18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Похоже, от совместных заявлений, заседаний и обменом визитами Беларусь и Алтайский край переходят к осуществлению взаимовыгодных проектов. Во всяком случае, об этом сообщил вице-губернатор Алтайского края Яков Ишутин по итогам визита в Белоруссию представительной алтайской делегации.

  

В ее состав вошли более двух десятков человек, как руководителей краевых ведомств (начальники управлений сельского хозяйства Александр Чеботаев и промышленности и энергетики Виктор Мещеряков), так и руководителей Барнаула и Рубцовска, топ-менеджеров ведущих алтайских предприятий (ООО «АлтайМАЗсервис», ОАО «ПО Алтайский моторный завод», ОАО «АНИТИМ» и др.). Возглавлял делегацию вице-губернатор Яков Ишутин.

 

В ходе визита состоялось первое заседание двусторонней комиссии по координации сотрудничества между Республикой Беларусь и Алтайским краем, по итогам которого  Ишутиным и 1-ым заместителем министра иностранных дел Игорем Петрищенко был подписан протокол о перспективах сотрудничества между регионом и республикой на 2009-2011 годы. Комиссия эта была создана еще в 1998 году, однако к практической работе приступила только сейчас. Местные наблюдатели связывают этот факт с визитом в 2007 году в Беларусь губернатор края Александра Карлина. Вскоре с ответным визитом край посетил премьер-министр Сергей Свидерский. После чего наши контакты значительно активизировались.

 



 


СПРАВКА. Торгово-экономические отношения Алтайского края и Республики Беларусь

 

По данным Управления Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей, по объему товарооборота с РБ Алтайский края в рамках СФО стабильно занимает 6-ю позицию. В 2008 году товарооборот края с РБ составил $62,1 млн. По сравнению с предыдущим годом увеличение оборота составило почти 17 процентов. При этом в основе рост импорта – увеличение в 3,6 раза поставок в край сельхозуборочных машин белорусского производства. Так, в 2008 году сельхозтоваропроизводителями Алтайского края было приобретено техники, производимой в Белоруссии, на сумму 1,1 млрд. руб.: более 400 тракторов марки МТЗ, 123 зерноуборочных комбайна, 46 кормоуборочных комбайнов, 201 пресс-подборщик, 39 сеялок.
 

Основными экспортируемыми из Алтайского края в РБ товарами в течение последних двух лет остаются двигатели внутреннего сгорания и запчасти к ним, изделия из асбеста, котлы и вспомогательное оборудование, шины и покрышки, кокс из каменного угля. Кроме того, Алтайский край поставляет в Белоруссию мукомольно-крупяную, фармацевтическую продукцию, продукты неорганической химии, органические химические соединения. Также в республики ввозятся алтайские железнодорожные вагоны и их запчасти, изделия из черных металлов. В Алтайском крае традиционно пользуются спросом белорусские тракторы, машины для уборки сельхозкультур (в т.ч. пресс-подборщики), моторные транспортные средства, прицепы и полуприцепы, автопогрузчики и бульдозеры, лифты, эскалаторы, шины и покрышки. Также в регион из Белоруссии поставляются мебель, пластмассы и изделия из них, электромеханические бытовые машины, краски, лаки, изделия из черных металлов и др. товары.  

 

Между тем кризис не обошел стороной и наши партнерские отношения. Так, в 2009 году объемы товарооборота упали в 1 квартале до $6 млн.  «Это опасная тенденция, которую надо переломить и добиться увеличения и сохранения в будущем этого показателя не ниже уровня прошлого года», - отметил Яков Ишутин. Кризис повлиял и на Беларусь, поэтому она очень заинтересованы в сотрудничестве с Россией в целом и нашим регионом в частности. Достаточно сказать, что внутренний спрос на белорусскую сельхозтехнику не превышает 20-25 процентов от производимого на заводах Беларуси объема.

 
Центральным событием визита стало продолжение переговоров об открытии в Рубцовске на базе ЗАО «Рубцовский завод запчастей» (РЗЗ) совместного предприятия по производству тракторов марки МТЗ-80 и МТЗ-82. На начальном этапе планируется организация сборочного производства около 1000 тракторов в год. В дальнейшем предполагается изготавливать ряд деталей и узлов на рубцовских предприятиях.  


