18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Как свидетельствуют статистические данные, в базовых отраслях экономики края в уходящем году наблюдался устойчивый рост основных финансово-экономических показателей. Для некоторых отраслей, к примеру, строительной, дорожной, лесной, 2007 год стал поистине переломным, а в сфере газификации в этом году был сделан серьезный задел для реализации в ближайшие годы грандиозных инфраструктурных проектов. Об итогах и перспективах развития этих отраслей рассказывает вице-губернатор Яков Ишутин.

вице-губернатор Яков Ишутин

- Яков Николаевич, каковы промежуточные и предварительные итоги работы строительного комплекса края в 2007 году?

-  Надо отметить, что в Алтайском крае в текущем году сохраняются положительные тенденции в работе строительного комплекса, что оказывает позитивное влияние на динамику экономического роста в целом.

Объем работ, выполненных собственными силами организаций по строительству, за январь-сентябрь составил 12,5 млрд. руб., что значительно – на 123,3% – превышает уровень аналогичного периода 2006 года.

В крае реализуется ряд крупномасштабных промышленных инвестиционных проектов, в числе которых освоение месторождений полиметаллических руд в Рубцовском и Змеиногорском районах (стоимость проекта более 8 млрд. руб.).

В рамках реализации приоритетного национального проекта в агропромышленном комплексе введены в эксплуатацию  помещения для скота и свиней общей мощностью свыше 2 тысяч скотомест.

Расширяются мощности торговых предприятий и обслуживающей сферы, в эксплуатацию введено 39,2 тыс. кв. м общей площади торговых организаций и 326 мест предприятий общественного питания.

Ведется работа по развитию инженерных сетей. За прошедшие 10 месяцев введены в действие сети  газификации протяженность 250 км, 20,5 км – электрических, 7,2 км – водопроводных, 2,1 км – тепловых сетей.

И наконец, активно развивается жилищное строительство. За январь-октябрь предприятиями, организациями и индивидуальными застройщиками построено 5119 квартир. Ввод общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования в январе-ноябре 2007 года составил 541,9 тыс. кв. м, превысив прошлогодний уровень в 1,7 раза. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» с участием средств федерального бюджета ведется оснащение коммунальное инфраструктурой  новых районов Барнаула – кварталов 2000 и 2001. В целом за 2007 год в крае планируется ввести более 550 тыс. кв. м общей площади жилья, что на 120 процентов выше аналогичного прошлогоднего показателя.

В отличие от других субъектов СФО, где основной  объем жилищного строительства сосредоточен в основном в областных центрах, в крае сохраняется положительная динамика жилищного строительства в сельской местности. Здесь  за прошедший период введено 154,2 тыс. кв. м общей площади, а темпы роста составили 160%.

- Каковы источники и объекты капиталовложений?

- Подчеркну, инвестиционная деятельность на территории края в текущем году имела выраженный социальный характер. По отраслям социальной сферы одним из важнейших направлений остается строительство социально значимых  объектов -  вводных и с высокой степенью готовности. В 2007 году, юбилейном для Алтайского края, обеспечен самый большой в текущем десятилетии объем работ по строительству и вводу в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения.

На объектах социальной сферы и жилья, финансирование строительства которых ведется за счет средств краевого и местных бюджетов, с привлечением федеральных инвестиций, строителями за прошедший период освоено около миллиарда рублей бюджетных инвестиций. Это позволило ввести в эксплуатацию первую очередь II пускового комплекса на 270 коек регионального центра радиационной и экологической медицины (краевая клиническая больница), операционный корпус Алтайского краевого кардиологического диспансера, хирургический корпус 7-й многопрофильной детской больницы на ул. Северо-Западной в Барнауле, онкологический диспансер в Бийске, кардиологическое отделение МУЗ «Славгородская ЦРБ», акушерский корпус в Камне-на-Оби.

Открыли двери и приняли учеников 5 новых школ, мощность которых суммарно составляет 2414 ученических мест, детский дом на 175 мест в с. Топчихе.

В Рубцовске построен современный оздоровительный центр общей площадью более 5 тыс. кв. м.

