18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Накануне начала нового сельскохозяйственного года (1 июля) начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Александр Чеботаев в интервью информационно-аналитическому сайту Doc22 рассказал об итогах, проблемах и перспективах развития регионального АПК.

- Александр Николаевич, как бы вы оценили финансово-экономическое состояние отрасли сельскохозяйственного производства в Алтайском крае? Какие проблемы поставила перед крестьянами новая макроэкономическая ситуация в аграрной сфере?

- Прошлый год существенно отличается от всех предыдущих. Ценовая конъюнктура сложилась просто сумасшедшая, такой удачной ситуации и по зерновым, и по молоку никто не ожидал. Однако, как показывают практика, опыт, после этого маятник может качнуться в другом направлении. Что, собственно, и произошло. Завышенные цены на сельхозпродукцию серьезно подняли планку стоимости продуктов сельхозпереработки. В результате впервые за многие года сложилась проблема излишков продукции пищевой и перерабатывающей промышленности региона.

Как бы то ни было, год для сельхозтоваропроизводителей удачный. Благоприятная ситуация на рынках сельхозпродукции, складывавшаяся со второй половины 2010 года, обеспечила рентабельное ведение отрасли, повышение финансовой устойчивости аграрных предприятий и зарплаты сельхозработников в сравнении с 2009 годом. По итогам 2010 года объем чистой прибыли сельскохозяйственных организаций составил 4,3 млрд руб. (в 2,1 раза выше, чем в 2009 году). Уровень рентабельности их превысил 16 процентов, а удельный вес прибыльных организаций в общем их числе достиг 85,7 процента. Более чем на 15 процентов выросла среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства.

Основой устойчивого финансово-экономического положения сельскохозяйственной отрасли Алтайского края является не только благоприятная рыночная конъюнктура, но и рост производственных показателей самих сельхозтоваропроизводителей. По объему производства зерна в 2010 году (4,2 млн. тонн в весе после доработки) краю удалось сохранить 4 место среди регионов Российской Федерации, достигнутое в рекордном 2009 году. В расчете на душу населения производство зерна в крае в 2010 году составило 1702,7 кг, что почти в четыре (!) раза больше, чем в среднем по стране.

По поголовью крупного рогатого скота в 2010 году Алтайский край сохранил 3 место среди субъектов РФ. В рейтинге регионов России по объемам производства молока край поднялся на 3 место, скота и птицы на убой (в живой массе) – до 6 места. В расчете на душу населения в крае произведено молока в 2,6 раза, а скота и птицы в убойном весе – в 1,65 раза больше, чем в среднем по России. Коэффициент самообеспечения по молоку и молокопродуктам составил 1,74 (в 2009 году – 1,71), мясу и мясопродуктам – 1,29 (в 2009 году – 1,18), что значительно выше значений, установленных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Сельское хозяйство очень серьезно очистилось от кредитной задолженности, сократив ее. У нас было около 9 млрд руб. только «коротких» кредитов. Сегодня долг сокращен практически до 3,5 млрд руб. Значительно уменьшены долги по другим заимствованиям, в том числе и в сфере переработки. Хотел бы отметить, что и в наступившем календарном году отрасль сохраняет финансовую устойчивость. Так, уже в 1 квартале 2011 года сельхозорганизациями края получено более 2 млрд рублей чистой прибыли, что в 4 раза выше, чем в соответствующем периоде прошлого года. А рентабельность работы предприятий сложилась на уровне 29 процентов.

Что же касается проблем, то они прежние. Макроэкономическая ситуация в экономике такова, что растет стоимость всех ресурсов, что сказывается на росте затрат на сельхозпроизводство, растет себестоимость сельхозпродукции. По оценкам специалистов, она выросла по сравнению с прошлым годом не менее, чем на четверть. Мы не можем сегодня угнаться за ростом энерготарифов. В структуре себестоимости энергосоставляющая часть год от года неуклонно растет. Убежден: должна расти зарплатная часть, а доля энергоресурсов в себестоимости должна, в конце концов, иметь какие-то разумные пределы. Очевидно, что такой диспаритет оказывает негативное влияние на конкурентоспособность сельхозпроизводства в нашем регионе.

- По вашему мнению, в каком направлении удалось добиться наиболее серьезных успехов?