Переговоры с белоруссами идут давно. Мэр Рубцовска Петр Гамалеев уже во второй раз побывал с визитом в Беларуси. И, похоже, настойчивость рубцовчан, которым терять-то нечего, дает плоды. Хотя руководство МТЗ сегодня внимательно изучает аж четыре  пилотных (помимо Алтая свои предложения прислали Новосибирск, Омск и Хакасия) проекта по размещению сборочного производства в России, Рубцовск ходит в фаворитах. Этому есть целый ряд оснований: наличие серьезной производственной базы, квалифицированной рабочей силы, опытных инженерных кадров и т.д.  Тем более, Рубцовск переживает далеко не лучшие свои времена, поэтому любой проект, предусматривающий возрождение тракторостроения, вызывает особый интерес. Кстати, в Рубцовск из Минска уже пришли первые 26 машинокомплектов тракторов для осуществления пробной сборки.

 

- И МИД Беларуси, и посольство РФ заверили нас, что рубцовский проект имеет высокие конкурентные преимущества и вполне может рассчитывать на успех, - заверил Яков Ишутин. - Разумеется, тысяча тракторов в год – это немного, но лиха беда начала.

 

Кстати, уже сегодня Алтайский край приобретает ежегодно около 400 тракторов МТЗ-80, 82. Теперь их будут собирать на Алтае, где они будут стоить, по оценкам специалистов, на 7-10 процентов дешевле. Есть на МТЗ и линейка тракторов малой мощности, которые также могут собираться в Рубцовске на базе РЗЗ и Алттрака. Нельзя забывать, что МТЗ являются основным трактором и в лесной отрасли края. Всего же около 14 тыс. белорусских тракторов работают сегодня на Алтае. Поэтому Беларусь – один из основных партнеров нашего региона в техническом оснащении парка сельхозмашин.

 

Инвестором проекта выступят с российской стороны – собственник РЗЗ рубцовский предприниматель Виктор Зобнев и мэрия Рубцовска, с белорусской – РУП «Минский тракторный завод». Как уверяют инициаторы проекта, больших затрат он на первом этапе  не потребует - на запуск производства, по некоторым оценкам, потребуется 4-5 млн. руб. Планируется создать более 100 рабочих мест. Рынок сбыта – Западная Сибирь. Уже к лету 2010 года планируется собрать первую тысячу тракторов.  Уже заканчивается работа над бизнес-планом, в ближайшем будущем делегация РУП «МТЗ» приедет в Рубцовск для уточнения и согласования технических вопросов, а подписание контракта планируется осуществить в течение месяца.

 

Есть интерес у алтайских сельхозтоваропроизводителей и к зерноуборочным комбайнам Лида-1300 и Лида-1600, производимым на «Лидагропроммаш». На их базе изготавливаются кормо- и свеклоуборочные комбайны. Несколько опытных образцов уже работают на Алтае, и алтайские крестьяне хорошо о них отзываются.

 

Продолжится сотрудничество администрации Барнаула с заводом «Могилевлифтмаш», который является основным поставщиком лифтов для барнаульских домов. По 185-ФЗ, который предполагает капитальный ремонт жилых домов, мы должны заменить 186 лифтов. Договоренность о поставке лифтов достигнута, они уже отгружаются на Алтай.

Могилевские лифты традиционно характеризуются высоким качеством, к тому же краевой центр давно сотрудничает с Беларусью.

 

В Беларусь планируется поставлять дизели ОАО «ПО АМЗ» для производственных нужд ОАО «Амкодор», ПО «Гомсельмаш» и ОАО «Лидагропроммаш»

 

Продолжится сборка белорусских троллейбусов на Алтае, изучается возможность поставки или сборки в нашем регионе белорусских трамваев.

 

В завершении визита представители делегации встретились с послом России в Беларуси  и бывшим главой администрации края Александром Суриковым. Он пообещал, что с его стороны Алтай может полностью рассчитывать на всестороннюю поддержку и продвижение его интересов. «Действительно, мы постоянно ощущаем сопровождение наших совместных проектов со стороны посольства. В Беларуси при его содействии всем предложениям с алтайской стороны открыта «зеленая улица», - подытожил Яков Ишутин. 

 

Артем КУДИНОВ