5 тыс. руб./чел.) и Чукотский автономный округ (226,1 тыс. руб./чел.) при средней величине задолженности на одного жителя по субъектам 16,1 тыс. руб./чел.

Doc22.ru Объем государственных долговых обязательств по состоянию на 1 января 2017 года, объем государственного долга субъектов на 1 жителя

Структуру внутреннего государственного долга Алтайского края формируют бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета, (98,8%) и незначительную долю занимают государственные гарантии в размере 4,7 млн. руб. (0,02%). Кредиты коммерческих организаций в качестве источника финансирования регионального бюджета не используются. Что вполне логично с точки зрения стоимости привлекаемых внешних источников финансирования бюджета. Государственные кредиты, предоставляемые под 0,1%, по данным Федерального Казначейства обходятся сегодня Алтайскому краю в 7,8 млн. руб., что составляет около 0,5% от суммы задолженности и лишь 0,007% от суммы расходов края. В целом по РФ относительная величина затрат на обслуживание государственного долга от размера задолженности составляет около 5,5% на 01.01.2017 г., хотя в отдельных субъектах она достигает величины в 37% (Московская область). Обслуживание займов кредитных организаций, предоставляемых под 12%-14% в год, обошлось бы краю значительно дороже. К примеру, если рассмотреть вариант привлечения коммерческого кредита в размере планируемого на 2017 год дефицита краевого бюджета 4,7 млрд. рублей (по данным Министерства финансов Алтайского края), то годовое обслуживание такого источника финансирования бюджета обойдется региону в сумму сопоставимую с затратами, необходимыми на строительство типового социального объекта (около 600 млн. руб.), нескольких дошкольных или одного общеобразовательного учреждения.

Анализ показателей, характеризующих бюджетную политику властей Алтайского края, позволяет утверждать, что в области государственных внутренних заимствований регион стремится к минимизации затрат на обслуживание долгов по привлекаемым источникам финансирования и снижению долговой нагрузки на региональную экономику, ставя в приоритет «жизнь по средствам» и своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств. Такая финансовая политика позволяет не только стабилизировать, но и улучшить показатели социально-экономического развития региона, а дополнительно поступающие налоговые доходы направлять на развитие социальной сферы и экономики края.