18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В конце 2009 года Счетной палатой Алтайского края была проведена проверка целевого и эффективного использования средств, полученных городским бюджетом разными трансфертами в 2007-м, 2008 годах и за шесть месяцев 2009 года. Итогом проверки стал акт от 10 декабря 2009 года, немалая часть которого обозревает, кому, как и с каким ущербом для бюджета в Барнауле раздавалась земля. Об этом и других «бюджетных реалиях» рассуждает алтайский журналист Сергей Тепляков в материале «Алтайской правды».



В БАРНАУЛЕ РАЗБРАСЫВАЮТСЯ БЮДЖЕТНЫМИ ДЕНЬГАМИ ТАК, БУДТО ИХ НЕКУДА ДЕВАТЬ...
 

В редакцию "Алтайской правды" пришло постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, куда с жалобой на решение суда предыдущей инстанции обратилось ООО "АЛВЮС-плюс". Об этой фирме, с 2006 года пытающейся построить многоэтажный дом на улице Профинтерна, я пишу с 2006 года. С завидным постоянством почти после каждой моей публикации ООО "АЛВЮС-плюс" подает иск о защите деловой репутации в Алтайский краевой арбитражный суд, а после проигрыша идет дальше, старательно не пропуская ни одну инстанцию. Нынешнее постановление Федерального арбитража, наверное, шестое. Решение уже известное: в удовлетворении кассационной жалобы ООО "АЛВЮС-плюс" отказано. 

 

О земле

 

Суть проблемы проста: я пишу, что стройка на Профинтерна незаконная, так как земельный участок под застройку получен с нарушениями. По Градостроительному кодексу сначала должно быть межевание (для определения размеров участка, свободного от интересов третьих лиц), потом – публичные слушания по проекту межевания и только затем подается пакет документов и, может быть, будет выдано разрешение на строительство. Однако в случае со стройкой на Профинтерна телега оказалась впереди лошади: разрешение на строительство ООО "АЛВЮС-плюс" имело еще в 2006 году, а межевание и публичные слушания были проведены только в 2009 году.

 

На публичных слушаниях я предложил председателю городского комитета по архитектуре Александру Макшанцеву поведать собравшимся, за какие такие красивые глаза он это разрешение выдал. Макшанцев отвечать не стал. Однако, думаю, и с него, и с других городских чиновников спросится – и не мной уже, и не только за участок на улице Профинтерна. Потому что выдача разрешений в обход требований закона – это далеко не все "подвиги" нашей мэрии.

 

В конце 2009 года Счетной палатой Алтайского края была проведена проверка целевого и эффективного использования средств, полученных городским бюджетом разными трансфертами в 2007-м, 2008 годах и за шесть месяцев 2009 года. Итогом проверки стал акт от 10 декабря 2009 года, немалая часть которого обозревает, кому, как и с каким ущербом для бюджета в Барнауле раздавалась земля.

 

Много интересного во взаимоотношениях мэрии и арендаторов земельных участков выяснилось после того, как с 9 февраля 2007 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло к Главному управлению имущественных отношений (ГУИО) Алтайского края. Оказалось, арендаторы задолжали городу почти 95 миллионов рублей, из которых 59 миллионов 326 тысяч 900 рублей – это "нереальная к взысканию задолженность" по причине ликвидации арендаторов, истечения искового срока давности, отсутствия об арендаторах сведений в Едином государственном реестре юридических лиц.

 

На момент передачи полномочий ГУИО не были проведены ни инвентаризация земельных участков, которая позволила бы выявить фактических землепользователей, ни сверка расчетов с арендаторами земельных участков. Сверка эта продолжается до сих пор.

 

Прежде всего выяснилось, что городские чиновники создают просто райские условия для тех, кто строит. Например, дебиторская задолженность покупателей по договорам купли-продажи участков под жилищное строительство (почти 14 с половиной миллионов рублей) числилась с 2004-2006 годов, хотя по закону не должна превышать трех месяцев. Более того, в первом квартале 2008 года эта задолженность была любезно списана через бюджетный учет городского комитета по земельным ресурсам. Проще говоря, "купив" от мэрии участок, граждане "забывали" за него заплатить, а мэрия им это прощала.

 

Об имуществе

 

Впрочем, городские чиновники любят не только строителей. В акте Счетной палаты указаны факты, когда водопровод, тепловые сети и канализация предоставлялись коммерсантам в безвозмездное пользование. Так, в 2005 году ООО "Барнаулэнерго" передано в аренду городского имущества на 150 миллионов 609 тысяч рублей (арендная плата составляла 986 тысяч 300 рублей). За последующие три года "Барнаулэнерго" получило имущества еще почти на 37 миллионов рублей, но арендная плата почему-то увеличена не была. Точно так же, без пересмотра условий аренды, получали городское имущество ООО "Барнаульская сетевая компания" (на 14 миллионов 195 тысяч рублей) и ООО "Барнаульский водоканал" (на 26 миллионов 796 тысяч 100 рублей). Арендная плата для данных предприятий не увеличилась и после того, как в январе 2007 года по приказу Минфина РФ была произведена переоценка основных средств.