Этот год стал специфичным в том отношении, что треть освоенных бюджетных инвестиций направлена на объекты культуры и, следовательно, на духовное развитие населения края. Знаковым во многих отношениях стал ввод двух объектов. Так, 14 сентября после реконструкции открылся Алтайский краевой театр драмы им. Шукшина. А 28 сентября текущего года торжественно открылось после многолетней реконструкции, многострадального «долгостроя» здание государственной филармонии Алтайского края.

- С какими проблемами сталкивались строители, как их решали?

- Администрацией края перед строительным комплексом была поставлена задача по выполнению в 2007, юбилейном для края, году самого большого в текущем десятилетии объема работа по строительству и вводу в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения. На многих объектах, включенных в состав пусковых, на начало года были совмещены работы по предпроектным, проектным и строительно-монтажным работам.

В сжатые сроки все объекты были обеспечены качественной проектно-сметной документацией, укомплектованы необходимым количеством трудовых ресурсов, строительно-монтажные работы проводились в соответствии с утвержденными графиками производства работ. Например, на реконструкции Театра драмы была организована трехсменная работа, что позволило значительно сократить сроки строительства и обеспечить ввод объекта к юбилею края. При плановом сроке реконструкции театра – 24 месяца, все работы выполнены на высоком качественном уровне за 10 месяцев. Что и говорить, ударные темпы!..

- Какой объем инвестиций в сферу газификации края удалось освоить в этом году? Каковы ближайшие и долгосрочные перспективы газификации нашего региона, за счет каких источников предполагается ее осуществлять?

- В рамках реализации выполнения мероприятий по газификации края определен общий объем  капитальных вложений, направляемых на газификацию в текущем году за счет внебюджетных средств и средств бюджетов всех уровней в сумме 1131,341 млн. руб. Из них почти одна треть приходится на инвестиции ОАО «Газпром». А объем капиталовложений ОАО «Росгазификация» в газификацию города-курорта Белокуриха составит 1,3 млрд. руб.

В настоящее время прорабатывается вопрос о выполнении проекта газопровода «Алтай», по которому природный газ будет транспортироваться в Китай. Состоялись общественные слушания, на которых рассматривался вопрос прохождения трубопровода по территории Алтайского края. Протяженность газопровода составит более 400 км.

В перспективе планируется газифицировать южные и юго-западные районы края. На заседании Совета Федерации Федерального собрания РФ, посвященном социально-экономическому развитию Алтайского края, были одобрены предложения о газификации Алтайского края в направлении южных и юго-западных районов. Планируется строительство магистральных газопроводов в направлении Славгорода и Рубцовска по инвестиционной программе ОАО «Газпром». Протяженность газопровода в южном направлении составит 270 км, в юго-западном направлении – 300 км, планируется строительство 48 газораспределительных станций. Газификация охватит 6 городов, 37 районов, 493 населенных пункта, ожидаемый объем газопотребления составит 4,3 млрд. куб. м/год.

В 2008 году  продолжатся работы по строительству участка магистрального газопровода  Бийск – Смоленское – Горно-Алтайск, от которого будут газифицированы прилегающие территории. Прорабатывается вопрос газификации Алтайского и Смоленского районов, в том числе игорной зоны и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

- Как работала дорожно-строительная отрасль края? Не уменьшатся ли капиталовложения в будущем году? Какие объекты транспортной инфраструктуры планируется построить или реконструировать в ближайшие годы?

- Немного статистики, без которой трудно представить работу отрасли. Предприятиями дорожного хозяйства края за 10 месяцев 2007 года освоено 2646,2 тыс. руб. (84,8% к плану года), в том числе 831,71 тыс. руб. (89,8% к плану года) – средства федерального бюджета, выделенные на федеральную дорожную сеть, проходящую по территории края, и 451,16 тыс. руб. (90,7% к плану года) – субсидии из федерального бюджета на территориальную дорожную сеть.

Отремонтировано 653,5 км территориальных дорог, в том числе методом шероховатой поверхностной обработки 639,2 км.

