18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Алтайские ученые не исключают, что с 2017 года начнется рост населения края.

Научные сотрудники Алтайской лаборатории Института экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) Сибирского отделения РАН дали прогнозную оценку развития регионального рынка труда в Алтайском крае до 2025 года и обосновали три его сценария.

БАЗА ДЛЯ СТРАТЕГИИ

Алтайские ученые завершили свои исследования в конце прошлого года. Результаты исследований были переданы в Управление по труду и занятости населения Алтайского края, где были использованы при формировании Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края до 2025 года.

Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Алтайской лаборатории ИЭОПП СО РАН Людмила Родионова, эксперт Аналитического центра по проблемам труда и занятости при Правительстве РФ пояснила порталу Doc22:

- Такие исследования нужны при разработке документов стратегического планирования, к примеру, Стратегии развития рынка труда. Мы давно и тесно сотрудничаем с краевым Управлением по труду и занятости. Последний свой прогноз мы разрабатывали в 2006-2007 гг. А это новый, актуализированный документ. Динамичный характер изменений в российском обществе, неопределенность перспектив социально-экономического развития России в целом и ее отдельных регионов, а также информационные ограничения делают весьма труднодостижимым сколько-нибудь точный прогноз регионального рынка труда на ближайшие 10-15 лет. В этих условиях оценить перспективы его развития можно только на уровне сценарного описания и самых общих количественных оценок.

По мнению Родионовой, в прогнозируемый период в зависимости от состояния экономики и социальной сферы, типа и характера преобразований в народном хозяйстве, тенденций в демографическом воспроизводстве, проводимой социально-экономической и демографической политики ситуация на рынке труда Алтайского края может развиваться по нескольким сценариям, различающимся как общими параметрами занятости и безработицы, так и их структурными характеристиками.

Doc22.ru Людмила Родионова считает вероятным оптимистический сценарий развития рынка труда в Алтайском крае, но обуславливает возможность  его реализации рядом существенных обстоятельств.

Людмила Родионова считает вероятным оптимистический сценарий развития рынка труда в Алтайском крае, но обуславливает возможность  его реализации рядом существенных обстоятельств.

Сценарный подход позволяет очертить границы возможных траекторий развития регионального рынка труда. При этом были использованы результаты расчетов, полученных на основе экономико-математических моделей формирования и развития регионального рынка труда, статистического анализа динамики его основных параметров в 1990-2012 гг. и обобщения оценок экспертов, а также стратегии, планы и программы социально-экономического развития России и Алтайского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Вот эти три сценария.

ПЕРМАНЕНТНЫЙ КРИЗИС ИЛИ СИСТЕМНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ?

Инерционный, или сценарий имитируемой модернизации основан на гипотезах изменения демографического потенциала края, заложенных в аналогичном сценарии демографического прогноза и сохранении тенденций в социально-экономическом развитии региона, сложившихся в 2000-е годы. В сфере управления будут приниматься решения, направленные на модернизацию технического базиса экономики, внедрение новых технологий, развитие человеческого потенциала и совершенствование институтов. Однако, согласно этому сценарию, довольно часто они будут носить противоречивый, несистемный характер, декларируемые цели не вполне будут соответствовать реальной практике, объявленные приоритеты – фактическим, а используемые механизмы будут неадекватны поставленным задачам. В результате могут быть достигнуты лишь точечные результаты в отдельных сферах, а качественного роста экономики и развития рынка труда не предвидится. Согласно прогнозным расчетам в 2025 году численность экономически активного населения в Алтайском крае по инерционному варианту составит 1062 тыс. человек, занятых – 985 тыс. человек, а уровень общей безработицы будет на уровне 7%.

Пессимистический, или сценарий перманентного кризиса предусматривает, что глубокие кризисные явления, переживаемые российским обществом, будут по-прежнему распространяться на все сферы жизнедеятельности, включая демографию, экономику, политику, и на все регионы России, в т.ч. Алтайский край. Он основан на соответствующем сценарии демографического воспроизводства и предположении о том, что выход из экономического кризиса будет длительным и более медленным (по сравнению с инерционным сценарием), периоды некоторого оживления экономики и ее падения будут сменять друг друга вплоть до 2025 г., но в целом преобладать будут негативные тенденции. При таком варианте развития численность экономически активного населения в прогнозируемый период уменьшится на 208 тыс. человек и составит в 2025 г. 987 тыс. человек, количество занятых будет равно 835 тыс. человек, дисбаланс на рынке труда, или число безработных, составит 122 тыс. человек, а уровень безработицы будет более 12%.