 

Однако это, похоже, не сильно волновало городских чиновников: в муниципальном учреждении "Барнаульское имущественное казначейство" учет переданного по заключенным договорам аренды имущества отсутствовал! Немудрено, что арендаторы не больно-то торопились платить: проверка Счетной палаты установила, что только ООО "Барнаульская сетевая компания" с 2006 по 2009 годы недоплатила в городской бюджет 2 миллиона 211 тысяч 300 рублей.

 

Таким же расположением обычно неумолимых бюрократов пользовался почему-то МУП "Комбинат школьного питания" (в 2009 году преобразовавшийся в ОАО "Комбинат школьного питания-Глобус"), получивший муниципальное имущество в безвозмездное пользование и даже без заключения договора аренды. При этом в комитете по управлению муниципальной собственностью вроде бы должны быть сведения о переданных "Комбинату школьного питания" помещениях и оборудовании – а их нет.

 

По итогам проверки Счетная палата предъявила главе города Барнаула Владимиру Колганову представление, в котором было предложено "привести нормативные правовые акты города, регламентирующие расходование бюджетных средств на предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов в отрасли ЖКХ, предприятиям пассажирского транспорта, в соответствие с требованиями Указа Президента РФ от 19 мая 2008 года "О мерах по противодействию коррупции" в части исключения неоднозначных трактовок правил и норм, определяющих расходование бюджетных средств".

 

Счетная палата предложила мэрии:

 

– при предоставлении льгот по местным налогам и сборам оценивать, какие суммы из-за этого недополучит бюджет. С доверительных управляющих, которые, согласно акту проверки, удержали за собой больше 10 миллионов рублей из средств, поступивших в счет оплаты муниципального имущества, взыскать штрафные санкции и затребовать ряд документов, нормализовавших бы отношения;

 

– в бюджет города с МУП "Южком" и МУП "ЖЭУ N 47 "Строитель" взыскать 5 миллионов 179 тысяч 900 рублей за продажу недвижимости, а в бюджет края – перечислить больше 1 миллиона 600 тысяч рублей арендной платы за земельные участки, необоснованно зачисленной в бюджет города, и "средств неосновательного обогащения";

 

– восстановить списанную дебиторскую задолженность покупателей земельных участков (14 млн. 489 тыс. 400 рублей), взыскать ее и перечислить в бюджетную систему Алтайского края;

 

– восстановить в краевой и городской бюджеты больше 26 миллионов рублей, необоснованно израсходованные при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автодорог в результате завышения объемов выполненных работ;

 

– восстановить в городской бюджет больше 14 миллионов рублей субсидий, выделенных с разными нарушениями законодательства МУП "Гор-электротранс", ОАО "БарнаулПассажирТранс", ООО "Барнаульский речной порт", ООО "Барнаулэнерго" и жилищно-коммунальным предприятиям.

 

И это – только часть предложений, которые на самом деле являются предупреждением, после которого – только приговор.

 

Где деньги, Зин?!

 

Немного отвлечемся. В принятом 26 февраля Генплане Барнаула запланирована масса грандиозного: и тоннель под городом, и выход его на правый берег, и обводная дорога. Все это воздушные замки, фантазии, которыми развлекает горожан уже не первое поколение городских чиновников: про автомобильный тоннель под вокзалом с выходом на улицу Антона Петрова говорил еще Владимир Баварин в конце 90-х годов. Может, при прежнем мэре это и получилось бы. А вот на нынешнее руководство надежда невелика.

 

Зачем забивать горожанам голову тоннелями и объездными дорогами, если даже "по мелочи" в городе мало что делается? Вот что необходимо городу до крайности: переходы (надземные или подземные) через проспект Красноармейский в районе улиц Папанинцев, Песчаной, остановки "Аграрный университет". Нужны переходы через Павловский тракт. Необходим капитальный ремонт и расширение улицы Ядринцева. Надо завершить работы на улице Челюскинцев. Пора перекладывать асфальт на улице Попова, и лучше делать это сразу на долгие годы вперед, а не так, как осенью 2009 года под дождем какая-то фирма укатала в асфальт несколько миллионов на улице Советской. Надо строить очистные или хотя бы установить фильтры в тех местах, где вода из ливневой канализации попадет в Барнаулку и в Обь. Да еще неплохо бы переложить трассы водоканала, чтобы их не прорывало ежегодно. На последних каникулах (в честь 23 февраля) центр города больше суток сидел без холодной воды. На все это нужны десятки миллионов рублей. При нынешнем способе управления городским имуществом и финансами, который очень ярко проанализирован актом Счетной палаты, таких денег у Барнаула не будет никогда…  

 

Сергей ТЕПЛЯКОВ

«Алтайская правда» 6 марта 2010 г.