18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Международная научно-практическая конференция «Роль аграрных реформ П.А. Столыпина в освоении Сибири и Дальнего Востока» завершилась в Алтайском крае. На ее открытии в краевом театре Драмы им. Шукшина с основательным докладом «Алтай от столыпинских реформ до современности» выступил губернатор края Александр Карлин. Приводим текст выступления:

 

- Аграрный вопрос был определяющим на всех этапах истории нашей страны. Очевидным тормозом экономического, социального и культурного развития села в начале прошлого века были отсутствие эффективного землепользователя и четкого оформления земельных прав, иждивенчество и безынициативность. Вследствие растущей социальной напряженности и революционных выступлений в деревне был необходим внятный и четкий комплекс мер по разрешению этих острейших проблем. Основной целью реформ Столыпина было формирование слоя крепких сельских собственников путем предоставления им земли, возможности получения кредитов, стимулирования переезда крестьян из малоземельной европейской части страны в богатую земельными ресурсами Сибирь.

 

Впервые в истории России были предприняты реальные шаги по экономическому закреплению и теоретическому оформлению прав сельского труженика на земельный участок и плоды его труда. Для переселенцев государством предусматривался целый ряд мер поддержки – льготный проезд, ссуды на обустройство, строительство общественных объектов и т.д. В очень короткий временной период, менее 10 лет, все эти меры позволили почти трем миллионам человек сдвинуться на восток. Колоссальная по тем временам цифра.

 

По нашему глубокому убеждению, сибирские регионы и в дальнейшем должны и могут играть более существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности России. Более того, перспективной целью нашей страны должно стать увеличение экспорта сельхозпродукции на рынки динамично развивающихся густонаселенных стран Юго-Восточной и Центральной Азии. Особая роль в этом процессе будет принадлежать Алтайскому краю. Регион является крупнейшим в Сибири и на Дальнем Востоке производителем сельхозпродукции и продуктов питания. По площади пашни и зернового клина край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота – 4-е.

 

По своим биоклиматическим условиям Алтайский край является уникальной территорией. Семь природно-климатических зон, вариативность ландшафта, различный уровень увлажнения и количество осадков обусловили районирование множества сортов растений и пород скота. В крае, помимо известного всей стране высококачественного зерна и молока, производится сахарная свекла, подсолнечник, лен, бахчевые культуры и даже виноград.

 

Сельское хозяйство является доминантой социально-экономического развития края. Почти половина его населения проживает в сельской местности, а доля отрасли в валовом региональном продукте составляет 18 % при среднероссийских 4-х. Вместе с тем эти же факторы обусловливают более низкий уровень бюджетной обеспеченности нашего и многих других аграрных регионов страны. Так, уровень поступления от сельского хозяйства в краевой бюджет не превышает 3-4 %, что определяет лишь 68 место края по уровню бюджетной обеспеченности среди субъектов России. Это значительно ограничивает возможности краевого бюджета в части финансирования программ развития социальной сферы и поддержки реального сектора экономики. На сельское хозяйство в структуре расходов краевого бюджета мы  тратим около 7 %. А в среднем по России этот показатель не достигает 4 %. Тем не менее уровень бюджетных расходов на один гектар пашни у нас получается меньше среднего по России почти в 4,7 раза.

 

Таким образом, несмотря на предельно высокую долю выделяемых на АПК средств, мы не можем обеспечить финансирование отрасли даже на среднероссийском уровне. При том на Алтае производится каждя пятая тонна крупы, каждая шестая тонна сыра и каждая восьмая тонна муки. Значительная часть произведенной продукции вывозится за пределы края. Это около 70 % сыра, 80 % муки и крупы и т.д. Тем самым Алтайский край вносит заметный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны.

 

В связи с этим администрация края выступила с инициативой о придании отдельным  субъектам РФ статуса особо значимых аграрных территорий. Был подготовлен проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья». И мы благодарны правительству России, премьеру Владимиру Владимировичу Путину за поддержку нашей инициативы. Вы знаете, что 5 июля этого года вышло постановление правительства, согласно которому проект «Алтайское Приобье» вошел в утвержденную правительством Российской Федерации программу развития Сибирского Федерального округа до 2020 года в качестве приоритетного и включен в перечень проектов, которые будут поддерживаться правительством страны в приоритетном порядке.

 

Идея придания ряду территорий страны статуса особо значимых аграрных была озвучена в этом зале немногим более двух лет назад во время визита в Алтайский край тогда первого вице-премьера правительства, ныне президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева. И эта идея была им в целом также поддержана.

