18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

14 октября в Министерстве сельского хозяйства прошла презентация концепции создания в Российской Федерации особо значимых аграрных территорий на примере проекта «Комплексное развития Алтайского Приобья». С основным докладом на совещании выступил губернатор Алтайского края Александр Карлин. По итогам совещания он заявил: «Принято решение рекомендовать нашу концепцию после её доработки к рассмотрению на комиссии правительства по развитию АПКаграрно-промышленного комплекса».

ПРЕДЫСТОРИЯ

Впервые идею придания ведущим аграрным территориям, в том числе и Алтайскому краю, статуса особо значимых территорий со всеми вытекающими последствиями  губернатор края Александр Карлин озвучил,  выступая на первом Всероссийском сельском сходе 13 февраля текущего года.  Тогда многие из делегатов схода не придали его словам особого значения, да и некоторые чиновники краевого ранга не слишком рассчитывали на то, что присутствовавший на этом мероприятии будущий президент (тогда еще кандидат в президенты) Дмитрий Медведев обратит на это губернаторское предложение внимание. Однако реакция его последовала незамедлительно: Медведев предложил алтайскому губернатору оперативно разработать конкретный документ и представить его в правительство.

Впоследствии, отвечая на вопросы журналистов о предпосылках проекта, Александр Карлин улыбнулся:

– Во многом, соглашусь, это была импровизация. Но это был не просто рояль в кустах. Этот рояль мы заранее туда подтянули!..

Губернатор пояснил, что, прежде чем выступить с подобной инициативой, он советовался с губернаторами ряда регионов, в частности, юга России и Оренбургской области, и заручился их поддержкой. Поддержал предложение Карлина и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, с которым у алтайского губернатора за последние два года сложились весьма доверительные отношения. Как показали последующие события, этот факт  сыграл не последнюю роль в продвижении проекта, вполне способного увязнуть в бюрократической трясине. Губернатор края подчеркнул, имея в виду и наш регион, что Минсельхоз становится эффективным «лоббистом» интересов сельхозотрасли на федеральном уровне.

А вскоре у будущего крупного инвестиционного проекта появилось и название – «Алтайское Приобье». Началась работа по наполнению его конкретным содержанием. В целях разработки программы по приданию Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории по распоряжению губернатора была создана рабочая группа, куда вошли представители подразделений администрации края, а также специалисты отраслевых предприятий края.

В соответствии с  Планом мероприятий по подготовке документов для создания особой аграрной территории, согласно проекту «Комплексное развитие Алтайского Приобья», определены основные разделы проекта: «Сельское хозяйство», «Перерабатывающая промышленность» и «Сельхозмашиностроение».

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Как отметил, выступая в Минсельхозе, губернатор Карлин, «за последние годы на мировом продовольственном рынке сложилась крайне неустойчивая ситуация: при общем тренде роста потребления продуктов питания (прежде всего в развивающихся странах) наблюдаются значительные колебания по производству сельскохозяйственной продукции. При этом в большинстве стран на государственном уровне инициируются проекты перехода на возобновляемые источники энергии, что сокращает переработку сельскохозяйственного сырья и ведет к росту цен на продовольствие. По мнению экспертов, спрос на продовольствие в мире будет расти и в среднесрочной перспективе. В сложившихся условиях обеспечение продовольственной безопасности страны становится задачей первостепенной государственной важности».

КАК СТАТЬ «ОСОБО ЗНАЧИМЫМ»?

Концепция проекта относит к критериям придания статуса субъектам Российской Федерации особо значимых территорий размер площади пашни; долю сельского хозяйства в валовом региональном продукте; долю сельского населения в общей численности населения региона; производство валовой продукции сельского хозяйства на душу населения. Еще один значимый фактор - доля субъекта в производстве наиболее востребованных продуктов питания, формирующих продовольственную корзину граждан.

ПОЧЕМУ АЛТАЙ?

Главным обоснованием для осуществления инвестиционного проекта «Алтайское Приобье», по мнению разработчиков, является то, что Алтайский край является крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Сибири и на Дальнем Востоке. По площади пашни и зернового клина Алтайский край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота – четвертое место. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 17% (по России – около 4 процентов).  Занимая 4 процента территории и имея около 12 процентов населения Сибири, ежегодно край производит более 19% всей аграрной продукции Сибирского федерального округа. А в 2007 году доля региона по показателю валового производства сельскохозяйственной продукции составила около 3% от валового показателя РФ. При этом индекс производства сельскохозяйственной продукции на Алтае выше, чем в среднем по России (108% против 103,3%).