Оптимистический сценарий, или сценарий системной модернизации и инновационного развития. В основе этого сценария лежит представление о регионе как сложной системе с большим количеством внутренних и внешних связей, и только взаимосвязанное, взаимообусловленное, взаимосогласованное движение в направлении модернизации ее важнейших системообразующих элементов и механизмов их взаимодействия позволит обеспечить качественные прорывы в развитии территории, в том числе сферы труда и занятости. Основное внимание на первом этапе (2014-2017 гг.) будет уделяться формированию ресурсов и стимулов модернизации во всех секторах экономики, развитию благоприятной институциональной среды и созданию широкой коалиции в поддержку модернизации. Одновременно по мере создания условий будут осуществляться модернизационные преобразования в традиционных отраслях экономики, а также отбор и подготовка к внедрению инноваций нового технологического уклада.

На втором этапе (2018-2025 гг.) начнется переход к ускоренному инновационному развитию экономики края на основе прорывных технологий шестого уклада, производства новых материалов и готовых продуктов, использования накопленного человеческого потенциала, разработки новых моделей и стратегий управления с приоритетным освоением уникального отечественного научно-инновационного задела во всех сферах жизнедеятельности. Трансформации подобного рода охватывают ни одно десятилетие и должны быть продолжены в постпрогнозном периоде, и это надо учитывать при планировании реформ. В соответствии с оптимистическим сценарием в 2025 году численность экономически активного населения составит 1247 тыс. человек, занятых – 1210 тыс. человек, безработица не будет превышать естественный уровень (3%).

- Для осуществления оптимистического сценария предпосылками станут благоприятные демографические условия: сокращение смертности, особенно среди трудоспособного населения. К 2017 году возможна стабилизация демографической ситуации в крае, а затем - рост численности населения, - считает Людмила Родионова. - Предполагаем, что и экономика будет развиваться более динамично.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗМА

Для реализации более оптимистических сценариев развития, с точки зрения ученых, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сохранение и развитие человеческого потенциала, формирование благоприятной институциональной среды в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности, модернизацию материально-технической базы и создание высокопроизводительных рабочих мест, справедливое распределение доходов и снижение избыточного социального неравенства, подавление всепроникающей коррупции и повышение эффективности государственного и муниципального управления.

По мнению Родионовой, источником роста могут стать финансовые ресурсы богатых территорий Севера, которые могут быть направлены на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры для переселяющегося оттуда избыточного населения в край – регион с более комфортными и менее затратными условиями проживания. Другим ресурсом развития экономики могут стать накопления населения. По ее оценке, их объем сегодня вполне сопоставим с размерами инвестиций в основной капитал. А направить эти средства можно было бы на строительство жилья, нужно только разработать доступные механизмы, которые смогут давать мультипликативный эффект. Перспективой экономического развития, по мнению ученого, могла бы стать инновационная и т.н. «зеленая экономика». Определенный вклад в решение этих задач могло бы внести усиление взаимодействия с институтами СО РАН. Представляется важным составить перечень перспективных научных разработок, внедрение которых целесообразно осуществить в крае. Особое внимание следовало бы уделить производству высококачественных продуктов питания с оздоравливающим эффектом, уникальных высокоэффективных лекарственных препаратов и биологически-активных добавок, экологически чистых материалов (в частности биопластиков), систем замкнутого жизнеобеспечения, основанных на технологии многоступенчатого использования энергии и др.

БЕДНОСТЬ: ПОРОК ИЛИ ПОРОГ?

По мнению специалистов Алтайской лаборатории ИЭОПП СО РАН, серьезной проблемойостается проблема бедности и занятости сельского населения. Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Алтайской лаборатории ИЭОПП СО РАН Алие Сергиенко сообщила порталу Doc22, что в 2013 г. Алтайская лаборатория завершила трехлетний социальный проект по исследованию сельской бедности в Алтайском крае и Республике Алтай для федеральных органов власти по гранту Президента РФ и за счет средств РГНФ. Алтайские ученые пришли к выводу о том, что для комплексной оценки процессов формирования бедности сельского населения необходимо учитывать не только низкую обеспеченность средствами существования, но и низкую доступность социальных благ (работы с приемлемыми условиями труда и оплатой, благоустроенного жилья, возможности получения образования, медицинской помощи, культурных ресурсов и др.), необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей. На фоне снижения бедности в России и регионах аграрной специализации с начала 2000-х гг. масштабы бедности сельского населения в Алтайском крае и Республике Алтай остаются значительными, что представляет угрозу для сохранения сельских сообществ и устойчивого развития сельских территорий.

