18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

"Кредит - это когда денег не то чтобы совсем нет, а еще меньше"

Аналитические агентства периодически обращаются к показателям исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, чтобы, сравнивая их, оценить экономическую ситуацию в регионах и в стране. Один из наиболее популярных параметров – расходы субъекта на одного жителя. Сравнивать просто, различия – иногда в разы или десятки раз, что особенно привлекает внимание СМИ. Для которых, собственно, все эти аналитические рейтинги и делаются.

Поэтому, кстати говоря, далеко не все эксперты этих агентств используют комплексы показателей: проще и быстрее подготовить рейтинг по одному показателю, а выглядит он ярче и привлекательнее. И читатели такие рейтинги воспринимают легче. Ведь структура бюджетных расходов, экономика региона, географическое положение, государственный долг и функционирование социальной сферы – это параметры, которые нужно анализировать по-настоящему. Гораздо проще оперировать именно суммой расходов из бюджета на одного жителя.

Но этот показатель лишь частично характеризует зажиточность региона. Однако этот подход маскирует реальную ситуацию с бюджетом. Потому что есть еще один важный параметр – уровень долговой нагрузки и расходы на обслуживание долга. Это как с семейным бюджетом: мало иметь приличную зарплату (то есть постоянный доход), нужно еще и кредитами его не перегружать. Тогда можно без особых трудностей и ежедневные расходы планировать, и по-настоящему крупные покупки совершать, не пробивая брешь в бюджете.

Если же речь вести о региональном бюджете, то эффективной бюджетной политикой может похвастаться только регион, в котором долговая нагрузка минимальна. Например, наиболее «зажиточные» (если учитывать только уровень бюджетных расходов на одного жителя) субъекты Сибирского федерального округа – Кемеровская и Новосибирская области, Красноярский край – на обслуживание государственного долга тратят 2,7, 2,9 и 5,3 млрд. рублей соответственно. А это бюджетный ручеек (скорее, крупный поток), постоянно утекающий либо в федеральный бюджет (если регион имеет финансовые обязательства только перед государством), либо в те банковские структуры, которые в свое время кредитовали регион. Иначе нельзя: долги платить обязаны и частные лица, и государственные структуры. То есть эти миллиарды рублей неизбежно исключат из бюджета региона, а значит, рассчитывать на эти деньги нельзя. Так же, как с семейным бюджетом – если у соседа на месяц денежек перехватил, рассчитывай свои силы на следующие месяцы, с учетом этого долга, иначе добрососедские отношения испортятся надолго, если не навсегда.

Но и это еще не все. Самое интересное начинается, когда обращаешься к бюджетным расходам на одного жителя региона за вычетом средств на обслуживание и погашение государственного и муниципального долга. В этом случае субъекты Российской Федерации, которые в упрощенном варианте «рейтинга зажиточности» занимали лидерские позиции, переходят в аутсайдеры. И их расходы на одного жителя в этом случае несравнимы.

Говорят, это строка из песни одного из индейских племен: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». В регионах, которые не обременяют себя излишней долговой нагрузкой, это помнят и не проедают сегодня бюджет своих детей, перекладывая на них расчеты по громадным государственным долгам (платить-то все равно придется).

Показатели исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

за 12 месяцев 2014 года

Субъекты Сибирского федерального округа

Doc22.ru Показатели исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 12 месяцев 2014 года. Субъекты Сибирского федерального округа

По расходам исключительно на обеспечение социальной поддержки населения (то есть расходы на жителя за минусом трат по долгам) Алтайский край в 2014 году занял 17 позицию в Российской Федерации и четвертую – по Сибирскому федеральному округу.

Это значит, что в Алтайском крае размер социальных пособий существенно более значим или соответствует этому показателю в других субъектах Российской Федерации.

Doc22 уже обращался к этой теме в начале года.

В частности, в нашей публикации отмечалось, что среднемесячные расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и реабилитированным в расчете на одного получателя в 2014 году составляли от 672 рублей (Республика Алтай) до 3 тыс. 930 рублей (Ставропольский край). В Алтайском крае – 1 тыс. 805 рублей в месяц, что на уровне иных субъектов (Кемеровская, Смоленская, Тверская области и Забайкальский край).

Максимальный размер ЕДВ ветеранам труда по субъектам с частичной монетизацией льгот – Забайкальский (625 рублей) и Алтайский (615 рублей) края. Минимальный – Саратовская область (150 рублей) и Республика Алтай (148 рублей). В ряде субъектов размер ЕДВ с 2005 года не пересматривался и индексация законодательно не предусматривалась.

Еще несколько цифр из краевого бюджета на 2016 год. В расходах на обеспечение мер социальной поддержки семей с детьми из краевого бюджета в 2016 году на выплату ежемесячного пособия на ребенка заложен 1 млрд. 197 млн. рублей (209 тысяч человек). А расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составят 193 млн. рублей (это региональные выплаты в размере свыше 55 тысяч рублей). А всего на поддержку семей с детьми предусмотрено 5 млрд. 401 млн. рублей. Если бы Алтайский край жил в долг – эти цифры (да и многие другие) были бы значительно меньше.

По материалам Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края