 

Многие из вас знакомы с содержанием видеоконференции, которую несколько дней тому назад Дмитрий Анатольевич провел со мной как с руководителем региона. Наверное, вы обратили внимание, что президент хорошо осведомлен о нашем продовольственном потенциале, глубоко интересуется состоянием дел в нашей аграрной и пищевой отрасли. И многие поставленные перед президентом страны вопросы встретили у него заинтересованную и реальную поддержку. Я уже получил из аппарата администрации президента копии своих писем с резолюциями и поручениями Дмитрия Анатольевича. При этом на некоторых из них установлены очень конкретные и беспрецедентно короткие сроки исполнения. Это соответствует остроте известной проблемы и важности нахождения оперативных способов ее решения.

 

Реализация проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» строится на условиях частно-государственного партнерства для осуществления масштабных инвестиционных проектов. Общий объем инвестиций из всех источников мы определяли в сумме порядка 590 млрд. рублей. Первые два года работы по реальному воплощению идеи «Алтайского Приобья» говорят о том, что если мы темпы нашей работы сохраним, не говоря уже о том, что если мы их  будем наращивать, то запланированные совокупные объемы инвестиций в аграрную и связанные с ней отрасли Алтайского края, а также в инфраструктурное его развитие, значительно превысят наши предварительные расчетные показатели.

 

В рамках проекта будет реализовано свыше 80 крупных инвестиционных проектов – в животноводстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, в туризме; проекты создания энергетической и транспортной инфраструктуры. Что касается последнего: в ближайшее время мы ожидаем принятия важных правительственных решений  по значительному усилению именно этого блока инфраструктуры региона. Вы знаете, в силу ряда причин последнее десятилетие именно этот блок в значительной степени тормозит темпы нашего экономического развития.

 

Эти шаги позволят упрочить лидирующие позиции края в производстве продуктов питания, а также заметно расширить линейку выпускаемой продукции, увеличить глубину переработки сырья...

 

Часть заявленных проектов уникальна и обладает очень высокой инновационной составляющей. Особое место среди них занимает проект развития на базе наукограда Бийска биофармацевтического кластера. Оно предполагает строительство фармацевтического индустриального парка «Алтайбио» по производству субстанций и дженериковых лекарственных форм на их основе...

 

Необходимо также отметить проекты создания производства по глубокой переработке зерна, строительство завода по производству рафинированного растительного масла... и целого ряда других крупнейших проектов, которые по своему значению выходят далеко за пределы региональных... Прошедший год можно по праву назвать первым годом работы в рамках реализации проекта. Его последовательная реализация оказала заметное влияние на развитие края. Несмотря на кризисные явления в мировой и российской экономике, именно сельское хозяйство и пищевая промышленность продемонстрировали у нас свою устойчивость. По итогам 2009 года рост объемов сельхозпроизводства составил 119,2 %, по России, как вы знаете, 101,2 %. При этом выпуск животноводческой продукции увеличился на 7,6 %, по России – на 4,1 %. В пищевой промышленности рост составил 15,8 % при снижении по России на 0,5 %.

 

В этом году позитивная динамика развития этих отраслей продолжается. По итогам первого полугодия объем сельхозпроизводства в крае увеличился на 6,9 %, выпуск продуктов питания – на 10 %. Наша сверхзадача в этом году – убрать до последнего зернышка все, что выращено на полях Алтайского края, заготовить максимальное количество кормов и, соответственно, сохранить максимальный объем поголовья в животноводстве. И тем самым, мы, с одной стороны, обеспечим залог своего успешного поступательного развития в следующий период. С другой, - и это вторая наша важнейшая задача, а, может, она даже в некотором смысле и первая, - мы тем самым создаем подушку безопасности для решения проблем продовольственного обеспечения западных регионов страны в следующий 2011 год, который будет не менее сложным...

 

В то же время наращивание объемов производства продукции не всегда автоматически ведет к улучшению финансово-хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей. При прошлогоднем высоком урожае в 6 млн. тонн, рекордном за последние 20 лет, и общем 4-м месте в России по объемам производства зерна, хлеборобы края столкнулись с катастрофическим снижением закупочных цен на зерновые культуры. Которые поставили часть из сельхозпроизводителей на грань выживания. При этом проведенные Минсельхозом России закупочные интервенционные торги не смогли сгладить существенным образом ситуацию на зерновом рынке... В силу этого рентабельность сельхозпроизводства в крае сократилась с 20 % в 2008 году до чуть более 7 % в 2009-м. И это если мы не считаем государственную поддержку, которая в прошлом году составила в целом около 4 млрд. рублей. Если бы той государственной поддержки не было, то в целом рентабельность отрасли по итогам прошлого хозяйственного года была бы в минус.