Александр Чеботаев, начальник Главного управления сельского хозяйства Алтайского края


- Благодаря госпрограмме и краевой программе наибольших успехов регион добился в области технического перевооружения села. За 5 лет было закуплено техники более чем на 22 млрд. рублей. В частности, только за 4 месяца 2011 года – на 2,5 млрд рублей. Возросшую техническую обеспеченность сельхозпроизводства показали и масштабы, и темпы проведения завершившейся посевной кампании. Сегодня, как показывает практика, фактически нет проблем с техническим обеспечением всех сезонных сельхозработ. Думаю, в этом направлении совершен действительно качественный прорыв. В этом заслуга и региональной власти, и Министерства сельского хозяйства.

Убежден, что очередным стимулом развития АПК Алтайского края, в первую очередь, животноводства, станет инициированная губернатором программа «100 + 100». В результате ее реализации в 2013 году производство молока увеличится до 1470 тыс. тонн, скота и птицы на убой – 335 тыс. тонн, а товарность производимого в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах молока вырастет до 30 процентов и скота и птицы на убой – до 60 процентов.

Как бы то ни было, проблема диверсификации сельскохозяйственного производства в нашем регионе сохраняет свою актуальность. Особенно в контексте роста технической оснащенности, внедрения современных технологий и обусловленного этими факторами повышения урожайности. Ведь надо признать: даже при жестокой прошлогодней засухе, дефицита зерна в России не отмечалось. Если в Центральной России будет хороший урожай в этом году, что будем делать? Нужно увеличивать внутреннее потребление, а без животноводства это невозможно.

Наша логистика такова: у нас что до одного моря, что до другого слишком велики транспортные расходы. Отсюда и вывод, что из региона за его пределы надо вывозить продукт с высокой добавленной стоимостью, продукцию переработки. Поэтому мы внутреннюю переработку должны загрузить на полную мощность. У нас есть возможности производить не только подсолнечник, но и лен, сою. Взять тот же лен, которого раньше засевали около 20 тыс. га, а в этом году его посевные площади составят не менее 100 тыс. га. Сои сеяли 5-6 тыс. га, в 2011 году посеяли более 25 тыс. га. Увеличились площади под крупяными культурами, подсолнечником.

- А как дела с сахарной свеклой? Ведь Алтайский край, как известно, единственный за Уралом свеклосеющий и свеклоперерабатывающий регион России…

- В связи с запланированным вводом Бийского сахарного завода увеличились посевные площади свеклы. Предполагается, что к 1 октября компания «Изумрудная страна», которая серьезно взялась за возрождение производства, откроет завод. Да и специалисты, которые привлечены к его запуску, имеют большой опыт работы по возрождению и модернизации аналогичных производств в других регионах страны и Казахстана. «Изумрудная страна», кстати, намерена в будущем заниматься свекловодством: закупила семена, технику и т.д. Пока основательность подхода к восстановлению производства на Бийском сахарном заводе нас устраивает. Что же касается запуска Алейского сахарного завода, то мы, понятно, «за» двумя руками. Но надо отдавать себе отчет: предприятию нужен хозяин, собственник. Единственное условие, на наш взгляд, вполне разумное: надо, чтобы среди учредителей были и производители, со своими гарантированными объемами производства.

- Насколько острыми в регионе являются проблемы земельной собственности? Как, с вашей точки зрения, они должны решаться или, по крайней мере, в какой плоскости лежит вектор их решения?

- Проблемы земельной собственности связаны с его нормативно-правовым регулированием, особенно, в части формирования и оформления в собственность земельного участка, выделенного в счет земельных долей, в том числе невостребованных. За последние годы муниципальные образование оформили в собственность только 61 тыс. га, а это примерно 10 процентов от числа невостребованных земельных долей Алтайского края. Наверное, где-то и местные органы власти не дорабатывали. Но главная причина - отсутствие законодательной базы, противоречия, существующие между нормами материального права и нормами процессуального права. Таким образом, большая часть земель сельскохозяйственного назначения не введена в гражданский оборот. А ведь известно, что базой доходной части бюджетов многих муниципалитетов является налог на землю и аренда земли.

Серьезные коррективы по урегулированию некоторых проблем в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения внес Федеральный закон № 435-ФЗ от 29.12.2010, большая часть положений которого вступит в силу с 1 июля этого года.