Тем не менее, в настоящее время обездоленность или крайняя бедность (когда средств не хватает даже на скромное питание) остается сравнительно низкой (13%), несмотря на ее повышение в годы влияния глобального экономического кризиса. Среди бедных преобладают так называемые относительно бедные, для которых проблемой является покупка необходимых товаров длительного пользования (холодильника, стиральной машины и др.). Ключевыми причинами бедности сельского населения являются низкая оплата труда, высокая безработица, недостаточный уровень образования и квалификации, отсутствие трудовой мотивации, плохое здоровье, а также наличие двух и более детей. Способствуют углублению бедности также низкое качество и слабая доступность медицинских, образовательных, коммунальных и других социальных услуг. Крайне бедными чаще становятся сельские жители с низким уровнем образования и квалификации, не имеющие длительное время работы, проживающие в малых сельских поселениях, а также семьи с высокой иждивенческой нагрузкой. Массовый алкоголизм в сельских сообществах, порожденный бедностью, также остается мощным ограничителем ее преодоления.

К сложившимся условиям и практикам преодоления бедности сельского населения наряду с государственной социальной политикой относятся в первую очередь трудовая мотивация самих бедных, их социально-экономическая активность. Важное значение в сельских сообществах играет также влияние семейно-родственных и коллективных форм поддержки, в т.ч. поддержки сельским бизнесом. Наиболее эффективными стратегиями активности бедных являются занятость на рабочих местах с благоприятными оплатой и условиями труда, открытие своего дела, повышение образования и квалификации.

Среди основных причин, снижающих эффективность государственной политики по преодолению бедности сельского населения, алтайские ученые выделяют не только ограниченность финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельской социальной инфраструктуры, и иждивенческие настроения селян, обусловленные низкой оплатой труда, соизмеримой с размером пособия по безработице, но и территориальную удаленность служб социальной поддержки и центров занятости, недостаточное внимание к развитию практик социальной поддержки бедных сельским социумом. Эффективной основой преодоления сельской бедности может стать дифференцированная социальная политика с учетом особенностей социально-экономического положения и активности различных групп сельских бедных. Особое внимание должно быть уделено поддержке сельского бизнеса и сельхозпроизводителей, молодежной политике, сокращению масштабов низкой доступности сельских бедных к важнейшим социальным благам и услугам. Перспективным является стимулирование создания сельских территориальных кластеров с учетом стратегических направлений формирования устойчивого развития сельских территорий.

Doc22.ru Алие Сергиенко убеждена, что в селе надо делать ставку на молодежь и развитие кластеров.

Алие Сергиенко убеждена, что в селе надо делать ставку на молодежь и развитие кластеров.

- Эксперты, разрабатывающие Стратегию развития России до 2020 года, сделали ставку на развитие урбанизированных территорий, прежде всего агломераций, - отметил заведующий Алтайской лабораторий ИЭОПП СО РАН, доктор социологических наук Александр Троцковский. Что же касается менее развитых, так называемых периферийных территорий, то по отношению к ним надо, по мнению российских экспертов, проводить политику «управляемого сжатия».

Ситуация, как отмечает А. Троцковский, неоднозначная. С одной стороны, нельзя не учитывать объективных тенденций развития системы расселения, где города-миллионники имеют бесспорный приоритет. С другой стороны, сегодня трудно оценить экономические и социальные последствия региональной политики, допускающий «сжатие» периферийных территорий в чрезмерных масштабах. Ясно одно: для Алтайского края отсутствие серьезной поддержки населения периферийных территорий, его стимулирование на ускоренный массовый переезд в так называемые «урбанизированные зоны» чреваты возникновением не только социальных, но и экономических проблем. Достаточно вспомнить практику сселения «неперспективных деревень», когда разумные в своей основе идеи, необеспеченные в процессе их реализации должным финансированием, обернулись в реальности бедой российского масштаба.

Doc22.ru Александр Троцковский считает, что региональная политика должна проводиться с учетом объективных тенденций развития системы расселения и требует при этом максимальной взвешенности и осторожности.

Александр Троцковский считает, что региональная политика должна проводиться с учетом объективных тенденций развития системы расселения и требует при этом максимальной взвешенности и осторожности.