Обладая благоприятными природно-климатическими условиями, регион имеет необходимый опыт выращивания большинства сельскохозяйственных культур и их переработки, а также ресурсы для производства высококачественных и экологически чистых продуктов питания. В 2007 году Алтайский край вошел в первую тройку субъектов РФ по валовому объему производства зерна с показателем 5,1 млн. т, а среднегодовое производство зерна составляет около 4 млн. тонн зерна. Есть и современные производственные мощности в перерабатывающей промышленности, в том числе и кластерного типа. Формируются кластеры и в смежных отраслях. Достаточно сказать, что сегодня на Алтае производится каждый десятый килограмм российской муки., из которого вырабатывается 1,2 млн. тонн муки или около 11 процентов общего объема ее производства в России, а также каждая пятая тонна крупы.

Алтайский край вносит свой вклад в продовольственную безопасность как в регионах Сибири и Дальнего Востока, так и России в целом: за пределы края ежегодно вывозится около 80 процентов муки и крупы (Алтайский край - крупнейший производитель этих товарных групп в России), около 70 процентов сыра и около 20 процентов животного масла. В крае производится около 85% маслосемян подсолнечника в Сибири, выращивается лен-долгунец, соя,  наш регион –единственный за Уралом, где производится и перерабатывается сахарная свекла.

Благодаря поддержке федерального и краевого бюджетов объем государственного финансирования сельского хозяйства вырос за 2 года в 1,8 раза и в 2007 году достиг более  3,5 млрд. руб. Реализация программных мероприятий позволила за последние два года увеличить инвестиции в основной капитал по сельскому хозяйству в 2,2 раза. Существенно (в 1,7 раза) выросла среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства. В целом за два года производство валовой продукции сельского хозяйства края возросло почти на 19% (по России – на 7%).

По показателям протяженности автомобильных дорог край занимает первое место в России, в сельской местности находится более 1000 общеобразовательных учреждений (свыше 80% от их общего количества), в регионе сохранена разветвленная сеть сельских учреждений здравоохранения, библиотек, клубов, спортивных сооружений. Согласно требованиям федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Алтайском крае создано 795 муниципальных образований – это самое большое количество муниципальных образований в России.

Однако действующий в настоящее время механизм государственной поддержки АПК края не в полной мере учитывает его специфику как крупного аграрного региона, а также природно-экономические условия хозяйствования в сибирских условиях. Так, имея крупнейшее поголовье крупного рогатого скота, край в расчете на 1 голову КРС в текущем году получил в 1,7 раза меньше средств из федерального бюджета, чем в среднем по Российской Федерации. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по госпрограмме в 4,7 раза меньше, чем в среднем по России. В целом по итогам 2007 года доля расходов консолидированного бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 7,7% от общих расходов консолидированного бюджета края (для сравнения - доля расходов консолидированного бюджета России на сельское хозяйство составляет 1,3%). При этом на 1 га пашни в Алтайском крае пришлось около 549 рублей, в среднем по России – 1440 рублей. То есть, несмотря на существенные в бюджетном плане расходы, Алтайский край не может пока из-за чрезвычайно сложной социально-экономической инфраструктуры региона обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне.

В то же время, по мнению разработчиков проекта «Алтайское Приобье», с учетом роли Алтайского края как одного из основных производителей продуктов питания и сырья для их производства в России, регион имеет все предпосылки  для того, чтобы стать территорией опережающего роста для агропромышленного комплекса страны.

Ведь агроклиматический потенциал, накопленная материальная и техническая база, мощный научный комплекс, трудовые ресурсы позволяют краю выйти на устойчивое среднегодовое производство зерна в объеме 7 млн. тонн, молока - до 3,5 млн. тонн. Кроме того, край обладает возможностями существенного увеличения объемов производства крайне востребованных в настоящее время технических культур – сахарной свеклы и подсолнечника. Обширные пастбищные угодья, наличие достаточных ресурсов по зернофуражу  способствуют развитию не только молочного, но и мясного скотоводства, птицеводства, свиноводства, по которым край может существенно увеличить производство различных видов мяса – говядины, свинины, конины и мяса птицы. Достаточные производственные мощности, узнаваемые бренды, высокое качество продуктов питания, производимых в Алтайском крае, позволяют краю ежегодно активно расширять географию поставок продовольственной продукции.