 

На наш взгляд, необходимо срочное принятие комплекса мер. Часть из них была предложена нами, в том числе и президенту страны Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Вопрос касается тарифного регулирования на перевозку зерна и продукцию зернового передела, выстраивание транспортной инфраструктуры и инфраструктуры хранения зерна, с тем, чтобы обеспечить стабильный переброс продовольственных ресурсов  на восток страны и сформировать существенные ресурсы для экспорта и его наращивания в последующие годы, в частности, в страны азиатского региона. В этом смысле мы считаем необходимым более четкое взаимодействие с федеральными государственными структурами, которые созданы специально для решения подобных задач. В первую очередь, речь идет о государственной зерновой компании.

 

Мы считаем, что данный механизм может быть использован для наращивания государственного экспорта сельхозпродукции. Международные эксперты дают такую оценку: потребность восточноазиатских стран в зерновых культурах в ближайшее время составит более чем 50 млн. тонн по году. Развитие необходимой портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке позволит России выйти на этот перспективный рынок уже в ближайшие годы. И экспортировать до 4-5 млн. тонн зерновых культур в эти страны. Считаю, что Объединенная зерновая компания могла бы использовать часть зерна, приобретенного в рамках государственного заказа, для экспорта. Обобенно в рамках долгосрочных межгосударственных договоров.

 

Что касается Алтайского края, то расчеты показывают, что мы можем увеличить производство зерновых культур и выйти к 2015 году на устойчивое годовое производство 5-7 млн. тонн зерна. Это позволит нарастить объемы его переработки и отгрузки покупателям в России и за рубежом.  

 

Безусловно, важную роль в обеспечении перетоков излишков зерна и развитии его экспорта должна играть гибкая тарифная политика. По нашему глубокому убеждению, в текущих условиях только максимально диверсифицированное сельхозпроизводство с обязательным компонентом животноводством может обеспечить стабильную работу и занятость на предприятиях. Тому есть наглядное подтверждение. В текущем году хозяйства, последовательно развивающие животноводство, демонстрируют большую финансовую устойчивость, не испытывают проблем с привлечением денежных средств для осуществления текущей производственной деятельности.

 

В целом за последние годы при поддержке краевой администрации был реализован целый ряд крупных инвестпроектов именно в животноводстве. Для реализации столь масштабных проектов в перспективе потребуется соответствующее развитие инфраструктуры. В частности, в степном Алтае  необходимо будет осуществлять поддержку и развитие оросительных систем, без которых невозможно нормальное ведение молочного животноводства.

 

Мы рассчитываем на продолжение субсидирования части затрат на приобретение племенного скота и развитие центров искусственного осеменения. Более масштабная поддержка в вопросах развития животноводства отдельных значимых аграрных регионов крайне необходима. Экспертами отмечается высокая зависимость России от импорта молочной продукции и мяса, все большая зависимость наблюдается в вопросах селекции и технологий. В этой связи я еще раз публично обращаюсь к руководству Россельхозакадемии, и в этом смысле мы солидарны с руководством Сибирского отделения Россельхозакадемии, о необходимости в ближайшее время создания у нас в Алтайском крае научно-исследовательского института животноводства. Это просто жизненно необходимо. Мы могли бы в этом смысле претендовать на уникальную роль регионального центра – поставщика российского племенного скота для многих регионов Сибири и Дальнего Востока.

 

Безусловно, хороший импульс развития молочного и мясного животноводства в перспективе может дать продолжение поддержки значимых региональных программ. Прошедший год продемонстрировал эффективность этой работы: только на программу развития животноводства было привлечено более 4 млрд. инвестиционных ресурсов. Развитие животноводства решает, по сути, одну из наиболее острых проблем сельской местности – проблему занятости. Уровень безработицы традиционно у нас в крае выше среднегородского. В этой связи одной из наиболее востребованных мер господдержки стало выделение субсидии безработным гражданам на открытие собственного дела, а также гранты начинающим бизнесменам на развитие предпринимательской деятельности. Подавляющее большинство этих средств направлено было на развитие животноводства, что дало несомненный положительный эффект.