Согласно данному закону до 1 июля 2013 года все земельные доли земель сельхозназначения должны быть выделены в земельный участок и поставлены на кадастровый учет. При этом следует учитывать, что площадь земель сельскохозяйственного назначения, переданная в собственность граждан при приватизации, в Алтайском крае составляла более 6,4 млн. га, это более 52 % общей площади земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края.

Этим законом органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений получили значительные полномочия в части распоряжения земельными долями, оформленные в собственность поселений или городского округа, и земельными участками, выделенными в счет этих земельных долей, а именно, продажа земельных долей и предоставление земельных участков в аренду без торгов и конкурсов тем, кто на ней осуществляет сельскохозяйственную деятельность. Таким образом, муниципалитеты получат возможность получать дополнительные доходы. Земля будет на законных основаниях введена в сельхозоборот. Сегодня мы ведем активную разъяснительную работу с местными органами власти, землепользователями, собственниками земли и со всеми участниками земельных отношений. Ведь земля – это основное средство производства, гарант любых инвестиций в сельское хозяйство.

- Сегодня особую актуальность приобретает вопрос сохранения, оптимального использования и последующего развития имеющегося природно-почвенного потенциала, являющегося одним из глобальных конкурентных преимуществ нашего региона. Что в этом направлении предпринимают краевые власти (культурный севооборот, научно обоснованные структура посевов и агротехнологии, адекватное применение сельхозтехники, орошение и мелиорация, лесозащитные мероприятия и т.д.)?

- Сегодня, когда появляется возможность закрепить в собственности или в долгосрочной аренде земли, когда у нее появится подлинный хозяин, тогда мы и можем рассчитывать на то, что землепользователи будут серьезно заниматься повышением плодородия почв, ее сохранением. Вкладывать в это средства и силы. Федеральный закон, о котором мы говорили, и позволит избежать хищнической эксплуатации земли. Именно собственник-сельхозтоваропроизводитель и заинтересован в первую очередь во вложениях в свою землю, а соединения в одном лице землепользователя и собственника будет способствовать интенсификации сельхозпроизводства и повышению плодородия почв.

Губернатор поднял проблему возрождения полезащитных лесонасаждений, и есть уже движение в ее решении. Краевые власти выделяют средства на проведение их инвентаризации, на софинансирование участия края в федеральной программе. В этом году уже посажены первые 14 га лесных насаждений в Немецком национальном районе.

Еще одно направление – орошение. Мы компенсировали большую часть затрат на электроэнергию и на ГСМ при поливе. В этом году планируется компенсировать не менее 50 процентов стоимости новой техники для орошения. На будущий год рассматриваем компенсацию затрат на реконструкцию поливных участков. Ведь в негодность пришло много скважин, резервуаров для хранения воды и т.д. Возможно, финансирование этого направления будет осуществляться в рамках какой-то программы по поддержке животноводства. Разумеется, с участием федеральных средств. Кстати, надеемся, что в Минсельхозе изыщут возможности более льготного финансирования этих мероприятий по сохранению почвенного плодородия в рамках соответствующей федеральной программы, более щадящих условий по софинансированию из средств краевого бюджета с учетом значения такой поддержки для сельского хозяйства и природно-климатических особенностей Алтайского края. Это даст нам возможность на выделение больших объемов финансовых ресурсов.

- В каком, по вашему мнению, направлении должно развиваться сельхозпроизводство в нашем регионе? Будет ли это вектор его укрупнения, перевода на рельсы крупнотоварного конкурентного производства, т.с. «новой индустриализации», либо поддержка фермерства, мелкотоварного производства, позволяющего сохранить крестьянские традиции, социальную базу села, обеспечить занятость и т.д.?

- Только комплексно, иного не дано! И конечно, перспективы – в диверсификации производства. Мы должны производить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Только в этом случае нам удастся снизить зависимость сельскохозяйственного производства от транспортной логистики.



В настоящее время в сельхозпроизводстве края сложилась многоукладная экономика. Так, по итогам прошлого года в структуре валовой продукции отрасли на долю организаций приходилось 42,4 процента, крестьянских хозяйств – 9 и хозяйств населения – 48,6 процентов. В личных подсобных хозяйствах производится более 90 процентов картофеля, 80 процентов овощей, половина молока и мяса, около 40 процентов яиц. На долю крестьянских хозяйств в общекраевом объеме производства зерна приходится более 30 процентов, сахарной свеклы – 25 процентов, подсолнечника – 35 процентов. А вот мяса и молока – только около 3 процентов.