Кроме того, Алтайский край занимает стратегически выгодное географическое положение – вблизи от динамично растущих рынков Юго-Восточной и Центральной Азии, что в перспективе может играть значительную роль в продвижении российских товаров на эти емкие рынки.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ПРОЕКТ?

В основу проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» заложена идея перевода отраслей АПК на интенсивный путь развития и обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края. Как отмечалось в ходе презентации, Алтайский край при комплексном подходе может и способен значительно увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а, значит, вносить больший вклад в вопросы обеспечения продовольственной безопасности России.

Осуществление проекта «Алтайское Приобье» предполагает три этапа:

* 2008-2013 годы – активные структурные преобразования аграрного и перерабатывающего секторов экономики края;

* 2014-2018 годы – повышение технологической, инновационной и социальной конкурентоспособности края;

* 2019-2025 годы – приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни.

Инициаторы проекта полагают, что базой для его реализации должен стать соответствующий федеральный закон «О создании и развитии особо значимых аграрных территорий Российской Федерации», который бы определял перечень таких регионов и содержание их особого статуса. А для развития этих территорий необходимо использовать как зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки, но на особых, льготных условиях (мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, средства Инвестиционного фонда, федеральные целевые программы), так и ряд новых механизмов государственной поддержки.

Решение обозначенных в проекте проблем, разумеется, невозможно без разработки специальной законодательной базы, особого правового режима, сочетающего как механизмы прямой господдержки инфраструктурных проектов, так и косвенного стимулирования развития современных технологий.

Проектом предлагаются:

  • дополнительные меры по субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности.
  • предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, а также комплексной реконструкции внутрихозяйственных оросительных систем.
  • господдержка приобретения средств интенсификации производства (минеральных удобрений, средств защиты растений, элитных семян) на таком уровне, который бы реально стимулировал сельхозтоваропроизводителей к их применению в производстве.
  • субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства.
  • субсидирование части затрат на приобретение ГСМ
  • софинансирование за счет средств федерального бюджета восстановительной работы в лесозащитных полосах.
  • субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков

В рамках создания особо значимой территории, помимо мероприятий Государственной программы, будет реализован целый ряд проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, мероприятий федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики.

В целом, в рамках особо значимой территории запланирована реализация 18 крупных инвестиционных проектов на сумму около 80 млрд. рублей.

В частности, с целью решения проблемы качества семян, расширения практики применения семян высших классов разработан проект развития семеноводческой отрасли региона. Стоимость проекта – около 3,2 млрд. рублей, половину этих средств планируется осуществить за счет бюджетных ассигнований федерального и регионального уровней. Инвестиции будут направлены на строительство комплекса по производству семенного материала зерновых, зернобобовых, крупяных и кормовых культур высших классов. Годовой объем производства составит 30 тыс. тонн семян класса «элита», 67,5 тыс. тонн семян класса «I репродукция», 632,5 тыс. тонн семян класса «II-IV репродукция».

В рамках особо значимой территории будет реализованы два крупных инвестиционных проекта в области животноводства: во-первых, строительство свиноводческого комплекса на 300 тыс. голов свиней. Проект предусматривает строительство свиноводческого комплекса, соответствующего европейским стандартам, с прогрессивной технологией раннего отъема, оптимизацией кормления и внедрением энергосберегающих технологий.

А также проект строительства птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс.тонн мяса птицы в год, реализуемый  ООО «Алтайский бройлер». Предусмотрено создание птицеводческого комплекса, включающего: семь площадок для откорма бройлеров, инкубаторий на 36 млн. штук инкубационного яйца в год, цех глубокой переработки мяса, комбикормовый завод, обслуживающую инфраструктуру.Проект реализуется в нескольких районах края, в настоящее время ведется строительство первой птицефабрики в Зональном районе, ввод которой планируется уже в 2008 году. Стоимость проекта – около 3,6 млрд. рублей. Выручка от реализации при выходе на проектную мощность – 1,8 млрд. рублей в год.

Следующий проект - реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы.В рамках реализации данного проекта предполагаются глубокая переработка продовольственной пшеницы и производство топливного биоэтанола, сухой пшеничной клейковины (глютена), масла пшеничных зародышей, сухих кормовых дрожжей, углекислоты. Проект предусматривает частичную реконструкцию действующих производственных мощностей с увеличением объема выпуска муки, а также приобретение нового оборудования для производства сухой клейковины и этанола, получаемых из пшеничной муки:

производство этанола – 100 тыс. т/год;

производство глютена – 67,4 тыс. т/год;

переработка сырья (пшеницы) – 685 тыс. т/год.