На федеральной дорожной сети осуществлен ремонт и капитальный ремонт 164,67 км автодорог и 131,73 п. м мостов и путепроводов. Общий  объем финансирования дорожного хозяйства края в 2007 году превышает прошлогодние темпы на 24,1%. Инвестиции в дорожное хозяйство края составили в текущем году 727,2 млн. руб.

2007 год является 70-летним, юбилейным для Алтайского края и дорожной отрасли края.

Алтайские дорожники сохранили лучшие традиции предшествующих поколений и продолжают совершенствовать свое мастерство.  К юбилею введен в эксплуатацию ряд социально значимых дорог. Сдача участка  дороги Юдиха – Тюменцево протяженностью 11 км позволила кратчайшим путем соединить с Барнаулом все райцентры современными дорогами с асфальтобетонным покрытием. С высоким качеством выполнена реконструкция участков автодорог Бийск – Белокуриха (14,2 км), Павловск – Ребриха – Буканское (8,2 км), Бийск – Мартыново – Кузедеево (8,0 км). Продолжено строительство автодороги Малый Бащелак – Большой Бащелак – Тальменка в границах Солонешенского района, что позволит соединить районные центры с Чарышского и Солонешенского районов.

Начата реконструкция автодорог  Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда – Славгород – Карасук, Барнаул – Камень-на-Оби – граница Новосибирской области, Алейск – Петропавловское – Бийск в Быстроистокском районе. В Третьяковском районе на границе с Республикой Казахстан обустроен участок автодороги Поспелиха – Курья – Третьяково – граница Республики Казахстан (2,2 км).

Построены мостовые переходы через р. Чистюнька на автодороге Троицкое – Целинное в Целинном районе; через р. Сентелек  на автодороге  Сентелек – Машенко – Аба в Чарышском районе; через р. Сараса в Алтайском районе: через р. Генералка в Чарышском районе.

Прогнозируемые объемы финансирования дорожного хозяйства края на 2008 год 4,0 млрд. руб. (120% к уровню 2007 года). При этом инвестиции в развитие дорожной сети края составят 780 млн. руб. (107,3% к уровню 2007 года).

В 2008 году будут продолжены:

* Реконструкция автодорог: М-52 «Чуйский тракт», км 183-202; Бийск – Белокуриха; Барнаул – Камень-на-Оби – граница Новосибирской области; Павловск – Ребриха – Буканское;  Рубцовск – Змеиногорск; Малый Бащелак – Большой Бащелак – Тальменка в Солонешенском районе.

* Строительство моста через р. Ангуреп в Целинном районе.

* Капитальный ремонт участков автодороги А-349 Барнаул – Рубцовск – граница Республики Казахстан.

* Планируется создание транспортной инфраструктуры в туристско-рекреационной и игорной зонам (автодорога Алтайское – Ая – Нижнекаянча – Бирюзовая Катунь, мостовой переход через р. Катунь у с. Ая).

При наличии соответствующего финансирования на последующие годы назрела необходимость строительства обходов городов Бийск, Рубцовск, Барнаул.

Стоит особо отметить, что в 2007 году были направлены беспрецедентные по объему средства на ремонт дорог в краевом центре. Так, только из федерального бюджета было получено 476 млн. рублей. Была поставлена задача взять за эталон качества Павловский тракт. Контроль за качеством осуществлялся лабораториями Автодора, новосибирцами. В результате только вследствие четко организованного контроля было сэкономлено более 45 млн. рублей. Разумеется, и качество стало лучше. К тому же применялись новые технологии, асфальт высокого качества, производимый предприятиями Алтайавтодора. И надо сказать, все получилось: дорожные работы были выполнены в полном объеме и в срок, за исключением дороги по ул. Космонавтов.

Приоритет качества, помимо всего прочего, объясняется тем, что край всерьез занялся обустройством инфраструктуры в условиях развития туристско-рекреационного потенциала края.  А дорожно-транспортная составляющая является важнейшей компонентой этой инфраструктуры. Значит, дороги, особенно в направлении ОЭЗ туристско-рекреационного типа, должны соответствовать если не мировым, то лучшим отечественным стандартам. Это имидж края, а значит, вопрос политический. Хочу подчеркнуть, что высокие требования к качеству дорожного строительства сохранятся и в ближайшие годы.