Из этой статистики понятно, что развиваться должны все формы хозяйствования, и крупные, и мелкие. В степной части края возможна обработка и 20-40 тыс. га, в предгорьях возможно и менее масштабное хозяйствование. Мы поддерживаем политику Минсельхоза на развитие семейных ферм, это направление уже в этом году будет стимулироваться господдержкой в виде грантов. В Алтайском крае возможны и имеет право на существование все формы сельхозпроизводства, от ЛПХ до крупных холдингов. Всем места на рынке хватит!.. Сегодня в регионе крестьянско-фермерские хозяйства имеют более 33 процентов земли. А в валовом производстве животноводческой продукции их доля всего-навсего 2,5-3 процента. Это очевидный дисбаланс, перекос! И в этом отношении их социальная ответственность не носит всеобъемлющего характера. Не выдерживает критики, с точки зрения соблюдения агротехнологий, мелкие зерновые КФХ, не соблюдающие севооборотов, с низкой культурой производства, невысокой технической обеспеченностью и т.д.

Убежден, для того, чтобы сохранить конкурентные перспективы, они должны укрупняться, объединяться. Степень укрупнения, думаю, подскажет сама жизнь и экономическая целесообразность. Кстати, в последние годы и отмечается такая тенденция. Так, размер сельхозугодий, приходящихся на одно фермерское хозяйство, в 2010 по сравнению с 2005 годом увеличился в полтора раза и составил 409,7 га.

Хотя, как мне кажется, ключевой вопрос – это проблема собственности в сельхозпроизводстве, частной или коллективной. Частный бизнес сегодня более ответственен, экономически эффективен. Ведь среди частных предпринимателей в сельхозпроизводстве практически нет сегодня убыточных хозяйств.

Что же касается господдержки, то она в крае оказывается всем сельхозтоваропроизводителям вне зависимости от организационно-правовых форм и размеров производства, как крупнотоварному производству, так и малым формам хозяйствования. В будущем этот вектор сохранится.

- С вашей точки зрения, какие серьезные, принципиальные изменения произошли в аграрной сфере края за последние несколько лет?

- Думаю, главное – это принятие государственной программы поддержки сельского хозяйства, подкрепленной серьезными финансовыми вложениями. Это появление серьезных краевых целевых программ. Сегодня есть деньги на поддержку сельхозтоваропроизводителей! Считаю, что это подлинный прорыв в государственной аграрной политике. Такого никогда не было! Все эти вложения себя многократно оправдали, статистика дает этому прямые и недвусмысленные подтверждения. Бюджетные средства не выброшены на ветер, не ушли, как некоторые по привычке говорят, в «черную дыру». Они работают в интересах селян, позволяют сохранять рабочие места, решают социальные проблемы села, без решения которых невозможно организовывать сельхозпроизводство и обеспечивать продовольствием всю страну.

Вот что такое краевая программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья»? Она направлена в первую очередь на поддержку алтайских крестьян, защиту их интересов, создание для них равных конкурентных условий в общероссийском контексте. В регионе продолжается работа по реализации программы. В число основных задач входит обеспечение интенсивного развития приоритетных для края секторов экономики – сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозмашиностроения путем создания агропромышленного кластера. Предполагается качественное улучшение состояния инженерной и социальной инфраструктуры села, формирование нового образа жизни сельского населения, диверсификация сельскохозяйственного производства, внедрение технологий по выращиванию растительного сырья для последующей глубокой переработки, с получением в рамках развития биофармацевтического кластера лекарственных средств и продуктов питания с заданными свойствами.

В последние годы на федеральном уровне создаются условия для реализации программы - своевременно разрабатываются и принимаются нормативные акты, предусматривающие дополнительные меры государственной поддержки. Аграрии приобретают льготное дизельное топливо, получают компенсации за приобретение сельхозтехники и оборудования. В этом году Алтайский край как регион, сохранивший поголовье КРС, получит 518 млн рублей из федерального бюджета на субсидирование затрат на приобретение кормов для крупного рогатого скота. Сегодня решается вопрос льготирования железнодорожных тарифов для регионов Сибири, компенсации затрат на межевание земель. Не оставлены без внимания темы сохранения плодородия почв, мелиорации, агрострахования и другие актуальные вопросы.

Реализация программы «Комплексное развитие Алтайского Приобья» позволит увеличить роль Алтайского края в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Беседовал Артем Кудинов.