Общая стоимость проекта составляет 6,4 млрд. руб.  Выход на полную проектную мощность планируется осуществить в декабре 2011 года; срок окупаемости проекта - около пяти лет.

Разработан проект по организации производства гусеничного многофункционального трактора А-600,  выполняющего все виды сельскохозяйственных и транспортных работ в агрегате со шлейфом из 87 сельскохозяйственных машин. Общая стоимость реализации проекта составляет около 2,1 млрд. рублей. Годовой объем производства: 340 штук в год (1-я очередь); 900 штук в год (2-я очередь); модернизированных тракторов класса 4-5 – 1600 штук в год.

Целью реализации проекта «Алтайское Приобье», по мнению разработчиков,  является создание условий для формирования на территории Алтайского края особо значимой аграрной территории на основе принципов и механизмов государственно-частного партнерства. А это значит, что под «зонтичный бренд» «Алтайского Приобья» будут привлекаться не только бюджетные средства, но и частные инвестиции. Так, общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта по созданию особо значимой аграрной территории «Алтайское Приобье» предполагается в размере более 590,7 млрд. руб. Из них 40% – это государственные вложения в производственную инфраструктуру и на субсидирование затрат по реализации проектов и 60% – частные инвестиции. Авторы концепции считают, что такая пропорция является золотой серединой взаимодействия государства и власти.

ЧТО ДАСТ ПРОЕКТ ДЛЯ КРАЯ?

Придание статуса особо значимой аграрной территории не только позволит решить сугубо сельскохозяйственные задачи, но и станет локомотивом для развития перерабатывающей промышленности, даст новые возможности для восстановления производства инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми характеристиками

Увеличение объема валового регионального продукта в расчете на душу населения планируется в 3,8 раза. Предусматривается значительный рост заработной платы работников сельского хозяйства, снижение уровня безработицы, создание условий для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения.

Главной целью проекта, его идеологической «сердцевиной» является перевод отраслей АПК на интенсивный путь развития и обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края. Ведь, как неоднократно подчеркивал губернатор края, получение особого статуса – не самоцель. Оно позволит решить не только сельскохозяйственные задачи, но и станет локомотивом для развития других сфер экономической деятельности всего края.

Благодаря системному решению задачи развития региона Алтайский край в 2018 году должен выйти на гарантированный и устойчивый объем производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, что позволит краю стать  регионом, обеспечивающим население РФ основными продуктами питания и формирующим государственный резерв.

Выполнение комплекса мероприятий по развитию особо значимой аграрной территории позволит повысить уровень потребления основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, их доступность и экологическую безопасность для населения, увеличить объемы производства зерновых, в частности, по Алтайскому краю до 7 млн. т, скота и птицы в живом весе – до 440 тыс. т. Переработка сельхозпродукции вырастет в среднем в два раза, а внутренний региональный продукт края в расчете на душу населения – в 3,8 раза. Среднемесячная заработная плата на одного работающего в сельском хозяйстве в увеличится в 7,3 раза; а уровень безработицы в крае снизится в 2 раза. Будут созданы условия для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения.

Это  позволит улучшить межрегиональные экономические и торговые отношения и повысить уровень жизни населения в регионе.

ЧТО УЖЕ ДЕЛАЕТСЯ?

В соответствии с поручением правительства администрация края разработала концепцию и технико-экономическое обоснование проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Документы направлены на рассмотрение и согласование в Минсельхоз, Минрегионразвития, Минэкономразвития, Минфин и Федеральную службу России по тарифам. И, по словам Александра Карлина, предварительные отклики носят весьма благожелательный характер.

Как стало известно, в ноябре в Барнауле во время выездного заседания комиссии Правительства РФ по развитию АПК под председательством 1-го вице-премьера Виктора Зубкова пройдет представление проекта «Алтайского Приобья», который успешно прошел апробацию в профильном министерстве. Об этом губернатор края договорился с Зубковым во время недавней встречи с ним.

- Той цели, которую мы ставили перед собой на этом этапе работы, мы достигли, - отметил алтайский губернатор. - Дальше предстоит большой труд, совместная работа.