 

Учитывая данный опыт, мы приступили к разработке программы «100 молочных и 100 мясных ферм Алтая». В ближайшее время такая программа будет утверждена. В рамках которой индивидуальные предприниматели и главы крестьянских и фермерских хозяйств смогут получить господдержку с целью приобретения племенного скота, молочного и кормозаготовительного оборудования. С одной стороны, это будет дополнительным стимулом для диверсификации производства крестьянских фермерских хозяйств, с другой, реальной возможностью для последовательного укрупнения бывших личных подсобных хозяйств.

 

В начале, когда стартовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», эта тема была обозначена в качестве приоритетной. Мы активно в этом участвовали. Но я должен сказать: да, на каком-то этапе ЛПХ – это то, что не позволило окончательно деградировать селу, дало определенные источники существования... Но если говорить честно и объективно, я вынужден констатировать следующее: да, это средство, но это средство главным образом выживания. ЛПХ – это не средство развития современного села и животноводства, в частности. Поэтому наша задача, в том числе через программу, о которой я только что сказал, - позволить выйти личному подсобному хозяйству уже в формат фермерского, в том числе через создание миниферм при государственной поддержке...

 

В последние годы одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на темпы развития, стал вопрос кадрового обеспечения. Не секрет, что внедрение современной техники и оборудования, частое изменение рыночной конъюнктуры, усложнение процесса планирования производственно-хозяйственной деятельности требует адекватной подготовки специалистов, постоянного повышения уровня их знаний...

 

... Одним из наиболее оптимальных вариантов решения жилищного вопроса является выделение и обустройство новых кварталов жилищной застройки. В этой связи мы в крае с большим воодушевлением восприняли инциативу Минсельхоза о проведении конкурса среди муниципальных образований по комплексной малоэтажной застройке населенных пунктов. Один из проектов Алтайского края – комплексная компактная застройка микрорайона в селе Мамонтово – вошел в число победителей. Очень жаль, что эта хорошая идея в 2010 году Министерством сельского хозяйства была приостановлена, и финансирования по этому сегменту государственной программы мы в 2010 году не получили. Что означает замораживание  таких серьезных ресурсов? Практически приостановлено строительство современного детского сада, инфраструктуры поселка... Нам бы хотелось в этом смысле видеть политику федерального центра более предсказуемой и последовательной.

 

Если говорить об исторических параллелях, то, конечно, Петр Аркадьевич Столыпин в этом смысле дает нам очень хороший пример, как надо держать слово, но при этом проверять исполнение... Когда Столыпин убедился, что все, о чем докладывали переселенцы, выполнено, то государство также в полной мере выполнило свои обязательства перед переселенцами. Это хороший пример для подражания...

 

Мы не боимся никаких инспекций, мы открыты. Прошу считать нынешнюю конференцию общественно-научной экспертизой нашей деятельности. И просим доложить об этом правительству России.

 

В контексте проблемы социального развития села лежит проблема так называемых малых деревень. Я очень болезненно воспринимаю попытку упрекнуть меня лично в забвении этой проблемы или ее недопонимании, хотя бы потому, что той деревни, где я родился, нет на карте, и от нее не осталось даже погоста, а от той деревни, где я ходил в начальную школу, учился читать и писать, остался только погост. Поэтому для меня это проблема не только экономической и исторической, но еще и личной памяти. Но мы должны понимать, что в основе расселения в сельской местности всегда лежали и будут лежать аспекты технологические – уровень развития производительных сил и характер используемых технологий. Мы должны будем решать вопросы сохранения и развития сельских поселений, поддержание и развитие социальной инфраструктуры в них, только опираясь на эту экономическую первооснову...

 

В рамках нашего проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» включен ряд мероприятий по развитию несельскохозяйственной занятости населения. Для нас это очень важно. Это и развитие сельского туризма, и использование бальнеологических ресурсов края.   

 

Историки, политологи, публицисты по-разному относятся к итогам аграрных преобразований Столыпина. Но мы в Алтайском крае считаем, что эти пребразвания сыграли выдающуюся роль в истории Алтая... Но совершенно ясно, что новые исторические условия диктуют новые подходы, и мы сегодня говорим об определенном стандарте комфортности проживания в сельской местности, совершенно очевидно, что он сегодня другой, чем был 100 лет назад. Для России XXI века стандартом, по нашему глубокому убеждению, должны стать достойные работа и зарплата, комфортное жилье, широкие возможности для воспитания детей и реализации собственных талантов.