- Как решается другая серьезная и застарелая проблема – качества придорожного сервиса?

- Действительно, это серьезная проблема. Ведь уровень придорожного сервиса явно не соответствует задачам, которые решает сегодня край, требованиям действующего законодательства. Поэтому все крики о притесненении участников этой сферы предпринимательства – кликушество. Тот, кто поддерживает и защищает такой, с позволения сказать, «малый бизнес», пусть и питается в таких забегаловках. Уверен, долго он не проживает. Почему, спрашивается, крупный бизнес должен соблюдать все требования закона, а мелкие предприниматели могут их игнорировать? Мы просто приводим реалии в соответствие с требованиями закона. Вот и все!

В этом отношении мы недовольны деятельностью Роспотребнадзора, который попросту не выполняет свои функции. Наши выводы подтвердила и прокуратура. У Роспотребнадзора есть все возможности серьезно воздействовать на злостных нарушителей действующего законодательства, работающих в сфере придорожного сервиса. Можно через прокуратуру, суд добиваться их закрытия, путем предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц. 

Мы с таким положением дел мириться не будем, поскольку этому нет никакого оправдания. Я твердо заявляю: порядок в этой сфере будет наведен. Ведь цивилизовался же автозаправочный бизнес, и наши заправки теперь по качеству обслуживания, по оборудованию не уступают самым высоким стандартам. Тем более, что есть интерес к сфере придорожного сервиса со стороны серьезных инвесторов.

Вышел неплохой федеральный закон по дорогам, в котором 22 статья недвусмыссленно регулирует все требования к придорожному сервису. В первую очередь, разъезды, подъезды, стоянки и т.д., все то, что обеспечивает безопасность дорожного движения. Только в этом случае может по согласованию с владельцем дороги начинаться какое-либо строительство объектов придорожного сервиса.

Поэтому и ГУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства», и ГУП «Алтайавтодор» поставлена задача навести порядок в этой сфере.

- Как идет реформирование лесной отрасли края? Завершилась ли разработка ее законодательной базы?

- Лесная отрасль вступает в стадию завершения реформирования. Практически удовлетворены все претензии со стороны прокуратуры, заключавшиеся в том, что Управление лесами не должно осуществлять функции госконтроля. Мы скорректировали краевое законодательство. Главное, что в результате реформ удалось сохранить существовавшие коллективы, кадровый потенциал, высококлассных специалистов. Сохранить эффективный механизм защиты лесов от пожаров со всей материально-технической базой, систему лесовосстановления и т.д. Причем за счет средств частных инвесторов. Вместе с тем развитие получит сфера переработки древесины. Алтайский край занимает одно из ведущих мест в этой области в России. В рамках нового закона уже начинается реализация масштабных инвестиционных проектов при непосредственном участии частных коммерческих структур.

Лесные угодья взяли в аренду те же самые коллективы лесхозов, теперь существующие в новой организационно-правовой форме. За исключением Барнаульского, Озерского, Боровлянского и Верх-Обского лесхозов, где появились новые, частные арендаторы. С ними налажено тесное взаимодействие. «Чужих» людей – новосибирцев, москвичей и т.д. - среди нет нет. В результате вырастут налоговые поступления в бюджет края. Так, к примеру, в Ключевском лесхозе дополнительные поступления в бюджеты разных уровней составят по году более 10,5 млн. руб. И это только по одному хозяйству! Конечно, все гладко бывает только на бумаге. Есть вопросы и по новому законодательству, особенно по сельским лесам, находившимся в ведении сельскохозяйственных организаций. Там по 15-20 лет не проводилось лесоустройство, лесное хозяйство велось безобразнейшим образом, процветали самовольные рубки и т.д. Проблем будет немало, но экономика лесного хозяйства позволяет рассчитывать на положительный эффект.